СЕМЬ ГРАНЕЙ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ: Духовный стержень человека, Наследие предков: правовой акцент, Ценности и код нации, Созидательная история Великой степи

Духовный стержень человека

Понимание собственной истории и ее роли в глобальном историческом процессе необходимы для достижения страной высот в будущем. Статьей «Семь граней Великой степи» Президент продолжает системно выстраивать баланс между социально-экономическим и духовным развитием Казахстана.

Статья Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» стала главной темой нового выпуска программы «Открытый диалог с Дауреном Абаевым» на телеканале «Хабар». Министр информации и коммуникаций РК поделился мнением, почему новое выступление Главы государства в печати вызвало такой колоссальный общественный резонанс, и какое практическое значение имеют изложенные в статье идеи.

Даурен Абаев обратил внимание на то, что суверенная Республика Казахстан — это очень молодое государство, в нынешнем году будет отпразднована всего 27-я годовщина с момента обретения Независимости. За эти годы удалось многого добиться: построена рыночная экономика, страна состоялась как социально-ответственное государство, является признанным субъектом международного права. Но при этом, как подчеркнул глава МИК, казахстанский народ проходит очень важный этап в части поиска и осознания собственной самости.

— Историческое мышление человека — это не какая-то статическая субстанция, это органичный ментальный процесс, который постоянно меняет границы нашей самоидентификации. Для человека вопросы «Кто мы?» и «Откуда мы берем свои корни?» всегда будут иметь первостепенное значение. За годы Независимости в этом направлении сделано очень много. Мы сформировали основы новой казахстанской исторической науки. Мы реабилитировали огромный пласт исторического наследия. А празднованием 550-летия Казахского ханства расширены временные границы нашего государственного строительства. Все это нашло свое отражение в нашей системе образования, в культуре, литературе и так далее. И статья Главы государства «Семь граней Великой степи» становится новым рубежом в этом большом процессе. Размышляя над историей, Нурсултан Абишевич предлагает шире, масштабнее взглянуть на собственное прошлое. Оценить роль и значение Великой степи в формировании глобальной истории, — отметил министр информации и коммуникаций.

Отвечая на вопросы журналиста, глава ведомства также подчеркнул, что понимание собственной истории — это важнейшая составляющая духовного стержня человека. По его словам, это позволяет глубже ощущать свою принадлежность к таким общностям, как этнос, нация, человечество в целом.

— Я думаю, что без этого невозможны крупные достижения нашего государства, — считает Даурен Абаев. — Мы поставили перед собой амбициозную цель — войти в число 30 самых развитых стран мира. На текущем этапе для казахстанцев это историческая миссия. Она определит, в какой стране будут жить наши дети, внуки, правнуки… Может ли всего этого достичь нация, чьи помыслы не выходят за рамки сиюминутных интересов, интересов «здесь и сейчас»? Поэтому Президент продолжает системно выстраивать баланс между социально-экономическим и духовным развитием нашей страны.

Как подчеркнул министр, в этом ключе статья «Семь граней Великой степи» гармонично ложится в канву программы «Рухани жаңғыру» в части модернизации общественного сознания казахстанцев.

Лилия СЫЗДЫКОВА.

Наследие предков: правовой акцент

Уникальные правовые традиции, существовавшие в казахской степи, можно использовать в дальнейшем конституционном строительстве.

Такое предположение высказал председатель Конституционного совета РК Кайрат Мами на открытии очередного заседания Научно-консультативного совета (НКС) при КСРК.

В своем выступлении он отметил, что НКС был создан еще в начале этого года для научно-методологического обеспечения решений Конституционного совета. Акцентировал внимание присутствующих Кайрат Мами и на основных положениях недавно обнародованной программной статьи Президента «Семь граней Великой степи», в которой подчеркнута необходимость актуализации многовекового наследия предков в условиях цифровой цивилизации.

«В рамках дополненного общенационального проекта «Рухани жаңғыру» нам следует глубоко изучить отечественную историю правового развития. Уникальные правовые традиции, существовавшие в казахской степи, до сих пор представляют большой научно-практический интерес и могут быть использованы в дальнейшем конституционном строительстве», — сказал Кайрат Мами.

На повестке дня заседания были вопросы сохранения конституционной идентичности республики в контексте формирования единой нации, реализации принципов справедливости, соразмерности и пропорциональности правоограничений, а также дальнейшего совершенствования конституционного производства с учетом прогрессивного зарубежного опыта и достижений юридической науки.

Участники обсудили также вопросы подготовки проекта ежегодного послания Конституционного совета о состоянии конституционной законности в стране. Кайрат Мами призвал членов НКС принять активное участие в этой работе и внести свои предложения и рекомендации, проинформировала пресс-служба КС РК.

Кадиша НЫГМЕТ.

Ценности и код нации

Программная статья Лидера нации «Семь граней Великой степи» представляет собой философское осмысление современного Казахстана и казахстанской идентичности сквозь призму истории.

Ее положения выступают логическим продолжением идей Президента, выдвинутых в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» в апреле 2017 года.

Президент актуализирует понятие «Великая степь», с которым призван ассоциироваться Казахстан. Как, например, Японию мы называем «Страной Восходящего солнца», Китай — «Поднебесной империей», Великобританию — «Туманным Альбионом».

Основная идея статьи заключается в том, что современные казахстанцы — наследники цивилизации Великой степи, всаднической культуры, симбиоза городского и кочевого образа жизни. Здесь наши предки одомашнили лошадь, изобрели высокое седло, стремя, саблю, тяжелую артиллерию, развивали уникальное искусство резьбы, плавки и литья металлов, воплощенное в так называемом зверином стиле, развивали города, ремесла, торговые и культурные связи.

Убедительным доказательством высокого уровня развития степной цивилизации являются археологические артефакты Иссыкского кургана, раскопки которого производились в 1969-1970 годах под руководством казахстанского археолога Кемаля Акишева. Они позволили реконструировать образ жизни и повседневный быт наших предков.

Для осмысления исторического прошлого Великой степи Президент предлагает реализовать новые проекты, такие как «Архив-2025», «Великие   имена   Великой   степи», «Тюркская цивилизация: от истоков ксовременности», «Музей древнего искусства и технологий Великой степи», «Антология степного фольклора» и другие.

Эти проекты логически развивают программы «Туған жер» и «Сакральная география Казахстана», анонсированные в апреле 2017 года и реализуемые на современном этапе. Через осмысление своей истории мы можем лучше понять себя: кто мы, на каком этапе развития находимся, какие ценности и коды разделяем.

Ирина ЧЕРНЫХ,
главный научный сотрудник КИСИ при Президенте РК.

Созидательная история Великой степи

Осмысление исторического прошлого, поиск «духовных путей», связывающих поколения людей и различные эпохи, определение роли выдающихся личностей и событий всегда были предметом, ареной бурных научных дебатов и обсуждений.

Тем не менее своеобразным гордиевым узлом исторической науки остается вопрос о генезисе цивилизаций, их древнейших истоков и роли в межкультурном и межпространственном диалоге народов и сообществ. Поэтому даже с этой точки зрения появление фундаментальной и концептуально осмысленной статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» можно позиционировать как приведение в «исторический порядок» истинного взгляда на степные цивилизации, созидательное прошлое древнейших народов евразийского континента.

Статья Президента закономерно дополняет ряд стратегических программ, которые поэтапно восстанавливали историческую память казахского народа, — «Мәдени мұра», «Тарих толқынында», «Рухани жаңғыру».

Справедливости ради следует подчеркнуть, что благодаря интеллектуальным усилиям и дальновидной политике Президента страны поставлена окончательная точка под пониманием идентичности степных цивилизаций. Историческое осмысление ее сущности за последние четверть века прошло колоссальный путь от трактовки как «диких, варварских племен» до современной цивилизационной оценки истории тюркских народов. Это поистине можно назвать исторической победой, триумфом модернизации исторического сознания общества, закономерным результатом независимого развития нашей страны.

В своей статье Нурсултан Назарбаев, выделяя семь граней Великой степи, расширяет исторические горизонты нашего народа с 500-летней до более чем пятитысячелетней панорамы событий цивилизационного характера. Возьмите, к примеру, всадническую культуру с научно доказанными артефактами Ботайской культуры. Правильно пишет автор статьи: «Одновременно одомашнивание лошади дало нашим предкам немыслимое на тот период превосходство, а в планетарном масштабе произвело крупнейшую революцию в хозяйстве и военном деле». Также трудно переоценить такие эпохальные открытия того времени, как освоение металлических изделий из бронзы, железа, меди, серебра и золота, которые дали «космический импульс» технологическому прогрессу в общечеловеческом измерении.

Звериный стиль как высшее достижение ювелирного искусства, «Золотой человек», символизирующий красивейшую эстетику и в то же время мощь, силу государства, Великий шелковый путь как первый мирового значения пример межрегиональной интеграции государств — эти понятия и процессы занимают достойное место не только в нашей истории, они записаны золотыми буквами во всемирную историю человечества.

Определение семи граней как семи символов величия нашего исторического пути развития имеет большое научно-методологическое и теоретическое значение для современных гуманитарных наук. Во-первых, преодолевается сложившийся стереотип чрезмерной мифологизации исторических событий. Главенствующим принципом оценки становится объективность и конкретность, фактичность происходящих процессов,  начиная от Золотой колыбели тюркских народов — Алтая до духовных вершин древнего Туркестана.

Во-вторых, логика статьи Президента Нурсултана Назарбаева подталкивает к пересмотру основ исторической периодизации нашего прошлого, выдвигая на передний план исторические конструкции, связанные с позитивными событиями в жизни народов того периода.

В-третьих, нельзя не обратить внимание на естественный переход от таких понятий, как этногенез, национальный код, к общечеловеческим ценностям, если можно так выразиться, к цивилизационному коду нации.

В-четвертых, в работе Главы государства в архитектонику Великой степи вошли как социокультурные, так и хозяйственные технологии, в том числе культивация природных ресурсов. Этим фактом закрепляется тенденция гуманизации исторической науки, деполитизация всего комплекса исторических событий.

Например, как тонко и принципиально важно выделена в качестве ярчайшей грани Великой степи концепция о Казахстане как о родине яблок и тюльпанов. Глава государства сумел показать, каким был многообразный, многоликий и богатый мир древнего кочевника, какими путями он интегрировался с глобальными общечеловеческими тенденциями всемирного развития.

Соединение в живую цепь ценностей прошлого с практикой настоящего обозначается в модели модернизации исторического сознания. Фактически и здесь закладывается новый взгляд на роль исторической науки, критериев и способов формирования коллективной исторической памяти народа. Переход от формулы «история учит» к формуле «история показывает» выражен в выборе 6 конкретных проектов, имеющих единое значение для всех социальных групп населения и регионов страны.

«Архив-2025», «Великие имена Великой степи», «Генезис тюркского мира», «Музей древнего искусства и технологий Великой степи», «Тысяча лет степного фольклора и музыки», «История в кино и на телевидении» — эти проекты призваны задать «драйв» второму этапу реализации программы «Рухани жаңғыру».

Данные проекты прямо ориентированы на формирование более высокого уровня исторического сознания населения. И этого можно добиться, изменяя функции тех же архивов, превращая их из «хранилища памяти» в научно-познавательный аппарат изучения всей истории народа: музеев из демонстрационных залов в научно-образовательную площадку, доступную для любого жителя страны, и другие.

Особо хотелось обратить внимание на выдвинутую Нурсултаном Назарбаевым идею общетюркской интеграции, опирающейся на единые культурологические, цивилизационные ценности и интересы современного межгосударственного сотрудничества. Предложенная Главой государства задача проведения Всемирного конгресса тюркологов в 2019 году разрушает идеологический вакуум, в котором находились тюркоязычные народы последние более чем 90 лет! Нет сомнений в том, что данное мероприятие даст сильнейший импульс становлению нового фундамента тюркоязычного единства.

Преломление великого исторического прошлого должно найти достойное отражение и в современных научных, образовательных реформах. Поэтому хотелось предложить также пересмотреть концептуальные основы и весь учебно-методический комплекс таких предметов, как история, философия, политология, экономика, культурология, литературоведение, социология, религиоведение, международные отношения, тюркология, на уровне высшего   профессионального образования, интегрировать идеи Главы государства в содержательную часть учебников для школ и колледжей страны.

Трансформация исторической науки, выбор новых научных приоритетов и направлений исследований, подготовка креативно мыслящих кадров, издание широкой серии фундаментальных и научно-популярных работ — вот тот первоочередной перечень шагов, который должен стать стартом в реализации положений статьи учеными-обществоведами страны.

Ерлан СЫДЫКОВ,
ректор Евразийского национального университета им. Л. Гумилева.
«Казахстанская правда», №№ 226, 227.

Читайте также