СЕМЬ ГРАНЕЙ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ: «Был я Ақаном, к небу рвущимся…», Импульс для развития духовной культуры, Новый вектор исторической науки, Стать центром притяжения

Республиканская конференция
«Был я Ақаном, к небу рвущимся…»

В минувшую пятницу в КГУ им. Ш. Уалиханова состоялась Республиканская научно — практическая конференция «Бір кезде Ақан едім аспандағы», посвященная 175-летию казахского народного поэта, певца-импровизатора, композитора Акана серэ Корамсаулы.

Собравшимся был продемонстрирован видеоролик о поминальном асе, данном в сентябре этого года на малой родине Акана серэ его потомками в одноименном ауле Айыртауского района СКО с участием гостей из ближнего и дальнего зарубежья, Акмолинской областной филармонии им. Укили Ыбрая, региональных и республиканских СМИ.

Показаны посещение мазара национального Героя и эпизоды основных мероприятий, развернувшихся в ауле Акана серэ, близ юрточного городка, у подножья бронзовой скульптурной композиции «Құлагер». В ней заслуженный скульптор РК Тулеген Досмагамбетов изобразил скачущего на знаменитом тулпаре акына с домброй в руках. За ним следуют его гончая Базарала и охотничий ястреб Көкжендет. Произведение символизирует вечность поэзии творца и целеустремленность в будущее.

Конференцию приветственным словом открыл ректор университета Марат Сырлыбаев. Он отметил, что исследованию жизни и творчества поэта, пропаганде его величайшего наследия посвятили свои труды писатели Магжан Жумабаев, Ильяс Джансугуров, Габит Мусрепов, Мухтар Ауэзов, Сакен Жунусов, композиторы Евгений Брусиловский, Александр Затаевич, Сыдык Мухамеджанов и многие другие.

— В данной стезе по сей день в рамках реализации Президентской программы «Рухани жаңғыру» трудятся ученые-историки, филологи КГУ им. Ш. Уалиханова, — проинформировал он. — Это и есть наш вклад в дело просвещения, культурного, эстетического и патриотического воспитания подрастающего поколения.

«Великая степь породила целую плеяду выдающихся деятелей. Среди них такие масштабные фигуры, как аль-Фараби и Яссауи, Кюль-Тегин и Бейбарс, Тауке и Абылай, Кенесары и Абай и многие другие», — привел цитату из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева заслуженный деятель РК, профессор, д.и.н. Кадыржан Абуев. И добавил: «В их числе — и гордость всего тюркского мира, названный народами «Махабат періштесі — Ангелом любви» Акан серэ». Подробно остановился на его творческой биографии.

Акан серэ с юных лет тянулся к музыке и поэзии. А постоянное участие в асах и айтысах не знало расстояний и закрепило за Аканом приставку сері — вольный и любвеобильный певец.

На ярмарках в городах Кокшетау и Петропавловск он открывал выход на ковер прославленных борцов Хаджи Мукана и Балуана Шолака. Песни Акана — то веселые, жизнерадостные, то грустные с мягкими, задушевными, теплыми звуками «Ұрқия», «Ай көк», «Ақтокты», «Еркем», «Ақ кейлек», «Мақпал», «Іңкәр-ай», «Перизат», «Ғашық жарға», «Мамангер» и другие завоевали популярность и распространились не только по всей Великой степи, но и далеко за ее пределами. В 1925 году его «Балқадиша» в исполнении на домбре Амре Кашаубаева прозвучала в Париже. Затем во Франкфурте-на-Майне. Покорила Францию, Германию, Европу и весь мир.

Поэт был в приятельских отношениях со своим старшим современником Биржаном сал Кожагуловым. Оказал благотворное влияние на развитие песенной исполнительской школы Сарыарки — творческую манеру Естая Беркимбаева, Иманжусупа Кутпанова, Ыбрая Сандыбайулы. Акан серэ и известный ученый-теолог Науан Хазрет, женившиеся на дочерях Тынали қажы, были свояками. Их дружба продолжалась на протяжении всей жизни и в первую очередь зиждилась на духовном родстве. Об этом свидетельствует тот факт, что свой предсмертный толғау — философские размышления поэт посвятил именно Науану Хазрету. Величие Акана серэ заключается не только в многогранности музыкального таланта. Он — поэт-правдолюбец, заступник народа.

Писатель-драматург, директор ТОО «Ақмола-Тіршілік» Жабал Ергалиев выразил гордость тем, что именно Сарыарқа, кокшетауская земля дали миру поэта-импровизатора непревзойденного таланта Акана серэ.

Жабал Ергалиевич довел до аудитории, что многое для увековечения памяти А. Корамсаулы и благоустройства его малой родины сделал почетный гражданин Айыртауского района Болат Кошумбаев. И сердечно поблагодарил аксакала от имени общественности Акмолинской области.

Доцент Казахского национального университета искусств, к.ф.н. Сауле Шаймерденова рассказала о творчестве музыкантов сал и серэ.

Сал и серэ, как правило, выходцы из аристократической семьи, объединяли в себе качества и способности воина, акына, жыршы, композитора, артиста, декоратора, фокусника, танцора, акробата. Гастролировали по аулам в сопровождении свиты молодых людей, находясь во главе празднеств и веселья. По своей природе были близки к странствующим певцам-музыкантам. Трепетно относились кженской красоте, но вместе с ней ценили и воспевали ум, интеллект, скромность и другие достоинства прекрасной половины человечества. В боевых столкновениях отличались мужеством и храбростью, в охоте — азартом и удалью. Именно они перед битвой с захватчиками исполняли хвалебные оды «Мақтау», звали для покровительства аруахов и поднимали боевой дух защитников Отечества. Строго соблюдали воинский этикет, оказывая почести поверженному, но не сдавшемуся врагу. Считали, что победа над достойным противником возвышает героя. Неслучайно Кардини Франко в своей известной книге утверждает, что «истоками происхождения рыцарской культуры Европы являются традиции конно-кочевой цивилизации Евразии».

В 1890 году, когда в Омск приезжал наследник российского престола, на встречу с ним Чингис-торе пригласил Акана серэ. Он спел несколько песен. Сановитые гости из Санкт-Петербурга при этом были восхищены искусством степного Рапсода, как они его назвали. Их поразили не только голос, виртуозная игра на домбре, но и внешность, изящность одежды, умение держаться с достоинством. Великий князь наградил А. Корамсаулы золотой медалью. Песни Акана любил бывший китайский лидер Цзянь Цзэминь, мастерски исполняли венгры в 2016 году на Международном конкурсе «Шабыт».

Сделали обзор самых известных произведений Акана серэ, раскрыли их идейное содержание, актуальность и поучительность для наших современников и молодого поколения к.ф.н., доценты кафедр казахской филологии: КГУ им. Ш. Уалиханова — Сабит Жамбек, Северо-Казахстанского университета им. М. Козыбаева — Жанбай Кадыров и PhD-докторант первого курса по специальности филология ведущего кокшетауского вуза Гарифолла Абилькасов. Было отмечено, что поэта на склоне лет больше волновали проблемы морали, религии, размышления о сути жизни и горькой судьбе народа. Но несчастья, выпавшие на долю певца, не сломили его. Он продолжал сочинять и исполнять свои песни.

Болат Кошумбаев, десять лет возглавлявший Айыртауский район, когда он еще назывался Володарским, рассказал о том, как в трудные для страны время при развале Союза и заре независимости строился аул Акана серэ и в республиканском масштабе отмечался его 150-летний юбилей.

Болат Ахметжанович внес ряд конкретных предложений по возрождению малой родины А. Корамсаулы, которые были включены в резолюцию республиканской конференции. При привлечении инвесторов этноаул может стать сакрально-культурным центром и одним из пунктов в туристическом маршруте Петропавловск — Сырымбет — Акансерэ — Ботай — Кокшетау

Марат НУРСЕИТОВ.
Фото Тулегена КОШЕГУЛОВА.

Импульс для развития духовной культуры

Статья Главы государства «Семь граней Великой степи» стала отправной точкой, импульсом для дальнейшего развития и укрепления духовной составляющей государственности Казахстана.

Пространство и время, история и современность, культура и цивилизация, истоки становления, этногенез нации — вот понятия, которые легли в основу размышлений Президента страны Нурсултана Назарбаева о происхождении казахской нации, ее корнях и истоках, истории и путях формирования.

Глава государства призывает нас понять историю Казахстана с позиции современной науки со всеми ее достижениями, возможностями и завоеваниями. Ретроспективный взгляд ученых, историков, культурологов, искусствоведов, лингвистов, краеведов на историю Казахстана, его зарождение и становление поможет современникам и потомкам проследить связь времен, понять, как глубоки корни этноса, оценить роль всех тех завоеваний и открытий далекого прошлого, значение которых приобрело масштабы развития человеческой цивилизации.

Статья Президента уникальна. Она дает нам возможность понять роль казахского этноса в глобальной истории, опираясь на проверенные научные факты. В ней объясняются научно доказанные основы зарождения многих достижений человеческой цивилизации, а именно — семь граней Великой степи. Сам феномен Великой степи выступает в статье как мощный источник, земля, плодородная для новых открытий, предметов материальной и духовной культуры. Статья является программной, так как в ней прописаны конкретные шаги для реализации проектов, которые станут основой формирования мировоззрения казахстанцев, призванных связать прошлое, настоящее и будущее народа.

Обозначенные в статье Президентом проекты должны стать продолжением программы «Рухани жаңғыру». Это не только актуализирует многовековое наследие предков, но и сделает его понятным и востребованным в условиях современной цивилизации, раздвинет рамки казахского этноса, позволит расширить исторические, культурные и языковые границы.

Идеология — это вектор развития страны, без нее невозможно построить гармоничное будущее, поэтому статья Н.А. Назарбаева станет мощным импульсом для популяризации культурного наследия Казахстана, что неизмеримо важно для всех нас и, особенно, для подрастающего поколения страны. Сплотить народ под единым началом — главная цель инициативы «Семь граней Великой степи». Символическое название государства поможет привить идею идентичности в сознание поколений, а также укрепить имидж и авторитет страны на международном уровне.

Идея об аккумуляции всех исторических сведений во всех имеющихся форматах об истории Казахстана является созвучной на сегодня модернизации страны, невозможной без духовной основы национального самосознания. Особо актуальным считаем перевод имеющихся материалов в цифровой формат. Это обеспечит максимальную доступность, облегчит восприятие и создаст возможности для творческого подхода к реализации программы «Рухани жаңғыру».

Продвижение идеи Главы государства о Стране Великой степи должно стать неформальной, грамотной системной работой с привлечением профессиональных идеологов и социологов. И, конечно, в ней большое место займут педагоги, для которых эта идея очень близка открывающимися возможностями приобщить к культурному наследию учащихся, особенно перевод его в цифровой формат.

АО «НЦПК «Өрлеу» активно содействует продвижению идей Президента, осознавая свои возможности и влияние на педагогическую общественность республики, ведь главная задача образования — это воспитание патриотов своей Родины, ответственных граждан, неравнодушных к судьбе своего народа. В этой связи реализация таких проектов, как «Великие имена Великой степи», «Музей древнего искусства и технологий Великой степи», являются как никогда актуальными. Система образования, последовательно работая над реализацией программы «Рухани жаңғыру», органично включится в работу над шестью новыми проектами. Национальная система повышения квалификации «Өрлеу» свою роль в этом видит в пропаганде программной статьи, популяризации новых компонентов и идей общенациональной программы для широкой общественности, углубление имеющихся знаний педагогов, связанных с культурно-историческим наследием предков.

Новые проекты станут новым этапом в формировании современного, развивающегося Казахстана, продолжением работы в рамках программы духовного развития «Рухани жаңғыру».

Сегодня системой повышения квалификации «Өрлеу» активно осваивается медийное пространство, как цифровая платформа для широкой популяризации опыта в системе образования, и мы планируем транслировать лучший опыт по проведению краеведческой работы среди педагогов.

Айсулу АКИШЕВА,
и.о. директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «ИПК ПР по Акмолинской области»,
доктор PhD (Болгария).

Новый вектор исторической науки

Статья Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи» — логическое продолжение его программного материала «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» — очень актуальна и своевременна.

Некоторые скептики считают, что национальные ценности погибнут в условиях глобализации, потеряют значение национальная государственность, культура и национальный язык. Вопреки этому в своей статье Президент дает новый концептуальный взгляд на общечеловеческую и национальную историю. Эта статья заставляет задуматься о роли Великой степи в мировой истории.

Наша история берет свое начало не только с создания Казахского ханства, а намного раньше. Свидетельством тому являются Ботайская культура, «Золотой человек», многочисленные тюркские государства, многочисленные казахские роды и т.д. Наш народ является наследником саков, гуннов, прототюркских этнических групп. Наши предки сыграли огромную роль в становлении не только казахской цивилизации, но и мировой.

Президент этой статьей задал новый вектор для развития отечественной истории. Проекты, представленные в статье Президента, дают мощный импульс для исследований и открытий отечественных ученых, историков и культурологов. Запуск таких проектов как, «Тюркская цивилизация: от истоков к современности», «Архив-2025», создание учебно-образовательного Парка-энциклопедии «Великие имена Великой степи», музея древнего искусства и технологий Великой степи «¥лы дала», общенационального клуба исторических реконструкций «Великие цивилизации Великой степи», проект по восстановлению древнего города Отырар, выпуск «Антологии степного фольклора», циклов документальных и художественных картин, мультфильмов и фильмов для детей, воплощающих идею непрерывности цивилизационной истории Казахстана — внесут огромный вклад в модернизацию исторического сознания.

Мы, историки, должны вернуть нашему народу родную историю, должны доводить ее до людей, особенно молодежи. Определенная работа в этом направлении проводится в Кокшетауском университете им. А. Мырзахметова. Так, в рабочие учебные программы дисциплин «Самопознание» (для обучающихся педагогических специальностей), «Этнография народов мира» (для обучающихся специальности «История»), «Философия» (для всех специальностей), «Этнопедагогика», «Этнопсихология» (для педагогических специальностей)… введены темы для изучения по направлению «Отаным-тағдырым».

На всех кафедрах университета созданы научные сообщества студентов и магистрантов. На кафедре «Международные отношения, истории и социальной работы» студенты и магистранты пишут дипломные проекты на такие темы, как: «Место и роль казахской интеллигенции в национально-освободительном движении в начале XX века», «Жизнь и судьба советского историка Ермухана Бекмаханова», «Истоки культурогенеза в степях Казахстана», «Этнокультурные процессы казахов Северного Казахстана», «Социальный облик Акмолинской области в условиях рыночной экономики», «Анализ и оценка модернизационных процессов в политике и экономике РК» и др.

Студенты специальности «История» принимают участие в работе проекта «Новые сакральные объекты Акмолинской области», проводимом ГУ «Центром по охране и использованию историко-культурного наследия».

Проект «По страницам истории», в рамках программы «Рухани жаңғыру» выполняется совместно с Акмолинским областным государственным архивом.

Мне думается, что нам, преподавателям, предстоят долгий разговор и обсуждение статьи Президента с нашими студентами, чтобы донести до них каждое слово, в котором заложен большой смысл. — Время неумолимо, оно не может ждать, — справедливо отмечает Президент. Потому обновление, совершенствование, развитие духовности как человеческой личности, так и государства — непрерывный процесс. Как непрерывно и движение самой истории.

Роза БУКТУГУТОВА,
доктор исторических наук,
заведующая кафедрой «Рухани жаңғыру» Кокшетауского университета им.А.Мырзахметова.

Стать центром притяжения

В своей статье «Семь граней Великой степи» Глава государства отметил, что эта давняя традиция — символическая дань той величайшей эпохе, когда на планете господствовал всадник. Мне, как ученому-технологу, импонирует, что именно на древней казахской земле произошла та великая технологическая революция — одомашнивание лошади, с чего начинается культура всадничества. Лошадь является незаменимым транспортным средством, удобной рабочей силой, надежной боевой единицей. Всадник на коне, вооруженный луком, пикой либо саблей стал своеобразным символом эпохи, когда на авансцену истории вышли могущественные империи, созданные кочевыми народами.

Еще одним фактором, подчеркнутым Елбасы, является древняя металлургия Великой степи. Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. Еще в глубокой древности на землях Центрального, Северного и Восточного Казахстана возникли очаги горнорудного производства и выплавки бронзы, меди, свинца, железа, серебра и золота, изготовления листового железа.

Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности.

Меня переполняет гордость, что все эти величайшие события произошли на территории Казахстана. Стремление нашего современного государства войти в тридцатку ведущих экономик мира — это стремление к тому, чтобы колыбель тюркской цивилизации, коим является Казахстан, вновь стал центром притяжения прогресса.

Хайрулла БАЙШАГИРОВ,
доктор технических наук,
профессор КГУ им. Ш.Уалиханова.

 

Читайте также