Учитель и просветитель

Радостная молодежь беззаботно кружится в вальсе, а затем обступает своего нового педагога, и он рассказывает им интересные вещи — об увиденном, прочитанном, осмысленном, и они, зачарованные, внимают ему — такого умного человека хочется слушать и слушать… «Как же нам повезло с учителем!» — слышны восклицания. Инсценировкой из далекого послевоенного прошлого начался во Дворце общественного согласия этот незабываемый вечер об удивительном педагоге Мусахане Канапьянове и презентации книги о нем «Ұстаз» («Учитель»), изданной к его 100-летию в рамках республиканской программы «Рухани жаңғыру».

Известный казахстанский педагог, просветитель, журналист Мусахан Канапьянов в свое время был директором школы-интерната в селе Сырымбет, родовом имении Шокана Уалиханова, возглавлял институт усовершенствования учителей, в 30 лет был назначен заведующим отделом образования Кокшетауской области. Высокообразованный человек, он говорил по-немецки, знал латынь, свободно говорил, читал и писал на казахском, русском и арабском языках, был тонким ценителем искусства, любил Чехова и даже написал исследовательский труд «Педагогические взгляды А.П.Чехова». Получив знания у этого талантливого неординарного человека, многие его ученики стали выдающимися деятелями Казахстана, и всегда с теплотой и любовью отзывались о своем учителе. В книгу «¥стаз» включены как статьи Мусахана Канапьянова о легендарных личностях, с кем он был знаком, так и воспоминания о нем самых известных людей страны: Байкена Ашимова, Кожахмета Балахметова, Шоты Валиханова, Какимбека Салыкова и многих других. Они называли его интеллектуалом, обладавшим энциклопедическими знаниями, которые он нес детям. В 50-е годы прошлого века опыт учебно-образовательного процесса школы, руководимой Канапьяновым, одобрен специальным постановлением правительства и рекомендован другим. Педагог-новатор издал ряд интереснейших статей по педагогике, актуальных и в наше время.

Собравшиеся с интересом слушали знатоков творчества Канапьянова, тех, кто был знаком с его семьей, встречался с родными. Председатель совета ветеранов Госман Толегул, брат супруги Мусахана — Бекет Тлеулин, директор высшего казахского педколледжа им. Ж. Мусина, кандидат педагогических наук Нуртас Ахатулы, педагог Алия Ахетова, преподаватель музколледжа Рена Жуманова напомнили многие известные и неизвестные факты из жизни выдающегося педагога. Из общих рассказов сложилась яркая мозаика встреч, поступков, пережитых трудностей, борьбы за новое и прогрессивное, богатых душевных качеств. В семье Мусахану Канапьянову привили лучшие человеческие качества, знание родовых корней, нравственности и культуры. Но в роковые тридцатые его семья была репрессирована, и потомок в пятом колене султана Султанбета, брата и единомышленника великого Абылай-хана, Мусахан Канапьянов в десятилетнем возрасте оказался в детском доме Омска. С отличием окончив исторический факультет пединститута, с энтузиазмом романтика мечтает о прекрасном будущем для своего народа и его просвещении, становится учителем. Жизнь сделала ему прекрасный подарок — встречу с тогда уже опальным поэтом Магжаном Жумабаевым, которого Валерий Брюсов назвал казахским Пушкиным. Влияние этого человека на жизненное кредо Мусахана стало огромным, как и родного дяди Куляш Сапиевны Тлеулиной, жены Мусахана Канапьяновича, Жумагали Тлеулина, который был членом правительства «Алаш-орды», близким другом Магжана Жумабаева. Трудные послевоенные годы, беднота. Но «Мусахану Канапьянову удалось создать дружный, работоспособный педагогический коллектив, — пишет в книге воспоминаний Кожахмет Балахметов, бывший министр просвещения Казахской ССР. — Он выделялся среди многих своей эрудицией, интеллигентностью, организаторскими способностями. Хотел бы отметить его личную скромность, огромную выдержанность и обаяние, его боль души за судьбы тех, с кем ему приходилось работать или встречаться». А М.Х. Балтабаев, академик, профессор, доктор педагогических наук, так вспоминает о своем наставнике: «…особо хочется сказать о необыкновенной тонкости его души, о чуткости, внимательности, заботливости, которые всегда можно было ощутить во взаимоотношении с окружающими. Даже голос его, спокойный и ровный, действовал располагающе, вызывал чувство глубокого доверия. С нами, аульными озорниками, он беседовал на равных, не унижая нашего достоинства. Мусахан-аға дал мне не только надежные знания и нравственные уроки жизни, но и сам лично написал мне характеристику для поступления в вуз. В годы учебы в Москве, Киеве, Санкт-Петербурге я с благодарностью упоминал имя этого человека на каждой странице моего юношеского дневника».

Кредо отца — жить ради людей, его творческую душу подхватили дети, известные в стране и за рубежом люди, а сын Бахытжан даже стал автором многих книг, главой издательского дома «Жибек жолы». Среди воспоминаний о Мусахане Канапьянове из книги особо запомнился этот эпизод. «Кокчетав. Вокзал. Носильщик помогает человеку подвезти на перрон чемодан. Тот ехал куда-то на курорт. В ожидании поезда разговорились. На вопрос о житье-бытье носильщик по простоте душевной поведал, что у него болеет сын, а на лечение нет средств. Когда подошел поезд, мужчина молча вытащил бумажник и дал по тем временам большие деньги. Сказал, чтобы отвез сына в Алма-Ату к хорошим врачам. Позже носильщик узнал, что это «был самый главный учитель в области».

Побольше бы таких учителей и сегодня: как факел, озаряющих собой путь другим, ведущих вперед, к высоким целям, мечтающих, наперекор всему, о самом лучшем для своего народа и его детей, имеющих богатейшие знания, тонкую и одновременно очень щедрую душу, неравнодушную к людям и их бедам. Таких, как Мусахан Канапьянов.

Эмилия РЕРИХ.

Читайте также