Увлеченный. Это про него

К полету на воздушном шаре все готово, но я медлю: откуда-то взялся страх перед высотой, перед огнедышащим жерлом, изрыгающим огонь от отсутствия мешков с песком, чтобы их сбрасывать, а потом спуститься, от всего неизвестного и пугающего. Но мой сопровождающий Владимир Скляров, в ту пору директор ДОЦ «Жұлдыз», громко командует: «Отдать концы», и мы потихоньку взлетаем. Страх, как ветром унесло — вокруг такая красота: высоченные деревья на земле вдруг превращаются в зеленый травяной покров, близлежащие озера становятся водяными лужицами, а бегающие люди — совсем маленькими, озорными и такими смешными: это нам машет руками ребятня, ожидающая своей очереди лицезреть красоту и испытать то чувство полета, которое словами трудно описать.

— Если не смотреть вниз, — кричит мне прямо в ухо Скляров, — то можно представить, что плывешь по океану — краев не видно. Я ведь моряк, не бойтесь.

Я успокоилась и задышала полной грудью, любуясь окрестностями Бурабая.

Эта картина почему-то вспомнилась сейчас, когда по редакционному заданию назначила встречу моему давнему знакомому и бывшему коллеге Владимиру Владимировичу Склярову.

Как и все парни того времени, он хотел служить в сухопутной армии, но согласно разнарядке попал на флот. Сначала была полугодовая «учебка» в Крондштадте, потом служба на Оленьей Губе близ Мурманска на базе подводных лодок. А потом — самое трудное: боцманом на корабле БДР-667 в море. В общей сложности под водой провел 270 суток на глубине 240-250 метров.

Эту часть своей жизни мой собеседник вспоминает с теплотой и благодарностью: служба научила его мужской дружбе, взаимовыручке, выдержке и чувству коллективизма. И еще многому, что пригодилось в жизни обычному сельскому парню из глубинного казачьего сельского поселения Большой Муйнак Атбасарского района. Здесь школу окончил, после устроился сюда же пионервожатым. А к осени поступил в Атбасарский техникум механизации сельского хозяйства. После службы на флоте вернулся в родные края и по рекомендации военкомата был принят в Каражарскую среднюю школу учителем военного дела. Хотел было продолжить дело отца-агронома, но педагогика, что называется, затянула. Пришелся по душе коллективу активный и деятельный военрук: вредных привычек не имеет, дети к нему тянутся, поднял предмет на такую высоту, что за опытом стали ездить. И выдвинули его на должность директора школы, что было в те годы редкостью. Должность-то номенклатурная, начальством назначаемая, а тут — выдвижение от коллектива. В лихие 90-е кто в школу рвался? Только увлеченные! И кактут не пойти по учительской стезе. Поступил в Алмаатинский педагогический институт на исторический факультет. Потом окончил университет им А.Мырзахметова. Знания, там полученные, практического применения не находили, зато приобретенный жизненный опыт и та самая увлеченность подсказывали: нужно менять как сам подход к обучению, так и методы подхода к нему: организовал ученическую бригаду, сделав упор на овощеводство, поставил теплицы, разбили с коллегами участки под картофель, морковь, капусту, свеклу и помидоры с огурцами — и пошло дело. Погреба школьной столовой ломились от собственной продукции, а излишки продавались местному населению. Придумал он и дизайнерское оформление своего учебного заведения: школу разбили по литовскому варианту на зоны: экологическая, дошкольная, морская, лесная. Каждой — свое оригинальное оформление: на кухне по голубому потолку плавают дельфины, в экологическом коридоре стены разрисованы под сосновый лес, в детской зоне — обилие рисунков со сказочными и мультяшными героями. Расписывались потолки и стены приглашенными художниками.

В народе говорят, что добрая молва впереди человека бежит. Так и получилось. Когда только что назначенной на должность начальника Акмолинского управления образования Елене Дмитриенко понадобился директор детского оздоровительного центра «Жұлдыз», что в поселке Зеленый бор, мало кто удивился назначению Склярова: этот потянет! А у него голова кругом: все запущено, разграблено, разбито. Вдвоем прикинули, как восстанавливать будут сам корпус, спортивный комплекс, больницу, Дворец культуры, лагерь «Звездный». Запросили помощи у стройотрядовцев, подключили силы системы профессионального образования, нашли подрядчиков. Меньше чем за год почти все удалось запустить: заработал спорткомплекс с бассейном, потянулся народ в Дом культуры, зашумел детскими голосами сам ДОЦ, ставший настоявшим форпостом детского общественного движения «Жұлдыз» — сюда приезжали на слеты и лидерские сборы ребята из всех уголков Казахстана, близлежащих республик и зарубежья. Ответственность у директора была огромная: разместить, накормить, обогреть, обеспечить всем необходимым для плодотворной работы. А потом и спеть у костра под гитару. Настоящим другом детворы называли Склярова и коллеги, и руководители. Признанием заслуг стали все три звезды «Жұлдыза» — золотая, серебряная и бронзовая. Ими он заслуженно гордится. В копилке педагога еще несколько наград — медали «Почетный работник образования РК», «Отличник просвещения РК», «Лидер отрасли», «За вклад в науку», ряд других. И за каждой — часть души, огромная самоотдача и настоящий жизненный подвиг, самоотверженный и каждодневный.

Были какие-то метания, поиски, сомнения, но жизнь всегда преподносит экзамен — или ты сможешь, или сдашься. Он всегда выбирает первое. Так воспитан, так привык, так умеет. Когда предложили принять дела директора колледжа экологии и лесного хозяйства в п.Бармашино, сомнения тоже одолевали: на балансе колледжа отопление и водоснабжение всего поселка, вся его инфраструктура, дороги, скважина, котельная, трасса — 18 объектов на 27 гектарах — было от чего голове закружиться. За девять лет работы сколько крыш перекрыто, сколько труб поменяно, не пересчитать. Это уже не говоря о том, что с коллективом надо было работать, переломить иждивенческое настроение многих, построить педагогический процесс таким образом, чтобы выпускники становились востребованными в народном хозяйстве страны. Сейчас это учебное заведение занимает второе место в республике по оценке Минобразования среди сельскохозяйственных колледжей.

Для начала — чисто внешнее впечатление: территория, как и подобает профилю учебного заведения, ухожена, озеленена, по периметру — разные фигуры, цветы, уголки ландшафтного дизайна, резные дорожки, тропинки с узорами. В общежитии — полный набор удобств, красота и благоустройство. Благо, свой мебельный цех имеется. Неподалеку на 10 гектарах земли — дендропарк с 136 видами растений: твори, созидай, испытывай, учись. Здесь можно получить специальности: лесника и мастера лесообработки, эколога и лаборанта, ладшафтного дизайнера и озеленителя, механика и шофера, слесаря-ремонтника, строителя и мастера отделочника — выбирай на свой вкус и желания. В последнее время вдвое возрос спрос на специальность мехатроника. Как показала жизнь, можно получить образование по дуальной системе: это что-то наподобие заочного обучения — работать на производстве и четыре месяца обучаться в колледже. Работодатели довольны: и парень трудится, и специалист в ближайшем будущем появится с квалификацией.

В колледже по предложению директора введена корпоративная система управления: инициатива «снизу» всегда поддерживается «сверху». Владимир Владимирович с улыбкой и удовлетворением отмечает, что поначалу коллег надо было чуть ли не силой заставлять что-то делать, а сейчас приходится сдерживать: столько предложений и задумок! Здесь внедрены и успешно работают несколько проектов, налажены связи с профильными фирмами страны и зарубежья. Преподаватели выезжают для обмена опытом в Германию, Норвегию, Великобританию, Турцию, страны ближнего зарубежья. С несколькими российскими вузами заключен меморандум, согласно которому выпускники колледжа поступают без экзаменов сразу на второй курс. Но таких немного, основная же масса учащихся заинтересована в том, чтобы вернуться в родные села, на свою малую родину, чтобы приумножать ее славу и богатства.

В ближайшем будущем здесь планируется реорганизация, после которой статус колледжа повысится. Как и когда это будет, время все определит, а Склярову хочется, чтобы благодаря его выпускникам множились ряды хороших специалистов, чтобы зазеленели благодаря их усилиям березовые рощи, распустились сады и парки, зашумели листвой леса, заиграли разноцветьем городские клумбы. И еще, чтобы не убегали из сел молодые парни и девчата, а строили новую жизнь на своем месте.

Сам наш герой нашел свое счастье, и общественное, и личное, здесь. В микрорайоне БСХТ его называют председателем колхоза, потому что за все отвечают лично Скляров и его команда — и за дорогу, и за лад в чьей-то семье. В кругу же своих родных он просто отец и дедушка, муж и настоящая опора. Два сына, две внучки, для которых он любящий и нежный. Для друзей он — старший брат, хотя братствоу них-чисто морское. Надень ВМФ они впятером одевают тельняшки, головные уборы, жены готовят еду из морской рыбы. Звучат задушевные песни, и все так прекрасно… Завтра будет новый день, а с ним — и новые заботы. И если в нашем общем мире, в самом маленьком мире, что-то изменится в лучшую сторону, то это благодаря таким людям, как мой герой — педагог, человек, гражданин, для которого увлеченность профессией — смысл и цель жизни.

Любовь ФОМИЧ.

Фото предоставлено автором.

Читайте также