Давайте обсудим
«Друзья, прошу принять участие в мини-опросе. Очень нужно для подготовки материала в «Акмолинской правде» под условным названием «Для чего театр нужен?». С такой просьбой мы недавно обратились к пользователям фейсбука.
А поводом для этого стал, без преувеличения, отчаянный пост директора областного русского драматического театра Бейбута Бахтыгереева, размещенный в этой же социальной сети: «Люди, что происходит? Представителям нашего театра с афишами, программами спектаклей запрещают появляться в школах, колледжах. А ведь театр — это…».
Честно говоря, первая реакция: «Не может быть». Для людей моего поколения понятия «школа» (даже сельская) и театр — неразделимые. Знаю наверняка, что Караганда, где я родилась и выросла, не была исключением из правил, актеры приходили в школы, нас в театр «водили», а потом уже мы пошли сами. Не все, конечно, но многие.
Правда, когда мы были старшеклассниками, в начале 70-х годов прошлого столетия, еще не родились не только нынешние ученики и их родители, но и многие из учителей. Неужели настолько все изменилось?
Судя по словам заместителя директора театра Светланы Нетребенко, изменилось, и не в лучшую строну: «После того, как МОН запретил сбор денег в школах, потому что в этом коррупция просматривается, нам часто не разрешают даже войти в школу и повесить афишу».
Светлана Юрьевна приводит множество примеров, указывая при этом и номер школы, и район. Мы, конечно, имен и фамилий называть не будем, негативная реакция на обращения работников театра, увы, не исключение. «Зачем моим учителям эта головная боль? Врач должен лечить, учитель должен учить. В театр пусть водят родители, — аргументировала свою позицию руководитель одной из школ областного центра. В дальнем районном центре директор школы не просто «из школы выгнал, но еще стоял на пороге, ждал, когда наш представитель со двора уйдет, хотя она была с официальным письмом».
Светлана Юрьевна с горечью говорит о том, что в прошлом году сельские гастроли практически были сорваны именно из-за такой позиции руководителей учебных заведений: «А ведь стоимость билета на детский спектакль — 500 тенге, цена нескольких шоколадок… Да у нас и так всегда половина зала — «безбилетники», мы всегда идем навстречу, если учитель говорит, что ребенок из малообеспеченной семьи. Но работать совсем бесплатно мы ведь тоже не можем…».
С колледжами и вузами «ситуация еще хуже. При нашем появлении — реакция одна: «Они нам учебу нерегулярно оплачивают, а вы еще хотите…».
ЧТО ПОКАЗАЛ ОПРОС
Чтобы понять, объяснить сложившуюся ситуацию, мы и обратились к пользователям социальной сети, хотя прекрасно понимали, что, прежде всего, откликнутся те из них, кто сам в театре бывает регулярно.
Задаю вопрос: «К Вам пришли работники театра, предлагают посетить… Ваша реакция?». «Думаю, где взять деньги, — отвечает на вопрос, обращенный к руководителям учебных заведений, директор одного из кокшетауских колледжей. Еще два руководителя школ высказались примерно так: «Рады. Сами ходим, детей водим. С родителями проблем нет».
В принципе, других ответов ожидать не стоило. Отвечать публично в духе «и зачем нам этот театр…» для работника образования вроде как неприлично. Но судя по тому, что из руководителей и учителей откликнулись лишь трое, думает так наверняка куда большее количество людей. Конечно, мы хорошо понимаем, что далеко не все из них — в «ФБ». Но и телефонный опрос, увы, эту версию подтвердил. От ответов просто старались уйти. Достаточно лояльно высказывались учителя из поколения, которое в театр «водили», молодые иначе: «не знаю, некогда, не до того».
Что касается родителей (вопрос: «Приходит ребенок из школы и говорит: «Нужны деньги, весь класс идет в театр». Ваша реакция?) здесь проще… Ни один из ответивших на него не сослался на нехватку денег. Практически все-за театр.
Но процитирую несколько ответов. «В сегодняшних театральных постановках много «новшеств». Необходимо знать, кто ставит спектакль, историю его создания, внимательно читать афишу. Спектакль «Бесприданница» постановки 2017 года — отдаленно напоминает классику!!! В афише стояло18+… «по мотивам». Эти спектакли для взрослых. В школах, колледжах билеты на такие спектакли распространять нельзя».
«…Театру надо использовать новые формы работы. Вот когда мы учились в школе, у нас проводились встречи, на которых рассказывалось об идеях спектакля, исподволь приучали к умению вести себя в нем… Сейчас век интернета, дети привыкли к тому, что можно все посмотреть на YouTube, не привит вкус к реальному присутствию, сопереживанию. Насильно теперешних детей невозможно заставить, в лучшем случае купят билеты и не пойдут!».
«…А нынешние постановки… Внимание, со сцены звучат выражения «пи…ин домик» — это как? Постановка «Курицы».., причем есть литературно-экранизированный вариант. Но нет же … надо кого-то удивить. Кого?».
Так что к театру нашему у родителей-зрителей тоже есть вопросы. Вряд ли кого-то из нас, занятых, доступ в интернет имеющих, на лектории «затащишь». Но в том же фейсбуке более подробно рассказать о готовящейся премьере… Почему бы и нет?
ТАМ ЛИ КОРРУПЦИЮ ИЩЕМ
«Школу должен интересовать только образовательный момент. Любые движения типа «купить», «подарить» должны пресекаться. Каждый родитель и без помощи школы может сводить в театр ребенка. Если бы поход в него входил в образовательную программу, бесплатную, это другой вопрос. Но когда школа начинает напрягать на расходы родителей, не принимая во внимание их возможности, это неправильно. Любая коммерция в школах должна пресекаться».
Видимо, респондент, ответивший на наши вопросы одним из первых, решительно выразил то, о чем многие предпочли умолчать. Не хотят многие из наших учителей дополнительной нагрузки, связанной с организацией похода в театр, боятся руководители учебных заведений быть обвиненными в каких-то коррупционных схемах, связанных с распространением билетов.
Боятся напрасно? «Театр театру рознь, — отвечает на этот вопрос руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Берген Беспалинов. — Если речь идет о наших известных, областных театрах, то проблем нет. Что касается всяких передвижных «цирков», вопросы могут возникнуть. В любом случае, все должно быть прозрачно. Представителям театров надо работать с попечительскими советами».
Согласен с ним и заместитель руководителя областного управления образования Валерий Гамазов: «Разместить афишу в отведенном для этого месте, раздать буклеты, поговорить с детьми, родителями, учителями, работникам театров можно и нужно. Препятствовать никто не вправе. При условии, что это делается по согласованию с руководством школы, попечительским советом и не мешает учебному процессу».
Дорогие учителя, возможно, вы из того поколения, которое в театр не водили. Так сложилось, что и в студенческие годы его порог не переступали… Бывает. Не ваша вина. Но сделайте это сегодня. Вместе с детьми. И когда-нибудь они скажут вам спасибо. Как говорим сегодня мы.
Дорогие актеры, режиссеры, костюмеры… Будем очень рады, если эти разъяснения лиц официальных, компетентных помогут. Дети, молодежь в театре нужны всем нам. Потому что театр — это… Давайте продолжим фразу.
Нина МИТЧИНОВА.