Земельные отношения
Пунктом 4 статьи 65 Земельного кодекса РК установлено, что целевое назначение и режим использования земельного участка, сервитута и другие условия использования, установленные на основании нормативных правовых актов, не могут быть самостоятельно изменены собственником земельного участка или землепользователем.
Целевое назначение земельных участков, расположенных в населенных пунктах, устанавливается в соответствии с функциональными зонами, предусмотренными пунктом 3 статьи 107 Земельного кодекса РК, и отражается в решениях местных исполнительных органов о предоставлении права на земельный участок и идентификационных документах (госакт на земельный участок).
Если физическое или юридическое лицо планирует использовать земельный участок по иному назначению, чем установлено правоустанавливающими и идентификационными документами, ему необходимо измененить целевое назначение земельного участка.
При этом Земельным кодексом РК установлено, что в случае использования земельного участка в рамках одной функциональной зоны изменение целевого назначения земельного участка не требуется.
Порядок изменения целевого назначения земельного участка регламентируется статьей 49-1 Земельного кодекса РК, а также стандартом государственной услуги «Выдача решения на изменение целевого назначения земельного участка», утвержденным приказом Министерства национальной экономики РК от 27 марта 2015 года №272.
Государственная услуга оказывается местными исполнительными органами области, районов, городов Кокшетау и Степногорска, акимами городов районного значения, поселков, сел, сельских округов.
Прием документов и выдача результатов государственной услуги осуществляются через: канцелярию услу-годателя; некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан»; веб-портал «электронного правительства». Срок оказания государственной услуги со дня сдачи пакета документов — до тридцати календарных дней.
Пунктом 5 ст. 9 Земельного кодекса предусмотрено, что при изменении целевого назначения земельного участка, безвозмездно предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, под иные цели, по которым предусмотрено платное предоставление земельных участков, собственник земельного участка обязан выплатить в доход бюджета сумму, равную кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, предусмотренной законодательством РК для измененного целевого назначения.
Землепользователю или собственнику земельного участка необходимо сначала обратиться с заявлением в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» для определения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка, а затем в соответствующий уполномоченный орган по земельным отношениям района, городов Кокшетау или Степногорска для его утверждения.
Стандарты государственных услуг «Определение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка» и «Утверждение кадастровой (оценочной) стоимости конкретных земельных участков, продаваемых в частную собственность государством», утверждены тем же приказом № 272 Министерства национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года.
Необходимо напомнить, что статьей 339 Кодекса РК Об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, за невыполнение обязанностей собственниками земельных участков и землепользователями по использованию земельных участков, проявившееся в использовании земель не по целевому назначению, а на землях населенных пунктов — не в соответствии с функциональной зоной, предусмотрена санкция в виде предупреждения или штрафа на физических лиц в размере пяти, на субъектов малого предпринимательства — в размере десяти, на субъектов среднего предпринимательства — в размере двадцати, на субъектов крупного предпринимательства — в размере пятидесяти МРП.
Римма КАРЫМСАКОВА,
руководитель отдела облуправления земельных отношений.