Госслужба: Заметки журналиста
Сплошь и рядом нарушается распорядок дня госслужащих, хотя действующее законодательство упорно призывает его блюсти.
Три года назад я брал интервью у руководителя областного налогового департамента. С порога он меня предупредил: «В вашем распоряжении до 18.30, позже не могу, задержка на рабочем месте явится дурным примером для подчиненных». Подумал, шутит, наверное, товарищ, нашел подходящий способ избавиться от назойливого корреспондента.
Как позже выяснилось, шуткой тут и не пахло. Минфин первым в стране ввел жесткие правила о соблюдении, в том числе и подразделениями на местах, трудового законодательства и прав госслужащих. Если следовать им, то продолжительность ежедневной работы не может превышать 8 часов при пятидневной рабочей неделе. Исключительные случаи, естественно, допускаются, но опять же со ссылкой на действующие нормативные акты и Этический кодекс.
К налоговикам, честно признать, я относился настороженно. В конкретном случае зауважал: если к себе родимым по-человечески относятся, значит и нам, налогоплательщикам, можно ожидать адекватного внимания.
Обсуждаемый сегодня вопрос далеко не праздный. На одном из заседаний совета по этике руководитель авторитетного госоргана заявил: «С нас спрашиваете, а в Астане в любом министерстве свет в кабинетах горит до поздней ночи». Намек дисциплинарный орган понял, однако комментировать речь «грамотного» чиновника не стал, сосредоточив внимание на местных примерах, тем более их скопилось столько, что разгребать и разгребать.
Напомним о законодательстве. В соответствии п.п.4,9 Этического кодекса руководители должны принимать меры, направленные на охрану труда, здоровья, создание безопасных и необходимых условий для эффективной деятельности подчиненных. Пункты 3,4 ст. 9 закона о госслужбе гласят: «…госслужащие имеют право на охрану труда, здоровья, а также на социальную и правовую защиту». Пункт 4 ст. 71 Этического кодекса предусматривает продолжительность ежедневной работы 8 часов, и не более.
Аналогичные нормативные акты можно перечислять и дальше, законодатели неплохо позаботились о слугах народа, заготовив для них необходимые служебные преференции. Однако на практике все выходит часто наоборот: как бастык скажет, так и будет, попробуй напомнить о своих правах, сразу окажешься в немилости.
Заседания совета по этике изобилуют подобными фактами. Вот очередная недавняя история. В департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции поступила коллективная жалоба от сотрудников самостоятельного отдела одного из районов области на своего руководителя. Служебное расследование подтвердило доводы подчиненных. Их заставляли и принуждали выходить на работу в выходные, праздничные дни, оставляли в служебных кабинетах до неопределенного времени, а когда сотрудники уходили домой в 18.30, им делали, причем в грубой форме, замечание.
— Не желаете плясать под мою дудку, увольняйтесь, никого не держу, — беззастенчиво заявляла шефиня, сама регулярно опаздывая на работу. Ее наказали, объявив неполное служебное соответствие. Однако осадок несправедливости, беззакония, неприкрытой грубости в коллективе остался.
Тема переработки все чаще становится предметом обсуждения на совете по этике. Автор этих строк придумал ей кодовое название «А вас попрошу остаться на работе». Все негативные факты местные таблоиды доносят до общественности. Их частое повторение наталкивает на следующую мысль: наша госслужба так страдает переработками, что пора вместо пряника и кнут применить.
Возглавил и организовал важную работу прежде всего в профилактическом плане департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции. Во-первых, ведомство стало практиковать рейды, посещая в конце рабочего дня госорганы областного центра. На протяжении 9 месяцев, начиная с января т.г., бригада его сотрудников проверила 68 госорганов, задержки после работы выявлены в 16.
— Молва о проверяющих быстро облетела город, — отмечает заместитель руководителя департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции Дархан Хайруллин. -Невидимый телеграф сообщал: руководители, будьте бдительны, не задерживайте подчиненных на работе. Профилактика, согласитесь, налицо, и она дает положительный результат.
Второе, проведен анонимный опрос госслужащих. Анонимный — по понятным причинам. Вряд ли кто осмелится открыто критиковать вышестоящее начальство — можешь угодить в черный список, а то и должности лишиться. Правда, странно все это. Свои права никому не воспрещается оспаривать, но тяготеет годами сложившаяся привычка: лучше потерпеть, нежели лезть на рожон.
Итак, респондентам задавались следующие вопросы: как часто вам приходится задерживаться на работе либо выходить в выходные и праздничные дни, укажите причины, присутствует ли при этом ваше письменное согласие, издается ли соответствующий приказ, предоставляется ли выплата компенсаций либо отгул, поступают ли от руководства поручения о выходе на работу в выходные и праздничные дни, задерживается ли на работе и почему кто-либо из коллег…
Вопросов много, суть одна. Речь идет о нарушении трудового законодательства, требований других нормативных актов, касающихся конкретно госслужбы. А раз есть нарушения, надо за них отвечать, тем более, итоги анонимного опроса к тому настойчиво призывают. В большинстве госорганов 50% и более сотрудников отмечали задержки на работе, привлечение в праздничные и выходные дни.
В этой номинации появились даже свои рекордсмены. Среди особо «отличившихся» управления: сельского хозяйства (83% респондентов указали на нарушения), образования (80%), физической культуры и спорта (80%), внутренней политики (79%), строительства (79%), туризма (73%), здравоохранения (58%) и так далее.
Любопытно, что среди «правофланговых» оказался и департамент по защите охраны общественного здоровья, показывая на личном примере, как не надо защищать права и здоровье своих сотрудников. На кого тогда остальным равняться?
В ряде местных исполнительных органов факты переработок встречаются на постоянной основе — показывает анализ анонимного опроса. Так, в Атбасарском районе 91 респондент признался, что задерживается на работе, при этом 10 указали причину — неравномерная нагрузка. Последствия? Страдает качество исполнения должностных обязанностей, морально-психологический климат, подрывается здоровье.
В аппарате акима Буландынского района 82 респондента пожаловались на нарушение распорядка дня, 102 признались в переработках своих коллег. Чиновники Ерейментауского района, кроме всего прочего, обратили внимание на причины: плохая работа интернета, незапланированные дежурства, проведение культурно-массовых мероприятий, распоряжения руководителей… И финал — компенсация в большинстве случаев не выплачивается, отгулы не предоставляются.
Аналогичная картина наблюдается в Коргалжынском, Аккольском, Бурабайском, Есильском районах. Проще говоря, на судьбу свою сетуют от 25 до 73 респондентов в каждом госоргане. Что из этого следует?
Пока на свет появились рекомендации от департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции. В них есть пункты: исключить факты переработок, в случае необходимости оформлять документы на компенсацию, рассмотреть возможность автоматического отключения компьютеров либо их блокировки по истечении рабочего времени, поощрять госслужащих, добросовестно и качественно исполняющих свои обязанности и не допускающих задержек на рабочих местах…
Дотошный читатель может и возмутиться, дескать, сколько можно тянуть кота за хвост, где наказание за содеянное, все-таки нарушается закон, да и потом, одними рекомендациями виновных к порядку не призвать.
— Рейды, анонимное анкетирование, повторюсь, — это прежде всего профилактические меры, — подчеркнул Д.Хайруллин. — От должности за подобные нарушения пока никого не освободили, на совете по этике объявляются замечания, выговоры, строгие выговоры, неполное служебное соответствие.
— Какие санкции еще предусматриваются, отключение или блокировка компьютера — мера крайняя?
— Крайняя, но необходимая, иначе не остановить хаотичность в использовании рабочего времени. Пока практикуем три вида воздействия: рассылаем информационные письма, это чистая профилактика, вносим представления вышестоящему руководству, в случае поступления жалобы от госслужащих, в отношении конкретных виновных возбуждаются дисциплинарные дела.
Почему-то вспомнились школьные годы. Кого оставляли после уроков — в основном отстающих в учебе. Аналогия по-моему бьет в «десятку». Не справляется госслужащий с дневным заданием — вынужден доделывать его после работы. Страдает личное время — мириться можно, страдает дело — ни в какие ворота. А ведь эти два обстоятельства связаны между собой. Хорошо отдохнешь — хорошо поработаешь, истина известная. Так зачем рушить обоюдно полезный баланс, да еще в ущерб действующему законодательству?
Теперь и вывод пора сделать. Одномоментно порядок во всех сферах все еще молодой госслужбы навести невозможно, будем реалистами. Поэтапно цели, вне всякого сомнения, добьемся. Сумели же отучить чиновников от использования служебного транспорта в личных целях. На спад пошли грубость, некорректность в отношениях. Еще недавно совет по этике разбирал поведение госслужащих, оказавшихся под хмельком за рулем. Сегодня от подобных фактов бог миловал, по-крайней мере, последние 3-5 месяцев.
Или вот, на очередном заседании совета по этике, на повестке дня оказался «наезд» руководства Бурабайского района на местного предпринимателя, минуя правовое поле. Действиям чиновников дана принципиальная оценка, наказан заместитель акима района, все приводится в соответствие с принятым законодательством.
Переработка также исчезнет из госслужбы, требуется время, желание и, конечно, спрос и еще раз спрос за нарушение режима установленного рабочего дня.
Александр КУЗЕННЫЙ, член совета по этике.