Вопросы разницы стоимости проектируемых объектов в рамках государственной программы жилищного строительства «Нұрлы жер» обсудили на очередном заседании рабочей группы по поддержке отечественных товаропроизводителей и продвижению отечественных товаров.
Как известно, проектирование начинается до начала строительства и продолжается вплоть до его окончания. В течение этого времени условия, влияющие на конечную стоимость объекта, постоянно меняются. Какие факторы влияют на разницу стоимости проектируемых объектов, выясняли члены рабочей группы на очередном заседании.
На сегодня по программе «Нұрлы жер» в Акмолинской области разработан 21 проект 45-квартирных жилых домов. В аулах Акмол и Косшы Целиноградского района — 3 проекта, в г.Атбасаре — 14 проектов, в г. Макинске — 2 и в городах Щучинске и Есиле — по одному проекту.
Согласно имеющейся информации, ценовые параметры их строительства разнятся. В частности, в разрезе районов нашей области стоимость строительства и/или приобретения арендного жилья за 1 кв/м в Целиноградском районе колеблется от 180 до 190 тыс. тенге. В Атбасарском, Буландынском и Есильском районах — от 123 до 148 тыс. тенге. Примерно такая же ситуация наблюдается при строительстве социальных объектов.
Между тем основные строительные материалы и конструкции приобретаются в городах Астане и Темиртау, а также в Целиноградском районе. К примеру, кровельные материалы изготавливают столичные компании — ТОО: «Кровельный центр», «Металл профиль» и др. Железобетонные изделия и конструкции также изготавливаются в г. Астане.
По словам большинства проектировщиков, на увеличение стоимости типовых объектов при наличии 90-процентного казсодержания во всех материалах влияют многие факторы. Расположение объектов, удаленность от местности и протяженность коммуникаций, физические и механические свойства грунта и т.д.
При этом окончательная стоимость строительства объектов определяется на основе положительного заключения комплексной вневедомственной экспертизы на ПСД жилых домов. Затраты, превышающие стоимость строительства жилья, осуществляются за счет средств местного бюджета.
Одно из предложений участников дискуссии — сносить ветхие, морально устаревшие объекты, а на их месте возводить новые. Также рекомендовалось подходить более ответственно к процессу реализации проекта, прогнозировать изменения стоимости объектов, управлять качеством проектных работ в части разработки сметной документации.
В целом, по информации представителей облуправления государственных закупок, за 9 месяцев т.г. в Акмолинской области проведено свыше 230 тыс. госзакупок товаров, работ, услуг на общую сумму 133,7 млрд тенге. 1200 из них — строительно-монтажные работы на сумму почти 70 млрд тенге (52%). За этот же период в регионе реализовано 63 309 договоров о госзакупках на сумму 56,4 млрд тенге. Доля местного содержания в них составила 33,7 млрд тенге или 59,8%.
Вместе с тем заместитель директора РПП Чингиз Темиров напомнил, что доля местного содержания, формируемая на портале государственных закупок, значительно ниже, поскольку многие поставщики некорректно заполняют онлайн-отчет о доле местного содержания. Отметим, Палата оказывает содействие поставщикам в правильном заполнении таких отчетов.
Асель МУХАМЕД-АМИН.