Аким области Малик Мурзалин встретился с председателем правления АО «НК Казахстан Темир Жолы» Канатом Алпысбаевым по вопросам отгрузки и перевозки зерна и продуктов перемола урожая текущего года. На совещание были приглашены руководители ряда областных управлений и ведомств, представители зернотрейдовых компаний, элеваторов и мельничных комплексов области.
— Главой государства поставлены конкретные задачи по наращиванию экспортного потенциала и увеличению выпуска продукции, — сказал Малик Мурзалин. — Акмолинская область остается одним из основных экспортеров зерна в стране, при этом среднегодовой экспорт зерна за последние годы составил 1,9 млн тонн, реализация по Казахстану — около 1 млн тонн. Основной объем экспорта зерна приходится на ноябрь и декабрь. В текущем году, надо признать, ситуация гораздо лучше. Тем не менее, определенные проблемы имеются.
К таковым, как подчеркнул аким области, относится отсутствие координации действий между всеми участниками процесса по приемке и отгрузке зерна (производители зерна, хлебоприемные предприятия, грузоотправители железнодорожные станции, зерновые трейдеры и госорганы, которые оформляют документы на зерно). Есть нарекания к работе ХПП — некоторые из них не работали по выходным и праздничным дням. Имеются вопросы и к перевозчикам — по ряду не всегда объективных причин не обеспечиваются заявки грузоотправителей на вагоны в полном объеме.
По информации заместителя акима области Аскарбека Уисимбаева, хлебоприемные предприятия области приняли 2,8 млн тонн зерна нового урожая, при этом загруженность ХПП составляет 68%. Каких-то серьезных проблем по приемке и сохранности зерна нового урожая нет. Было отмечено, что качество зерна, поступившего на элеваторы области, соответствует 3 классу — 80%, около 60% пшеницы имеет клейковину свыше 25-28%, что является лучшим показателем среди северных областей Казахстана. Таким образом, акмолинское зерно сейчас востребовано на свободном рынке.
Лидирующими импортерами казахстанского зерна стали страны Средней Азии — 38%, Иран — 14%, Китайская Народная Республика — 8%, другие страны (Турция, Бельгия, Италия) — 17%, Афганистан — 3%.
— Считаю, что АПК области имеет реальную возможность отгрузить на экспорт и реализовать по РК до конца текущего года не менее 950 тыс. тонн зерна, то есть необходимо отгружать в ноябре и декабре почти по 500 тысяч тонн, — подчеркнул А.Уисимбаев. — В области работает оперативный штаб по вопросам обеспечения координации действий по отгрузке, перевозке зерна и продуктов его переработки. Только точность и ритмичность планирования позволит обеспечить вывоз максимально возможных объемов зерна.
Аскарбек Уисимбаев предостерег — невыполнение планов грозит срывом внешних контрактов, может повлиять на репутацию региона как крупного поставщика зерна. По его мнению, в договорных отношениях следует предусмотреть финансовую ответственность за сверхнормативную задержку вагонов с одной стороны и необеспечение вагонами с другой. ХПП и элеваторы, конечно, должны работать без выходных и праздников в две смены.
По словам председателя правления АО «НК Казахстан Темир Жолы» Каната Алпысбаева, дефицита подвижного состава по стране не наблюдается. Вагонный парк превышает 10 тысяч единиц, львиная доля приходится на АО «Астык-Транс» — 6,5 тысячи. У последнего, кстати, самые лояльные цены. И это создавало искусственные предпосылки для дефицита, поскольку каждый грузоотправитель хочет воспользоваться услугами именно «Астык-Транс».
Компанией проведена работа по закреплению подвижного состава по областям (Акмолинская область — 2 300 вагонов), привлечению дополнительного парка вагонов, организации перевозки зерна в контейнерах, маршрутизации вагонопотоков по направлениям. Отрегулирована тарифная политика с предоставлением дополнительных льготных условий для заявителей, — отметил он.
По Акмолинской области погрузка зерна в октябре достигла 646 тысяч тонн (выше на 14%, чем в октябре прошлого года), по итогам 10 месяцев — 4,3 млн тонн (рост на 29% к аналогичному периоду прошлого года).
Подводя итоги, аким области выразил уверенность, что руководство АО «НК КТЖ» и владельцы подвижного состава сосредоточат свои усилия на выполнении поступающих заявок и своевременной поставке вагонов.
В завершение встречи Малик Мурзалин и Канат Алпысбаев скрепили подписями соответствующий меморандум.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Аибека ДАНЬЯРОВА.