Уникальный проект
Легкие Астаны
100 тыс. га зеленых насаждений вокруг Астаны — такую стратегическую задачу поставил Глава государства Нурсултан Назарбаев. После старта уникального проекта минул 21 год. Рукотворный лесопарк успел увеличиться в объемах, внимание, на солонцовых и полузаболоченных почвах до 81 тыс. га, продолжая отвоевывать в безлесной степи новые территории.
Высаженные в 1997 году первые деревья уже намного выше человеческого роста, а ландшафтные кустарники образовали привлекательные теннистые аллеи. Через 15-20 лет, утверждают специалисты, вне всякого сомнения, столица будет утопать в зелени. Экологический пояс в подростковом возрасте уже приносит пользу, делая Астану нарядней внешне, фильтруя от пыли и вредных атмосферных выбросов воздух, вытесняя из близлежащей округи комаров, главных недругов комфортной жизни астанчан.
Красота с неба просто так не падает, как и булки хлеба на деревьях не растут. Вспоминая о красоте и пользе зеленого пояса, хочу рассказать о его первопроходцах в лице проектировщиков леса, о которых крайне редко или вообще не упоминается в СМИ, и в то же время без которых любой изначально привлекательный проект по озеленению обречен на провал.
Общался с ними автор этих строк 2 года назад. Время, конечно же, внесло свои коррективы, ТОО «СКФ Казгипролесхоз» успели передать в частные руки, кое-кто из сотрудников ушел на заслуженный отдых, кто-то сменил место работы, но о них сегодня говорить будем, пионеры зеленого пояса останутся в его истории навсегда.
Посадочный плацдарм
Как отмечалось выше, зеленый пояс Астаны на настоящий момент составляет 81 тыс. га, 75% этих площадей подготовило для посадки деревьев и кустарников ТОО «СКФ Казгипролесхоз». Для убедительности назовем посадочные нормы лесных культур на отдельно взятом гектаре. Сосна обыкновенная — 1112 штук, клен ясенелистный — 556, береза повислая — 1390, черемуха обыкновенная — 588 штук…
Умножаем эти стволы и черенки на 81 тыс. га и получаем астрономическую цифру. В целом же зеленый пояс формирует около 15 пород деревьев и кустарников. И каждое насаждение, образно говоря, со своим характером, своими претензиями на выживаемость.
О технологических особенностях и возможностях (лес отрасль капризная) поговорим ниже. Вначале о тех, кто создавал посадочный плацдарм. Совершим небольшой исторический экскурс. Первая организация по проектированию объектов лесного хозяйства в Казахской ССР была создана в 1960 году в п. Бармашино Кокчетавской области. В первое время в основном выполнялись заказы Минсельхоза. Проектные работы предусматривали полезащитные лесные полосы, зеленые насаждения вдоль дорог, по берегам рек и озер, на пастбищных угодьях, вокруг животноводческих ферм и в местах отдыха скота.
Вернуть бы такую практику, безлесные участки давно бы превратились в зеленые оазисы. Ну да ладно, помечтали и хватит. Объединение «Агролеспроект» выполняло огромный объем изыскательских работ не только в своей республике, но и в России, Таджикистане, Киргизии. За 47 лет предприятие дало путевку в жизнь 1549 проектам, среди них 278 по лесовосстановлению и лесоразведению, 59 — по реконструкции малоценных насаждений, 109 — орошение лесных питомников, 114 — организация лесомелиоративных станций, 62 — плантации ягодников и садов, 34 — защитные посадки вдоль дорог, 50 — облеснение берегов рек, водоемов, каналов…
С 1991 года у «Казгипролесхоза» появилась приоритетная обязанность — создание зеленой зоны Астаны. За 20 с лишним лет подготовлен 51 рабочий проект, изыскательские работы за это время проведены на 234,6 тыс. га, рекомендовано к отводу для лесонасаждений 79,5 тыс. га, создано лесонасаждений вокруг Астаны при непосредственном участии предприятия более 71 тыс.га.
8 лет возглавлял коллектив профессионал своего отдела, сегодня он занимает другую должность в лесном хозяйстве, Нурдаурен Пернебаев. Познакомились с ним при следующих обстоятельствах. Для газеты надо было сделать снимок-прообраз будущего зеленого пояса столицы. Выехали в соседний лесхоз, где проектировщики проводили изыскательские работы и где после этого произрастали молодые березы и сосны. На зеленые полосы любо-дорого было смотреть. Деревья стояли высотой до 3-х метров, прикрывая от ветровой эрозии зерновые клетки, напоминая шатер. Можно спрятаться от солнца, дождя, можно тут же пособирать грибы.
— Работа наших ветеранов, — подчеркнул Н. Пернебаев. Слово за слово, речь зашла о них. В коллективе 40 человек, 60% сотрудников имеют стаж на одном месте от 30 до 40 лет. Самый известный проектировщик лесного хозяйства Виктор Грибов, прошедший путь от рядового специалиста до главного инженера. Человек не зря прожил на этом свете, гласит поговорка, если посадил дерево, воспитал сына, построил дом.
Так вот Грибов, что касается посадки деревьев, один заменил все население Акмолинской области.
По результатам его исследований и рекомендаций высажены сотни тысяч лесных и кустарниковых культур. Даже существует поверие, где работает Грибов, там безотходное производство. Имеется в виду приживаемость сеянцев. В среднем в лесном хозяйстве страны приживаемость колеблется от 60 до 75 %, у него может достигать и 80.
Коллектив в основном работает в полевых условиях, выезжая на обследование почвы в середине мая и возвращаясь домой в октябре. Проектировщики разделены натри изыскательские партии, в каждой 5-7 специалистов. Взятые анализы направляются в почвенные лаборатории. Согласно полученным результатам вырабатываются рекомендации для конкретных культур.
— Какие деревья на севере хорошо приживаются? — задаю вопрос проектировщику.
— Лиственные и хвойные, осина не высаживается, она размножается самовысевом, из кустарниковых пород превосходно чувствует себя боярышник, — проводили профи со мной ликбез на предмет озеленения.
Кстати, в зеленом поясе столицы преобладают именно эти культуры, плюс клен ясенелистный, тополь гибридный, ива древовидная, черемуха обыкновенная, яблоня сибирская, ирга круглолистная, акация желтая, смородина золотая, лох узколистный. В едином цветении они напоминают содержание ботанического сада, от которого невозможно оторвать взгляда. А ведь совсем недавно на этом месте было сплошное безлесье.
Среди лесных проектировщиков одно имя ярче другого. На предприятии меняются вывески, оно передано в конкурентную среду, обретя статус частного, но преданные своему делу люди в нем остаются. На одном из международных симпозиумов работников лесного хозяйства довелось услышать авторитетный отзыв о деятельности «Казгипролесхоза», приводим дословно: «Существует много мелких фирм по проектированию будущего леса. Рисуя красивые картинки, они забывают о глубине и качестве проработки проектных решений, а рекомендованный ассортимент древесных и кустарниковых пород у специалистов вызывает удивление».
К сожалению, в электронных торгах эти мелкие фирмы благодаря низким ценовым предложениям становятся победителями, после их рекомендаций больше половины саженцев и сеянцев засыхают на корню, так как для них оказалась непригодной «обследованная» почва. Бюджетные деньги, считай, ушли на ветер, лесистость не прибавилась.
Роза Серикпаева пришла в проектную организацию рядовым почвоведом. Спустя 40 лет она — главный инженер, без лаборатории может определить качество и структуру почвы. Более 30 лет трудятся в ТОО инженер первой категории Валерий Золоторенко, начальник проектно-изыскательной партии Евгений Варнаков. 25 лет в лесном хозяйстве бывший директор Нурдаурен Пернебаев.
Зеленое кольцо Астаны — это их детище, их повседневный труд. Глава государства регулярно посещая пригородную зону, дает «легким» Астаны высокую оценку, она в первую очередь касается работы проектировщиков.
А лес растет
Первый, главный этап создания защитных насаждений г.Астаны на лесопригодных участках благополучно завершен. При этом заметим, 8 лет назад при очередном посещении зеленой зоны Нурсултан Назарбаев поставил задачу по преобразованию лесозащитных полос в лесной массив с формированием устойчивых древостоев, которые бы обладали высокими санитарно-гигиеническими и эстетическими качествами.
Работа в заданном направлении активно ведется. Второй этап начался с уплотнения лесопосадок, реконструкции существующих насаждений. В зависимости от почвенных условий (опять заслуга проектировщиков) рекомендуется ассортимент более ценных пород, а на непригодных почвах планируются посевы многолетних трав, формируются газоны.
На первый взгляд, кажется, что зеленая зона вокруг Астаны появилась и продолжает расти в объемах по мановению волшебной палочки. На самом деле пройден серьезный и ответственный этап. Природные условия были против данного проекта, условия расположения зеленой зоны являются весьма тяжелыми для древесной и кустарниковой растительности, ее почвенный покров входит в Есиль-Нуринскую подпровинцию и состоит из темно-каштановых, лугово-каштановых, луговых, лугово-болотных, болотных земельных структур, а также солонцов и солончаков. А потому очень важно, какую культуру здесь можно посадить и какая благодатно будет расти.
Итак, кастинг для сеянцев. Рассматриваются главным образом наиболее устойчивые виды деревьев и кустарников для местных непростых условий. Их, как отмечалось выше, около 15 видов: сосна, береза, яблоня, тополь, ива, лох, вяз, черемуха… Если проехать по зеленым насаждениям Акмолинской области, можно встретить все эти неприхотливые культуры, давно зачисленные в разряд стандартных районированных. Они не требуют сложных уходов, меньше подвержены болезням, у них неплохая приживаемость. Средняя составляет 65-70%, у тополя, клена, вяза еще выше. Капризничает сосна, за ней этот грешок всегда водился. Чуть почва не угодит, она начинает замедлять рост, суховершинить.
Регулярно посадки подвергаются авторскому надзору. Как правило, следует заключение, претензий к оказанным услугам не имеется. Таким образом, зеленая зона Астаны является прекрасным пособием на предмет как нужно выращивать лес, как за ним эффективно ухаживать, добиваясь почти стопроцентной сохранности.
Вместо эпилога
Создание лесоплощадей на территории зеленой зоны столицы, что уже прочно сидит в сознании организаторов и исполнителей уникального проекта, носит государственный характер. Подтверждает это и стратегия устойчивого развития Астаны до 2031 года. Лес, говорится в ней, превосходит все экосистемы в качестве экологического регулятора окружающей среды. Именно под его влиянием формируются, изменяются, стабилизируются биофизические, биохимические, гидрологические процессы.
С древних времен дерево — символ жизни. И не металл, не синтетические материалы, наименование которых насчитывается десятками тысяч, не заменят того, что дает нам это обыкновенное чудо природы. Поэтому все лесное хозяйство страны требует к себе особого внимания, а не только избирательные его территории, такие, например, как зеленая зона Астаны.
Между прочим, она уже начала активное движение в сторону Бурабая, стремясь рукотворный лес соединить с естественным, тем самым образовать зеленый коридор вдоль автобана Щучинск — Астана. По словам проектировщиков, а без них и здесь никуда, новый проект, инициированный опять же Главой государства, после реализации станет таким же привлекательным, как и зеленое кольцо.
Привлекательным не только в эстетическом плане, прежде всего в экологическом.
Александр ПРИРОДИН.
Фото с сайта saulet.astana.kz
Свое дело
Озеленяя рукотворным лесом…
11 лет назад Александр Колосовский взял в долгосрочную аренду с правом выкупа 120 га земли, собравшись выращивать, кто бы мог подумать, лес. Позже, став полноправным собственником зеленых плантаций, он за все это время «собрал урожай» в количестве 6,5 млн саженцев и сеянцев, тем самым озеленив рукотворным лесом свыше 1200 га ранее пустующей земли.
Необычный, можно сказать, эксклюзивный проект, а А.Колосовский пока первый частный лесовладелец в Казахстане, преследует две цели: создание леса для себя, (браво, предприниматель!), выращивание лесных и кустарниковых пород на продажу. Лес для себя будет готов через 15-20 лет, сегодня на участке произрастают деревья двух-трехметровой высоты. Как раз подрастут внуки, которым Александр Павлович собирается оставить в наследство, представляете, целое Берендеево царство.
Лес на продажу — финансовый блок проекта частного лесопользования, переходящий в экологический. Реализуя саженцы и сеянцы, собственник получает деньги на развитие бизнеса, потребитель, покупая необычный товар, затем его высаживая в почву, увеличивает лесистость страны.
На встречу с первым лесным собственником выехали с руководителем регионального управления по охране леса и животного мира Айдаром Дарбаевым. По дороге он просветил меня о мерах господдержки частного лесного фонда и его состоянии на 1 января 2018 года. Оказывается, в столичной области частный лесной фонд занимает 635 га, в том числе лесные угодья охватывают 136 га, не лесные — 559.
Лесные угодья подразделяются на плантации специального назначения, несомкнувшиеся лесные культуры, лесные питомники, прогалины, редины. Выкупил участок пока один Колосовский, остальные 6 частных лесовладельцев обладают угодьями на условиях долгосрочной аренды с правом выкупа.
В общем списке фамилия Колосовский встречается трижды. Александр Павлович подтянул к проекту двух сыновей Павла и Константина. Как и отец, они получили статус индивидуальных предпринимателей, взяв каждый в долгосрочную аренду по 250 га земли. Таким образом, в ауле Кенес Аккольского района появился семейный подряд по выращиванию леса.
Теперь о господдержке. Правила возмещения расходов на закладку и выращивание быстрорастущих древесных и кустарниковых пород, создание и развитие частных лесных питомников были утверждены 27 февраля 2015 года. Они предусматривают возмещение расходов за счет бюджета до 50% от стоимости работ, предусмотренных целевым проектом. При этом деньги распределяются пропорционально.
На первый взгляд, условия — лучше не придумаешь. Но, как позже выяснилось, господдержка является уязвимым звеном в частном лесопользовании. Тот же А.Колосовский за 10 лет добился рентабельности проекта. По его словам, возле бюджетных денег появились сомнительные посредники, поэтому указанная сумма доходит до исполнителя в сильно усеченном виде.
К этой теме еще вернемся, а пока прошу Александра Павловича рассказать о себе, сыновьях, почему семья занялась лесным бизнесом. В Кенеском лесхозе он с 1975 года, закон не запрещает быть частным владельцем леса и одновременно исполнять служебные обязанности по его охране. Разнорабочий, мастер леса, лесничий, главный лесничий, охотовед. Все ступени карьерного роста прошел в одном учреждении.
Лесником был и его отец. Наверное, вот откуда ростки большой любви и преданности природе. Стоит день не побывать в лесу, как начинаешь плохо себя чувствовать, откровенно признавался он. Вплотную занимается питомником. По его словам, сие занятие увлекает раз и навсегда. Из крохотной семечки вырастает могучее дерево, и ты этим процессом управляешь, что создает настоящий праздник для души.
— Однажды услышал, что можно взять землю под лесоразведение да еще участие в проекте освобождает от налогов, 400 тенге в год — не деньги, решил попробовать себя в этом деле, попробовал, теперь о другом не мечтаю, — делился он сокровенными мыслями, как бы опасаясь не спугнуть профессиональную удачу. Сыновья? Да, они также «лесные люди». Павел — инженер лесных культур в лесхозе, Константин имеет высшее инженерное образование, однако его постоянно в лес тянет, вот и помогают мне увеличивать лесистость страны…
У сыновей на двоих 500 га зеленых насаждений, плюс общий питомник. В частном лесоразведении участвуют 6 лет. Отец является автором уникальной технологии выращивания саженцев двух-трехметровой высоты в корзинах, сплетенных из металлической сетки. Забота трудная, но себя окупает. Дерево, высаженное в корзине, можно высаживать в любое время года — в том и состоит его преимущество, и какое преимущество…
Сегодня объекты принимаются комиссией при наличии вокруг них зеленых насаждений. Многие ждали весны и осени, чтобы облагородить территорию. По технологии Колосовского-старшего для посадки годятся май, июнь, июль, август, сентябрь, высаживай, только не ленись.
Астана к нему в очередь выстраивается. В питомнике растут сосна, береза, миндаль, вяз мелколистный, боярышник, облепиха, черенки пирамидальнего тополя, клен… Товарная продукция от семьи Коло-совских уходила на озеленение павильонов «ЭКПО-2017». Все чаще наведываются в Кенес потребители из городов Степногорска, Атбасара, Акколя.
Движение идет, бизнес не стоит на месте, однако настораживает скромная рентабельность: 7-10%. Взрослый лес, а у Колосовского им засажено 120 га, дохода не приносит. Хозяин запретил в нем готовить дрова, запретил слово «пиломатериал», оставляя зеленую плантацию такой, какой ее создала природа. Лес для души, сердца, для внуков — вот его главное предназначение, не устает повторять он. И хотя лес частный, людям заходить сюда не запрещено, собирай грибы, ягоды, но с одним условием — не навреди.
Такой лес лично для себя пробую представить. В нем живет зверь, поют птицы, трава по пояс, деревья пышут красотой и первозданностью, одним словом, сказка, сделанная руками человека. Колосовский, повторимся, пока один в лесном хозяйстве Казахстана, обладающий статусом частного владельца. А если б их было десять, сто, тысяча… Какой бы лес зашумел вокруг!
Деревья хотя и растут сами, тем не менее за ними требуется уход да уход.
Для этого нужны техника, солярка, бензин, наемные рабочие руки. Все вырученные средства от продажи саженцев и сеянцев направляются на развитие производства, охранные мероприятия, подчеркивает предприниматель. Чтобы пробурить одну скважину для полива питомника, требуется минимум 3 млн тенге, а там другие затраты на пятки наступают.
Среди повседневных забот наконец-то мелькнул луч надежды. Из Астаны пришло известие — Всемирный банк развития выделил грант в размере 100 тыс. американских долларов частному лесовладельцу А.Колосовскому. Деньги хорошие, на них можно было и новый питомник построить, действующий надежно оградить, внедрить капельное орошение.
Александр Павлович взялся готовить необходимый перечень документов. Человек с юмором, он взвесил деловую папку с бумагами, пакет потянул на 3 кг. Однако и этого «ценного груза» не хватило для получения обещанных денег. Уехал предприниматель домой с пустыми руками. И тут неожиданно-негаданно объявился добровольный помощник из столицы, влезший в доверие к Колосовскому, правда, на своих условиях. Дескать, мне 10%, тебе — 90, став временно финансовым директором ИП «А.П.Колосовский Эколес». Грант он действительно пробил, но лесовладельцу досталось всего-навсего 800 тыс. тенге, остальные деньги ушли в неизвестном направлении.
Напрашивается вывод о господдержке. Она практикуется почти во всех отраслях, за что ей слава и почет. Вместе с тем, жалуются предприниматели, на пути к ней возникает масса бюрократических препон. Как в той поговорке, локоть близко, а не укусишь. Пользуясь моментом, то там, то сям объявляются «финансовые директора», которые якобы знают, как «пробить» бюджетные деньги, заботясь в первую очередь о собственном кармане.
800 тысяч тенге А.Колосовский пустил на ремонт ограды питомника. Все-таки его товарная продукция помогает ему и сыновьям сводить концы с концами. Зато всего в 9 км от аула Кенес весело шумит частный молодой лес, казахстанский первенец в этом статусе.
Александр КУЗЕННЫЙ.