Образование. Планы — в жизнь

Закрепление статуса педагогов Законом РК, повышение оплаты их труда, улучшение качества образования — вот лишь некоторые из задач, поставленных в Послании Президента РК Нурсултана Назарбаева народу «Рост благосостояния казахстанцев: повышение доходов и качества жизни». Все предложения, озвученные Главой государства, конечно, направлены на повышение качества жизни учителей. Однако как запланированные в Послании изменения будут воплощены в реальность? Помогут ли они конкретным педагогам? Привлекут ли в отрасль молодежь? Улучшится ли качество образования школьников? Все эти актуальные вопросы мы задали руководителю управления образования Акмолинской области Талгату Жунусову.

Талгат Турлыбекович, Президент в Послании говорит о необходимости увеличить финансирование систем здравоохранения и образования. Означает ли это, что конкретно в нашем регионе количество денег, выделяемых на Вашу отрасль, увеличится?

— В Акмолинской области сфере образования уделяется большое внимание. В 2018 году на финансирование системы образования области выделено более 76 млрд. тенге. По сравнению с прошлым годом финансирование увеличилось на 15%. Президент же дал поручение в течение 5 лет довести расходы на образование, науку и здравоохранение из всех источников до 10% от ВВП. Планируется выделение дополнительных средств, за счет которых начиная с 2019 года будет увеличена заработная плата и воспитателей, и методистов, и заведующих детских садов. В рамках разработки закона о статусе педагогов предусматривается увеличение заработной платы директоров школ, заместителей директоров. Думаю, что объем средств, выделяемых на образование, позволит воплотить все эти планы в жизнь.

Сегодня много говорят о низкой зарплате учителей, о большом количестве отчетов, из-за которых у них остается мало времени на детей. Какие еще проблемы актуальны для современных педагогов?

—   Вы справедливо отметили: одна из обсуждаемых проблем — вопрос загруженности учителей, заполнения большого количества отчетов и документов. Поэтому в Министерстве образования и науки РК в этом году приняли специальный приказ, где четко регламентируется перечень документов, которые должен заполнять учитель. Их всего пять: журнал, дневник, суммативное и формативное оценивание детей, календарно-тематическое планирование и поурочное планирование. Еще одна важная проблема для педагогов нашей области — низкая скорость интернета в сельской местности. Сейчас этот вопрос решается на местном уровне, укрепляется материально-техническая база школ.

Вызывает вопросы система оплаты труда учителя, в которой сегодня не предусматривается доплата за участие в методической, научно-исследовательской и проектной работе. Это ведет к снижению престижа учителя и к оттоку из профессии как высококвалифицированных учителей, так и молодых специалистов.

Еще одной проблемой для учителей, которая поднималась неоднократно, стали объём и содержание базы тестов государственной аттестации. В нынешнем виде она зачастую диаметрально противоположна той, которая была до реформ в образовании. И для того, чтобы ее освоить, нужно время. Впрочем, несмотря на это, новая система аттестации для многих педагогов области стала возможностью получить новую оценку своих достижений и перспективы развития, а также, что немаловажно, надбавку за преподавание по обновлённому содержанию и квалификационные категории. К примеру, надбавку в 200% от базового должностного оклада уже получили учителя физики, химии, биологии и информатики, преподающие на английском языке.

Как, на Ваш взгляд, скажется принятие Закона «О статусе педагога» и повышение заработной платы учителей школ на качественном составе педагогов?

Думаю, не ошибусь, если скажу, что этого закона, очень важного для всей сферы образования, сегодня ждут все педагоги. Документ должен предусмотреть стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных проверок и несвойственных функций.

В системе образования любой страны краеугольным камнем является учитель. И если мы хотим вырастить высококлассных специалистов, способных вывести Казахстан в число развитых стран мира, то надо выводить на качественно новый уровень национальную систему образования. А это невозможно без обеспечения достойных условий труда и жизни учителей. Новый статус педагога и вместе с ним повышение заработной платы — прекрасная мотивация для творческой работы,инновационной деятельности, продумывания организации учебно-воспитательного процесса. Уверен, что все это будет способствовать развитию профессионализма, стремлению применить свои знания и способности.

Сегодня власть предпринимает немало конкретных шагов для привлечения молодежи в профессию. Из года в год выделяются образовательные гранты для выпускников, поступающих на педагогические специальности. Надеюсь, что с принятием нового закона грамотных и увлеченных молодых специалистов, пришедших в профессию по призванию, станет еще больше.

В Послании Глава государства подчеркивает, что необходимо уже в средней школе проводить профориентационную диагностику. Каким образом эта работа реализуется в нашем регионе?

— Могу сказать, что такая работа ведется у нас усиленно. Анализ трудоустройства за последние три года показывает, что ежегодно около 25% девятиклассников и 25% выпускников после окончания школы поступают в колледжи. В колледжах области действуют три профориентационных центра в городах Кокшетау, Щучинске и Степногорске, работают 15 кабинетов профориентации, оформлены 12 тематических уголков.

В организациях среднего образования работает 151 профориентационный кабинет, организованы 349 тематических уголков, ведет работу профориентационный центр в г. Кокшетау. В прошлом учебном году было проведено более 200 профориентационных мероприятий с охватом более 20 тыс. участников. В их числе и дни открытых дверей организаций ТиПО с анкетированием и профессиональной диагностикой школьников, и методические семинары для координаторов, и региональный чемпионат WoridSkills Kazakhstan, популяризирующий рабочие профессии.

В рамках программы «Рухани жаңғыру» подпроекта «Саналы азамат» действует проект «Автобус профессий», который предполагает охват профориентационными мероприятиями учащихся школ в отдаленных районах от районного и областного центров. В конце ноября пройдет I областной форум «Открываем мир профессий», целью которого будет активизация творческого подхода к изучению профессий для удачного выбора будущей профессии, вовлечение обучающихся и педагогов в совместную профориентационную деятельность. Профориентационные страницы действуют и в социальных сетях.

Уже в новом учебном году 140 старшеклассников посетили Назарбаев университет в рамках дня открытых дверей вуза. Работу со школьниками ведут Казахский университет экономики, финансов и международной торговли Астаны, Казахский университет технологии и бизнеса Астаны, Кокшетауский университет им. А.Мырзахметова. В декабре профессиональную диагностику для выпускников области проведет Международный центр образования «EDTECH-KZ».

Завершается процесс обновления содержания среднего образования, планируются реформы в дошкольном звене. Как они будут реализованы в нашем регионе?

— Как отметил Президент, в сфере среднего образования основные подходы определены. Обновленное содержание образования — это один из обсуждаемых сегодня вопросов в обществе. Но, как и для любой инновации, требуется определённый адаптационный период, чтобы оценить результативность реформ. И главным показателем здесь   будут   конкурентоспособность выпускников на международном рынке труда, качество образования и научных исследований.

Сегодня в рамках поэтапного перехода на обновленное содержание образования квалификацию повысили свыше 12 тысяч учителей, предстоит провести обучение еще более 3-х тысяч педагогов области. Разработаны квалификационные тесты для педагогов среднего звена, по которым в июне текущего года прошли аттестацию около 2 тыс. учителей. Те, кто сделал это успешно, с 1 сентября получают новую зарплату.

По этой же аналогии планируется внедрение национального квалификационного тестирования для воспитателей дошкольных организаций. Сегодня в нашей области в 610 дошкольных организациях воспитанием 38 тыс. детей занимаются свыше трех тысяч педагогических работников, их средняя заработная плата составляет 76 тыс. тенге. Введение квалификационных тестов для них поможет увеличить их доходы и профессиональную квалификацию. Министерству образования и науки поручено совместно с акиматами в текущем году разработать соответствующую «дорожную карту» и принять необходимые меры по повышению оплаты труда работников детских садов. В связи с пересмотром методов обучения, требований к педагогам детсадов и их оплаты труда акцент будет сделан на введении единой образовательной программы для предшколы (нулевых классов), чтобы дети равными, в условиях одинаковой подготовленности, приходили в первый класс.

Еще одно нововведение, касающееся дошкольного воспитания, — возможность встать на очередь в детский сад с помощью электронной цифровой подписи на сайте akmola.kz. Это позволит исключить человеческий фактор в распределении мест и обеспечить автоматизированное управление процессом формирования очередности.

Предложения Главы государства, касающиеся сферы образования, в скором времени будут проработаны и станут воплощаться в жизнь. Как Вы считаете, сделают ли эти реформы лучше жизнь обычного школьного учителя или воспитателя детского сада?

В этом у меня нет никаких сомнений. Уверен, что введение Закона «О статусе педагога», повышение оплаты труда дошкольных работников, освобождение учителей от несвойственных им функций решит проблемы, на которые наши педагоги жаловались последние несколько лет. У учителей появится возможность и стимулы для творческого и профессионального роста, и в будущем это скажется и на качественном составе учительства, и на уровне знаний наших выпускников. Послание как программный документ играет важную роль в развитии не только системы образования, но и всех сфер жизни нашей страны. И обозначенные Елбасы стратегические направления государственной политики станут новым этапом в достижении цели построения свободного и процветающего Казахстана.

Екатерина ОДИНЦОВА.

Читайте также