Инклюзивное образование. Без кадров проблему не решить?

Партийный куратор
В нашей стране более 150 тысяч детей, а это примерно 3% несовершеннолетних, имеют особые образовательные потребности по здоровью, — такими цифрами открыл заседание комиссии регионального партийного куратора по направлению «Образование» предвыборной программы партии «Hұp Отан» депутат областного маслихата и председатель комиссии Асен Жаксылыков. Темой встречи с участием первого заместителя АОФ партии «Hұp Отан» Галыма Бекмагамбетова стали вопросы развития системы инклюзивного образования и создание доступной среды в образовательных учреждениях области.

Как следовало из выступления председателя Координационного совета по развитию инклюзивного образования в Акмолинской области, кандидата педагогических наук Марата Ибраева, сейчас в регионе живут 6767 детей с особыми образовательными потребностями по здоровью. В начале учебного года в области насчитывалось 47 детских садов, которые частично создали условия для обучения детей с особыми потребностями, это примерно 20,3% от общего количества дошкольных организаций образования. В школах региона обучаются 2565 детей с ограниченными возможностями. Условия для них частично создали 310 дневных общеобразовательных школ. Часть детей — 374 человека, имеющих определенные медицинские показания, обучаются на дому.

Кроме создания безбарьерной среды, как было отмечено на совещании, для развития инклюзивного образования нужно обучить педагогов, которые будут работать с детьми-инвалидами. Сегодня такое обучение уже проводится. Сложнее обстоят дела с дополнительным образованием — кружками и секциями, которые могли бы посещать дети с ограниченными возможностями. По информации Марата Ибраева, педагоги, работающие в этой сфере, соответствующую подготовку еще не прошли, а 57 организаций допобразования, работающих в области, посещают всего 109 детей-инвалидов.

По мнению спикера, для развития инклюзивного образования в регионе нужно предпринять несколько конкретных шагов. В частности, продолжить адаптацию зданий, укомплектовать детские сады педагогами со специальным образованием, ввести доплаты учителям, работающим по инклюзивной системе.

Руководитель Бурабайского районного отдела образования Жангельды Тулегенов, поделился опытом: в районе из 583 детей-инвалидов инклюзивным образованием охвачены 357,36 школ создали условия для доступа людей с ограниченными возможностями, в 17 организациях образования дети учатся в инклюзивных классах, еще в трех — в коррекционных. Озвучил он и наиболее актуальную на сегодняшний день проблему: в районе все больше детей с диагнозом «аутизм», который достаточно тяжело компенсировать. Уже есть планы по открытию специальных классов для аутистов в школах, а также частного центра по работе с детьми с расстройствами аутического типа. Однако, как было подчеркнуто, сложно реализовать эти планы при существующей нехватке кадров — в районах практически нет дефектологов, олигофренопедагогов, не хватает других специалистов. Прозвучало предложение открыть соответствующие специальности на базе Кокшетауского госуниверситета им. Ш.Уалиханова, чтобы решить кадровый вопрос.

Еще одну проблему — нехватки специальной методической литературы — озвучил на совещании руководитель Астраханского отдела образования Алмаз Аскаров, подчеркнувший, что в Астраханском районе ни в одной школе нет логопедов и дефектологов.

Заведующая кафедрой социальной и возрастной педагогики КГУ им. Ш.Уалиханова Айсулу Шаяхметова, взяв слово, отметила: университетом издано много учебных и методических пособий по обсуждаемой тематике, в вузе преподается предмет «Основы инклюзивного образования», есть координатор и тренеры по этой сфере. Однако, как было отмечено на совещании, сегодня социальные педагоги, как правило, получают низкую зарплату… Первый заместитель председателя АОФ партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов, выслушав все доклады, отметил: проблемы необходимо решать сообща, наладив межведомственное взаимодействие специалистов сфер образования, здравоохранения, социальной защиты. Чтобы ликвидировать дефицит кадров, заняться обновлением содержания специальности социального педагога, заниматься повышением квалификации учителей, чтобы обучить их работе в системе инклюзивного образования. Управлению образования было предложено проработать вопрос такого обучения с привлечением частных образовательных центров и внести предложения по финансированию этого проекта. Одобрение на заседании получила идея создания специальных классов для детей с аутизмом: хоть инклюзивное образование и предполагает обучение детей-инвалидов в общеобразовательных школах, необходимо пробовать разные методики их адаптации.

Что касается создания безбарьерной среды и обеспечения доступа детей с ограниченными возможностями во все организации образования, то здесь есть над чем работать. Поданным облуправления координации занятости и социальных программ, социально значимые объекты региона сегодня адаптированы для доступа инвалидов лишь частично. Было рекомендовано выделить из всех социально значимых объектов в регионе (всего их 1672) те, которые посещаются инвалидами уже сейчас, чтобы провести их адаптацию в первую очередь.

Владислава КОКОРИНА.

Читайте также