Правда об Афгане жить должна

К 30-летию вывода войск
Василий Леонидович Мельников. 14 мая 1981 года отправлен из Атбасара на полгода в Ашхабад в учебку, распределен по специальности в связисты, причем азбуку Морзе молодой боец освоил отлично. «Армейская служба на юге Союза в те времена могла означать лишь одно — впереди Афганистан. Ни для кого не было секретом, что солдат готовят на войну. Но романтическими наши представления априори не были, — начинает свой рассказ Василий. — Осень встретили в Кабуле. В роте главного военного советника я прослужил больше двух лет — до 25 августа 1983 года.

Тридцать лет прошло с вывода войск, с момента моего возвращения с войны — 35 лет… До сих пор идут поиски пропавших там без вести ребят, до сих пор я сам живу с чувством неисполненного долга — своих ребят отыскать, узнать о судьбах командиров. Истина часто оказывается падчерицей времени. Об Афгане разное рассказывают, и чем дальше во времени отступает эта война, тем более небылиц, домыслов всплывает. А необъявленная афганская война была страшная. Настоящая война. Кто сейчас поверит? А нам и нашим детям нужна правда. Нас интересует правда больше, чем вымыслы. В поисках этой правды и проходит моя жизнь.

На войне все загонялось вовнутрь, а после вылезать не хотело. Эту войну никто, кроме нас, не любит. А надо жалеть. Всех, кто там был. Мы не были взрослыми. Нам было по 18 лет. Мы были пацанами. А война нас воспитывала. Нам было велено держать в горах рубеж. Мы стояли насмерть. На войне командир тот, кто умеет командовать. Кто держит экстремальную исключительную ситуацию под своим контролем. Тот, за кем идут. Кто не прячется за спины ребят. А наш майор Бородин раненых из афганской войсковой части на руках выносил… Разве такое забудешь?

Наш командир Михаил Бородин (1945 года рождения) — сибиряк, окончил Омское высшее общевойсковое командное училище, Военную Академию имени Фрунзе окончил с отличием, одно время служил в Германии. Был направлен на службу в Генштаб Управления Минобороны СССР, но оказался в Афганистане. Назначен советником командира 38-й афганской бригады «Командос». 16 мая 1983 года Михаил Бородин не вернулся с боевой операции. Бригада попала под перекрестный огонь мятежников в 35 километрах от населенного пункта Ургун, где офицер лично руководил боем. Его бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ-2 была повреждена. При попытке выйти из нее Бородин был ранен в голову. После боя тело Михаила Ивановича так и не было обнаружено. Есть версия, что его захватили в плен душманы. Нашего командира отметили афганским орденом «Звезда» третьей степени и медалью «За отвагу». Замечу, что часть афганских офицеров, воевавшая против душманов, окончила высшие военные училища Союза и хорошо владела военной тактикой, в полевых и горных условиях умело применяя полученные знания. Советниками же назначались наиболее подготовленные, грамотные специалисты, во многом определявшие стратегию ведения боевых действий. Что и говорить, на войне как на войне. Неосторожность могла стоить жизни. На афганской территории искусно были зарыты мины даже под телами погибших, порой на земле расставлены «ловушки» в виде дорогих японских магнитофонов, едва прикоснувшись к которым, можно было взорваться в одно мгновенье.

Что такое трехъярусная вражеская оборона в горах? Представьте узкое клубящееся ущелье, с двух сторон и посередине засели душманы… пещер и расщелин — множество. Душманы превращают пещеры в укрытия, а расщелины — в огневые точки. Открытый обзор, прочная защита с двух сторон, сверху — каменные стены, это удобные приспособления для укрытия и в то же время обстрела. И эти огневые точки моджахедов, по сути, самые настоящие доты, необходимо взять на высоких утесах.

По кишлакам мы развозили гуманитарную помощь — муку, сахар, консервы, делились хлебом и водой, не искали ни в чем выгоды. Я убежден, что прежде чем доводить до сознания молодых происшедшее, мы должны его взвесить, осмыслить сами, во что были вовлечены, каждый день видя смерть. Мы не должны предавать забвению правду о том времени. Там, в далеких горах Гиндукуша, мы как могли заботились друг о друге, видя помощь от своих командиров, порой понимая без слов…».

Ныне Василий Леонидович живет в селе Сергеевка, что в 25 километрах от Атбасара, занимается крестьянским хозяйством. После армии окончил Атбасарский техникум механизации, затем и вуз — мехфак ЦСХИ, одно время преподавал в агротехническом колледже, да разве семью прокормишь на зарплату бюджетную? Дочь Катерина — девятиклассница, сын Сережа в этом году поступил в Высший медицинский колледж.

Алия АХЕТОВА,

г. Атбасар.

Читайте также