Медиация
— Ежегодно 4 миллиона наших граждан втянуты в судебные разбирательства. Сколько сил и средств тратится! — эти слова Президента для работников судебного корпуса республики имеют особое значение. Ведь именно им приходится затрачивать немало сил и времени, принимая решения по вопросам, которые до суда можно было и не доводить. Умели же это делать наши предки, для которых слово мудрого уважаемого аксакала было законом.
Сегодня мы беседуем с председателем специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Акмолинской области Айсулу Жуматовой о том, что можно и нужно делать для того, чтобы медиация — практика досудебного решения споров — стала для нас привычной и востребованной.
— Айсулу Умирсериковна, закон РК «О медиации» принят более семи лет назад, сформирован корпус профессиональных и непрофессиональных медиаторов,проведено множество круглых столов и конференций, открыты десятки кабинетов медиации… Но люди по-прежнему предпочитают обращаться в суд даже в случаях семейных и межличностных конфликтов. Почему и что делать?
— Причин тому множество, в одной беседе их не раскрыть. Сегодня я хочу поговорить о школьной медиации. «Все мы родом из детства» — это аксиома. Не напрасно же в народе говорят: «Хочешь изменить мир — начни с колыбели». Формировать умение разрешать неизбежные конфликты необходимо уже в школе. Причем не только у детей, но и родителей.
К сожалению, наша судебная практика дает немало примеров того, что детская драка, о которой сами ее участники могли забыть буквально на следующий день, приводит к длительным судебным тяжбам между их родителями.
Иногда, желая проучить обидчика, они оскорбляют другого ребенка, угрожают и даже применяют силу, не думая при этом о последствиях. А они могут быть очень серьезными для всех. Так, родитель М. после конфликта между детьми ударил несколько раз другого ребенка по голове, причинил ему легкие телесные повреждения. Ребенок оказался в больнице с сотрясением головного мозга, а М., занимавший ответственную государственную должность, был уволен по отрицательным мотивам, в отношении него было возбуждено уголовное дело.
В другом случае в ходе игры на улице случайно повредили пуховик у ребенка, дети повздорили между собой, но через несколько дней помирились. А родители еще несколько месяцев судились по возмещению ущерба, взысканию морального вреда, вовлекая в судебные тяжбы педагогов, детей, психологов.
Желание мам и пап защитить своего ребенка, наказать обидчика, конечно, понять можно. Но, полагаю, необходимо обратиться в школьную службу примирения. Убеждена, что она должна быть в каждой школе.
— Вероятно Вы правы. Но ведь в каждой школе помимо заместителя директора по воспитательной работе есть штатный психолог, социальный педагог, классные руководители… Разве этого недостаточно?
— Увы, как показывает наша судебная практика, дни открытых дверей, беседы, проводимые в школах, — учащиеся не обращаются к школьным психологам. Вероятно, играет роль тот фактор, что участник конфликта может опасаться того, что работник школы будет руководствоваться принципами профессиональной солидарности, опасаться нанести ущерб репутации учебного заведения, а значит не заинтересован в объективном разбирательстве.
Школьные службы примирения уже работают в школах более 70 стран. Как правило, в эту службу входят работник детского учреждения, учащийся, представитель родителей, прошедшие необходимую подготовку и обучение. Конечно, это должны быть люди, которые пользуются уважением и авторитетом, к кому взрослые и дети могли бы подойти со своей проблемой и получить дельный совет.
В ходе своей профессиональной деятельности, общаясь с детьми, я узнала, что в некоторых школах нашего города есть ученики, которые, по сути, уже являются примирителями, хотя таковыми себя не называют. Думаю, что многие могут привести примеры того, что такой подросток-примиритель при обращении к нему сверстника выслушает и его, и другую сторону, даст необходимый совет, который помогает ребенку понять и помириться со сверстниками, а порой и со своими родителями, найти общий языке друзьями, пересмотреть свой образ жизни, а иногда и отказаться от мысли совершения суицида. Это очень важно. Ведь порой за видимым благополучием скрывается большая личная трагедия ребенка, который не нашел нужного человека, который помог бы ему.
К сожалению, статистические, аналитические данные свидетельствуют о том, что число асоциальных семей, детей с девиантным и суицидальным поведением возрастает. Службы примирения как раз и могут стать одним из способов нестандартного взаимодействия с обучающимися, создания в школе благоприятной, комфортной среды.
— Видимо, службы примирения призваны решить и множество психологических проблем учащихся?
— Безусловно. Восстановительная медиация позволяет подростку избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию, избежать повторения подобного. Детям медиация необходима, чтобы они сами умели выходить из трудной ситуации.
При этом ребенок, совершивший правонарушение, осознает причины своего поступка и его последствия, приносит извинения и получает прощение, заглаживает причиненный вред, возвращает к себе уважение и восстанавливает отношения в школе и семье.
И что принципиально важно, школьная медиация дает возможность улучшать взаимодействие и понимание не только в тех ситуациях, о которых стало известно взрослым, но и в той среде, куда взрослым доступа нет. Детям проще довериться сверстнику, ведь они говорят на одном языке. Школьники более откровенны со сверстниками, чем с профессиональными психологами старшего возраста.
Для детей работа в школьных службах примирения — прекрасный тренинг по конструктивной коммуникации, который им пригодится в дальней жизни. Родителям медиация поможет выявить причину и движущую силу конфликтов, чтобы предотвращать их впредь, оберегать детей и подростков от агрессивного порой отвергающего воздействия окружающих, корректировать поведение тех, кто уже оступился.
— Все это чрезвычайно убедительно, но почему же так непросто идет процесс создания таких служб.
— В ходе организации деятельности службы школьной медиации в других странах были выявлены следующие проблемы: специалисты и учащиеся, входящие в состав служб примирения, не проходили специального обучения, что затрудняло качественную деятельность в данном направлении. Иногда данная служба дублировала работу специалистов социально-психологической службы. Нам нужно избежать подобных ошибок.
Полагаю, что организацию служб примирения в школах (колледжах, институтах) Министерству образования и науки необходимо взять на особый контроль, учитывая опыт и проблемные вопросы других стран. Провести разъяснительную работу среди педагогов, родителей и детей, обучение с привлечением специалистов центра развитии медиации, составить методички, рекомендации. Хорошим стимулом могут стать конкурсы служб примирения между школами области, региона, республики. Необходимы изучение и распространение опыта, информационные стенды, буклеты, командировки с участием членов службы примирения — детей и взрослых — в другие регионы и страны, для изучения их опыта на месте.
В настоящее время, по согласованию с управлением образования области определены восемь школ в Кокшетау, которые будут участвовать в пилотном проекте по созданию школьных служб примирения. Такие службы необходимы не только в школах, но и колледжах, в институтах. 2019 год будет Годом молодежи, поэтому нашим студентам нужно проявить активность и самим начинать эту работу. В каждом районном центре, сельском округе сейчас уже есть профессиональные и непрофессиональные медиаторы, которых можно приглашать для совместной работы.
Также добавлю, что становясь невольным свидетелем конфликтов на улице, недопустимого поведения в общественных местах, взрослым необходимо контролировать свои эмоции и поступки, чтобы быть примером для детей, которые могут видеть это.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.