На те же грабли

В предыдущих публикациях под этой рубрикой высказывалась надежда на снижение уровня проступков госслужащих, все-таки принимаемые серьезные меры должны были повлиять на результат. Но вот очередное заседание совета по этике и на повестке дня новые дисциплинарные дела…

Грубость и предпочтение

Часть вины она, руководитель отдела предпринимательства и промышленности, признала, часть упорно отрицает, дескать, действовала в служебных интересах. Фамилию чиновницы по традиции не называем, себя, конечно, узнает, другим в назидание будет. Хотя правильные выводы делают далеко не все, забывая о существовании Закона «О государственной службе РК», Этического кодекса.

В адрес акима района поступила коллективная жалоба от работников отдела предпринимательства и промышленности, под ней стояли четыре подписи. Бунт на корабле созрел не на пустом месте. Начальница, по словам подчиненных, людей за людей не считала, называя их плохими и недалекими. Постоянно повышала голос, переходила на крик, выгоняла специалистов и предпринимателей из кабинета.

Читаем официальную информацию уполномоченного органа: «В ходе служебного расследования установлено, что руководитель отдела неоднократно давала подчиненным поручения личного характера, например, могла приказать забрать ее ребенка из школы, сходить в магазин для покупки подарка для старшей дочери…».

Главного специалиста отдела ни с того ни с сего обвинила в получении взятки, предупредив остальных: «В отделе я полная хозяйка, действовать через голову не позволю, сразу же сообщу в компетентные органы». «Воспитывая» других, сама то и дело нарушала нормы Этического кодекса.

Чуть что не по ней, грозила уволить по отрицательным мотивам, пугала дисциплинарными взысканиями. Не обходилось без оскорблений. «У меня были на то причины», — заявила чиновница. Произошла следующая история. Руководитель ушла в отпуск, оставив вместо себя главного специалиста. Та, пользуясь случаем, издает приказ о премировании всех работников, естественно, не забывая о себе родимой. За бортом осталась «шефиня», в отпуске, не положено.

Сама исполняющая обязанности проработала в отделе менее месяца, но денежки получила, что категорически запрещено Правилами премирования (Постановление Правительства от 29 августа 2001 года). Начальнице, конечно, было обидно, вот она и сорвалась. Между прочим, прошло полгода, но незаконно полученная премия до сих пор не возвращена в бюджет. По мелочам шум коромыслом стоит, коснешься главного — тишь и благодать.

Действия руководителя и подчиненного лично я бы назвал результатом «воспитательной работы» в коллективе, основанной на страхе, недоверии, отсутствии уважительного отношения к чести и достоинству личности.

Что касается исполнения Трудового кодекса, грозная начальница на нем поставила крест. «Закон — это я, что скажу, то и будете делать!» — неоднократно заявляла она, требуя беспрекословно выходить на работу в выходные и праздничные дни, допоздна задерживаться в кабинетах, в то же время себе могла позволить иногда не являться на службу.

Подчиненные напоминали о положенных компенсациях, отгулах — бесполезно. Вцепившись мертвой хваткой в роль начальницы, она терпеть не могла, когда ей противоречили, все больше отдаляясь от коллектива, закрывая глаза на требования Этического кодекса, где черным по белому написано: «…воздерживаться от обсуждения личных и профессиональных качеств коллег, порочащих их честь и достоинство, своим поведением служить примером справедливости, бескорыстия, не допускать фактов грубости…».

Увы, все делалось наоборот. Поэтому мой вывод такой: когда коллектив выражает недоверие, в кресле руководителя лучше не оставаться.

* * *

Опять в поле зрения органов прокуратуры оказалась земля сельхозназначения. Принимается масса законодательных и нормативных актов о ее рациональном использовании, однако эффект достигается минимальный. Особенно больно и тревожно за то, что способствуют запустению пахотных земель лица, призванные государством сданным явлением решительно бороться. Очередное дисдело было возбуждено в отношении руководителя районного отдела сельского хозяйства.

Будь моя воля, я бы его назвал бывшим руководителем, но чиновник отделался неполным служебным соответствием. У читателя может возникнуть мнение, автор кадрами разбрасывается. Объясняю, разбрасываться кадрами не моя прерогатива, но свою точку зрения журналист высказать обязан, это часть его профессии. Поверьте, госслужба от таких слуг народа ничего не теряет, а вот доверие к ней портят, да и авторитет принижают. В таком случае надо выбирать меньшее из зол.

Прокурорская проверка установила нарушения земельного законодательства. В частности, руководитель отдела сельского хозяйства выдал официальную справку представителю крестьянского хозяйства о том, что им в 2017 году проведены посевные работы на земельных участках с определенными кадастровыми номерами. Подчеркиваю, документ выдан для предоставления в специализированный административный суд г.Кокшетау.

На его основании суд отменил постановление госинспектора управления по контролю за использованием и охраной земель «Об административных нарушениях». Санкция должна была повлечь взыскание в виде штрафа в размере 40 МРП (90760 тенге). Порядок на земле иначе не наведешь, денежное наказание все-таки наиболее действенно.

Но санкции после решения суда не последовали, фиктивная справка горе-хозяину помогла, он остался безнаказанным. Бог с ним. Но плодородная пашня за что страдает? Конь на ней не валялся, зато по документам хлеб колосится. Примеров подобных можно привести сколько угодно. Земля сорняком зарастает, а числится в обороте. На мой взгляд, это преступление перед пашней, за что должно следовать самое строгое наказание.

Возникают вопросы: зачем чиновник занимает кресло, зачем получает бюджетную зарплату, если блуждает в трех соснах? По-моему, подписал он справку, преследуя личные интересы, судя по всему, версия имеет право на существование.

«Передовики»

Традиции ломаем, называем конкретный адрес происходящих событий.

На «пьедестале», заметно обгоняя ближних и дальних соседей, оказался Аршалынский район. Преодолевая дистанцию под названием «Об итогах работы по укреплению служебной дисциплины, предупреждению коррупции и профилактике нарушений норм служебной этики» он столько наделал огрехов, что областному совету по этике пришлось организовать выездное заседание.

Тематические отчеты с участием акимов районов проходят на каждом заседании совета. Удачных и полезных набирается не более 70%. Часто желаемое выдается за действительное. Совет в обязательном порядке готовит рекомендации по устранению недостатков, через некоторое время возвращается к разговору, пытаясь госорганам придать правильный курс. Судя по всему, аршалынцы в его поле зрения попали надолго.

Узких мест здесь накопилось, хватит на два района. В аналитических материалах секретариата областного совета по этике насторожила фраза: «наблюдается низкий уровень доверия жителей района к местным исполнительным органам». И вывод: «в то же время руководство не принимает меры к снижению уровня социальной напряженности, поступающие обращения граждан рассматриваются поверхностно, с нарушением установленных сроков».

Жалобы идут во все инстанции. За последние 1,7 года только в департамент по делам госслужбы и противодействию коррупции их поступило 16, большинство в ходе проверки нашло подтверждение. Обратимся к примерам. Нарушения служебной этики выявлены в отделе образования. Далее, руководитель отдела архитектуры и градостроительства оставлял на ночь служебную машину возле дома. Однажды утром он ее не обнаружил — угнали. Другими словами, проворонил государственную собственность, за что схлопотал выговор.

За отчетный период аким округа Жибек жолы совершил уголовное преступление. К нему обратился местный предприниматель с просьбой  выделить земельный участок для строительства парковки. Дело нужное, как не пойти навстречу. Тут акима бес попутал, решил он, пользуясь служебным положением, погреть руки. «Участок выделю, — обещал он заявителю, — но есть небольшая проблема, строю себе дом, надо завезти щебень».

Сэкономил 240 тыс. тенге, а пришлось выложить из кармана 23,4 млн тенге. К такому штрафу районный суд приговорил ушлого чиновника, да еще пожизненно лишил права занимать должности на госслужбе. Хотелось в данном случае напомнить сказку Пушкина «не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Советую его коллегам внимательно прочитать эти строки. Факты использования служебного положения в личных целях, увы, продолжают иметь место. За 6 грузовиков щебня акиму придется рассчитываться долго.

Также выясняется, в ходе проверки установлены грубейшие нарушения в сфере госуслуг и земельных отношений. Руководители госорганов словно забыли о существовании ответственности. В отношении их не успевает закончиться одно служебное расследование, как начинается очередное. Наказания сыплются как из рога изобилия, однако до порядка далеко.

Чему тут удивляться. Правой рукой провинившегося наказывают, левой — досрочно снимают дисциплинарные взыскания, готовя наспех формальные представления: был плохой, за месяц стал хорошим… Налоговые декларации заполняются как ни попадя, не соблюдаются правила проведения конкурсов на замещение административной государственной должности корпуса «Е»…

От Астаны до Аршалынекого района рукой подать. Статус пристоличного, конечно, накладывает свой отпечаток прежде всего на кадровую работу, наблюдается текучесть, вслед за ней шагает недисциплинированность, принижена деловитость. В результате минусов накопилось гораздо больше, чем плюсов. Исправить ситуацию можно, пришел к выводу совет по этике, в недалеком прошлом аршалынцы ходили в передовиках без кавычек. Ключ к успеху — это человеческий фактор, который пока тормозит.

Александр КУЗЕННЫЙ.

Читайте также