Место захоронения Науана Хазрета
(г. Кокшетау)
Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Отец его из рода Караул поколения Шунгырша. Далее его родословная идет в такой последовательности — Шугул — Акан — Кутболат — Талас — Наурызбай. Умер Науан Хазрет в г. Кокшетау в 1916 году в возрасте 73 лет и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа. До недавнего времени не были известны ни точная дата смерти, ни место его захоронения, поэтому в 2001 году обелиск с надписью: «Науан Хазрет» был установлен у входа на кладбище на средства Толегена Хамзина, внука одного из учеников Н. Таласова. Спустя некоторое время случайно был обнаружен надгробный камень, который был расколот на две части и врос в землю. На камне хорошо прочитывалась надпись, высеченная арабским шрифтом:
«Бұл Көкшетау шаһараның бас имамы Науан-Мухаммед Таласулына қойылды, 73 жасында фаниден бахиға көшті, 1916 жыл» («Здесь покоится имам города Кокшетау, Науан-Мухаммед Таласулы ушел из жизни в 73 года, 1916 год».
Камень был восстановлен в прежнем виде заботами Каратай-кажи Раева, бывшего партийного, советского и хозяйственного работника, ныне пенсионера, благодаря спонсорской помощи Алиби Галыма, директора национального парка «Бурабай», который приходится Науану Хазрету дальним родственником.
Учился Наурызбай в аульной школе, а затем в медресе в г. Петропавловске, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию Кокалташ в Бухаре. Некоторое время, поработав в родном ауле, накопив средства, он в начале 1870 годов поступает в духовную семинарию. В учебном заведении Наурызбай был замечен не только своим прилежанием, но и глубокими познаниями по всем изучаемым предметам. По окончании курсов Н. Таласов, как наиболее способный семинарист, был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира — город Багдад. По возвращении со стажировки он был оставлен преподавателем в той же духовной семинарии, где раньше учился.
В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возвращения на родину Наурызбая Таласова. К просьбе кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Таласову приехать в Кокшетау. Вернулся Наурызбай разносторонне образованным человеком. Он, наряду с древнетюркским, узбекским языками, в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил на татарском языке и по-русски. Выдающийся ученый-богослов Наурызбай Таласов удостоился ученого звания и стал известен в народе как Науан Хазрет.
Осенью 1886 года Науан Хазрет был избран имамом Кокшетауской соборной мечети. Он многое сделал для духовного просвещения населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, установил тесные связи с руководством мечетей соседних уездов. О его возросшем авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть. В ней производилась регистрация бракосочетаний, а с 1886 г. в ее ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных. В документе указывается, что «это было сделано при уездном начальнике Костырко, и такой порядок сохранился при начальниках Туполеве, Коновалове, Селицком и Кельцеве».
Первым делом Науан Хазрет организовал при мечети курсы по переподготовке сельских мулл. Будучи весьма образованным, он выступал за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о школьном образовании. При соборной мечети на пожертвования мусульман Науан Хазрет открыл медресе с интернатом. Помощником по школе он сделал своего бывшего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости.
В то время в Казахстане существовали два вида школ — мектебы и медресе. В мектебах учащиеся получали начальное образование, которое в основном сводилось к изучению богословских книг, арифметике, чтению, арабскому правописанию и каллиграфии (правильное написание букв арабской графики). Обычно школы-медресе открывались в городах при мечети, и туда принимались дети, окончившие аульные школы. В школе-медресе Науана Хазрета наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали восточную литературу, арбаскую и русскую графику. Что интересно, дети наизусть читали стихи Абая, пели песни Биржана сал, Акана серэ. В медресе большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков и классиков литературы Востока. При обысках, произведенных уездным начальником в школе-интернате, у учащихся были изъяты книги Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов.
Родители за обучение не платили, так как в медресе имелось подсобное хозяйство. Учащиеся сами ухаживали за скотом, купленным на пожертвования верующих, они же петом заготавливали на зиму сено. Таким образом, более ста лет тому назад медресе Науана Хазрета работало на принципах самоокупаемости и на деле осуществляло соединение обучения школьников с производительным трудом. Учителями в медресе, наряду с самим Науаном Хазретом и Шаймерденом Кощегуловым, работали узбек из Ташкента Ингам Кари, а также политический ссыльный Петр Гарлишев, оба владели казахским языком.
На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного образования, проповедовал ислам в массы на понятном родном языке.
Кадыржан АБУЕВ,
доктор исторических наук, профессор.
Мавзолей Олжабая Толебайулы
(Ерейментауский район)
Олжабай — прославленный казахский батыр из племени аргын Среднего жуза. Современник и соратник Богенбай-батыра. Родился в 1709 году, умер в 1783 году. Его прадед Айдабол был известным бием. Отец Толыбай погиб в годы великого бедствия «Ақтабан Шубурунды», защищая народ от джунгарского нашествия. В то время Олжабаю было тринадцать лет, и он воспитывался у дяди Каратай-батыра. Олжабай с юных лет проявлял отвагу. Повзрослев, стал участвовать в битвах.
В сражении с джунгарами в отрогах Баянаульских гор Олжабай-батыр проявил героизм. Вместе со своим племянником Жасыбай-батыром он устроил засаду на пути врага. Сарбазы Жасыбай-батыра находились у перевала на Шойынколь, а Олжабай-батыр со своими воинами — у перевала на озеро Торайгыр. Джунгары напали на отряд Жасыбая, а Олжабай ударил по ним с тыла. В сражении погибает Жасыбай-батыр. Олжабай мужественно сражается с врагом. Увидев его грозное лицо, Тортуыл Баймурат-батыр сказал: «Никого не осталось, кто бы мог идти против тебя, отдыхай, дай и мне возможность сразиться с врагом». На что Олжабай ответил: «Еще не восполнилась цена даже одного пальца Жасыбая». И продолжил истреблять джунгар. Имя Олжабай-батыра стало кличем воинов Среднего жуза. Сохранились песни и сказания, воспевающие отвагу, мужество, меткость, великодушие Олжабай-батыра.
Олжабай-батыр является предком поэта, писателя-литературоведа Олжаса Сулейменова и известного казахского ученого-археолога А.Х. Маргулана.
Захоронение расположено близ а. Олжабай-батыра в Ерейментауском районе Акмолинской области.