«Прощай, наш детский дом!»

Одним детским домом в нашей стране стало меньше. Прошедшим летом воспитанников Есильского детского дома перевели в Аккольский. Всего 19 человек. Если вспомнить о том, что был период, когда численность воспитанников Есильского детского дома, история которого начинается в 1965 году, достигала 240 человек, то это действительно «всего».

— Динамика поступлений детей снижалась задолго до того, как было принято решение о закрытии нашего детского дома, и к нам детей направлять перестали, — говорит директор Миркен Алибекова. — Связь с улучшением экономического положения в стране очевидная. Родители имеют возможность найти работу, у людей неравнодушных есть материальная возможность помочь проблемным семьям.

Для сравнений и выводов у Миркен Торегалиевны поводов и времени было немало. В детский дом выпускница Аркалыкского педагогического института пришла в 1986 году. Через несколько лет из 10 человек педагогического десанта работать в нем осталась только она. 32 года в одном коллективе — дорогого стоят. О воспитанниках своих говорит с той же любовью, горячностью, как мы все, когда дело наших родных детей касается: «Всегда возмущаюсь, когда говорят «детдомовские детдомовских родят». Да, в конце 80-х годов прошлого века для таких выводов были основания. Сейчас это единичные случаи. Такие проблемы бывают и в обычных семьях». Она может бесконечно долго говорить о «наших детях» (иначе ребят в этом детском доме никогда не называли): о победах на олимпиадах и соревнованиях, о том, сколько выпускников получили высшее образование, успешно трудятся на разных должностях, вплоть до Министерства сельского хозяйства и Посольства Франции в РК.

— Повезла наших детей в Алматы, — рассказывает Миркен Торегалиевна об одном из эпизодов, подобных которому множество. — Наши выпускники, ставшие успешными предпринимателями, встретили на вокзале, опекали все эти дни, возили повсюду, экскурсии устраивали.

Так что при полном понимании неизбежности и необходимости закрытия детского дома слез и грусти на прощальном вечере было много. Но так бывает всегда, когда прощаешься с родными и близкими людьми, если даже они недалеко уезжают. Дети звонят, все им нравится, встретили хорошо. Да и готовили их к переезду заранее, на экскурсии в Акколь возили, на соревнованиях, мероприятиях совместных дети давно перезнакомились. Поначалу скучают, конечно. Как без этого?

И все-таки «всего 19» во многом потому, что только с начала этого года в приемные семьи ушли 17 человек. Семья из Зеренды приняла четверых. Несколько человек остались в Есиле. Ночная няня Оксана Абрамская не могла расстаться со своим «любимчиком»: «Заботимся обо всех одинаково, но сердцу не прикажешь».

Инструктор по спорту Мырзагельды Кузбаков привел в дом Владимира Полищука. Супруга Мария, работавшая в детском доме поваром, говорит: «Мальчик приходил к нам на выходные. Мы задумывались о том, чтобы предложить ему остаться насовсем. Но как-то не могли решиться. Но и отпустить его в Акколь не могли. Навещать часто не получится. Все у нас хорошо. Теперь думаем, что если бы жилищные условия позволяли, то еще бы четверых взяли. Силы и желание сделать детей счастливыми у насесть».

Семья Мурата и Жанар Хасеновых в одночасье стала больше на пятерых человек. Трех одноклассниц сына пригласили к себе, потому что подружились с ними давно. На праздники семейные сын приглашал, на школьных мероприятиях их видели. У одной из них оказались две сестренки десяти и двенадцати лет.

— Ну, где трое, там и пятеро, — улыбается Жанар. — Девчонки замечательные.

Иногда встречающиеся досужие разговоры «Из-за денег взяли..» по меньшей мере в этих описанных нами случаях оснований под собой не имеют. Это категорически опровергает и Миркен Алибекова, которая следит за судьбой каждого своего воспитанника, взятого в семьи: «За последние четыре года случаев возврата детей не было. Причем, если раньше дети с опаской шли в приемные семьи, бывало, что те, кто постарше, отказывались. А теперь идут охотно, они общаются с детьми, которых в семьи взяли раньше, те не просто не жалуются, хвастают!».

Суммы, которые государство выделяет приемным семьям на содержание ребенка, на зарплату приемной маме, мы озвучивать не будем. Их размер постоянно изменяется. Скажем только, что на то, чтобы «собрать ребенка в школу», а тем более трех девушек на выпускной вечер, заведомо не хватит. Приемные родители, с которыми мы разговаривали, не жалуются, они заранее рассчитывали свои возможности.

Но все-таки думается, что помогать им нужно. Жанар Хасенова рассказывает, каким праздником стала недельная поездка всей семьи в Бурабай, организованная общественным фондом, помогающим приемным родителям:

— У нас только на дорогу ушло около 70 000. Все остальное — за счет фонда. Дети в восторге. Мы еще лучше узнали друг друга, стали ближе.

Нина МИТЧИНОВА.

Есильский район.

Читайте также