Задание выполнено

Путевые заметки
Этих людей без какого-либо преувеличения можно смело считать публичными личностями. Они всегда на виду: зимой и летом, в дождь и снегопад мужчины и женщины из близлежащих сел торгуют овощами и фруктами со своих огородов, или же тем, что дают им лесные массивы, коих много в нашем благодатном краю. Автомобилисты и пассажиры рейсовых автобусов, в особенности, те, кто часто пользуется этим видом транспорта, многих торговцев знают не просто в лицо, а по именам, и охотно покупают их вкусную продукцию.

И все бы ничего, но в этой бочке меда есть маленькая ложка дегтя. Торговля на такой оживленной трассе, как Астана-Щучинск ведется, если смягчить интонацию, нецивилизованно. Туристы, в особенности из дальнего зарубежья, приезжающие в Щучинско-Бурабайскую курортную зону, смотрят на наших торговцев с некоторым недоверием. Мол, кто его знает, в каких условиях все это приготовлено. Отказываются даже попробовать наши соленые груздочки и маринованные опята, видимо, опасаясь пищевого отравления. В общем-то, их понять можно и бесполезно убеждать в том, что подавляющая часть придорожных бизнесменов имеет многолетний опыт приготовления тех же грибов или лечебных настоек на травах и сосновых шишках, что все предметы торговли проходят экспертизу, а сами торговцы имеют патенты и платят немалые налоги, тем самым способствуя укреплению бюджета области и страны. Европейцам гораздо более важен не сам товар, а его упаковка, фантик, если хотите. Чтобы все выглядело гламурно, а если этого нет, то никакой местный колорит тут не поможет. Да и в самом деле, если банки с разносолами стоят, в лучшем случае, на обветшалых столиках, а в худшем — на земле или асфальте, то не только у европейцев, но и у многих наших граждан такой способ торговли вызывает отторжение. К слову, даже если европейских туристов в наших местах пока еще не так много, к их притоку нужно быть готовым всегда. И в этом случае даже небольшой отрицательный отзыв, появившийся на страницах какой-то западной газеты, или же пост на интернет-портале более или менее известного блогера способны серьезно навредить туристическому имиджу Казахстана.

По словам директора ТОО «Burabay Tourism Organisation» Тлеубека Тасова, аким области Малик Мурзалин, проезжая весной этого года по трассе Астана — Щучинск, обратил внимание на то, в каких условиях торгуют работники придорожного сервиса. Затем в ходе совещания Малик Кенесбаевич дал поручение руководству АО «НК» СПК «Есиль» и ее дочерней компании ТОО «Burabay Tourism Organisation» до начала осени изменить в лучшую сторону состояние дел с придорожной торговлей, кроме того, провести некоторые работы по благоустройству в поселке Бурабай.

Вышеупомянутое   предприятие было основано несколько месяцев тому назад, его работа должна строиться на принципах государственно-частного партнерства. Так что поручение акима стало для них своеобразным экзаменом на профпригодность.

ТОО «Burabay Tourism Organisation» еще в стадии комплектования персонала. Как иронично пошутил директор ТОО Тлеубек Тасов, он сейчас трудится за себя и за всех, кто положен по штату. Когда нужно — занимается бухгалтерией, а иногда даже исполняет обязанности юриста и менеджера. А когда были изготовлены первые торговые павильоны, пришлось временно стать грузчиком и стропальщиком.

Приближается первый месяц осени, и есть смысл своими глазами взглянуть на то, как исполняется поручение акима области.

Вот и первая стоянка на трассе Астана — Щучинск. В стороне от проезжей части находится достаточно просторная площадка, на которой рядком стоят изготовленные раньше павильоны. На полках красуются банки с грибочками, медом, вареньем и прочими вкусностями. Первые работники прилавка уже вступили во владение своими торговыми точками. К слову, павильоны им достаются не просто так. Каждый необходимо выкупить почти за 200 тысяч тенге с рассрочкой на три месяца. Тут никакой накрутки нет, лишь стоимость изготовления небольшой постройки.

А пока шла разгрузка последних из заказанных ранее павильонов, довелось поговорить с одним из тех, кто находится по ту сторону прилавка.

Жителю Макинска Виктору Швейцеру 39 лет. После службы в армии он немного поработал кочегаром и сторожем, но скоро понял, что предложенная зарплата не так велика, как хотелось бы, и семью на нее не прокормишь, да и не было у него особого желания от кого-то зависеть.

— У нас ведь все, как в той поговорке: как потопаешь, так и полопаешь, — говорит он. — Да и семью нужно содержать так, чтобы не нуждаться в самом необходимом. Поэтому, посоветовавшись, приняли с женой решение — организовать семейный бизнес. С 2004 года мы начали торговать.

Этот бизнес для вас в полном смысле семейный?

— Да, конечно. Начинали его с Натальей, так зовут мою жену, а теперь и дети подросли, у нас их трое. Пока кто-то торгует, остальные собирают в лесу грибы, ягоды, занимаются переработкой собранного.

На прилавке только то, что собрано вашей семьей?

— Нет, мы, бывает, принимаем грибы и ягоды у тех, кто не имеет возможности торговать. Кроме того, иногда нам привозят под реализацию мед с Алтая. С этими поставщиками работаем не первый год, так что доверие у нас полное.

Покупателей у вас много?

— Тут все зависит от времени года. Лето — самое прибыльное время для нашей торговли. Именно в эти месяцы необходимо стараться реализовать продукцию по максимуму. Зимой гораздо хуже. В иной день можно единственный банный веник продать, вот и вся торговля. Но уходить с рынка нельзя, ведь бизнес — есть бизнес. Да и конкуренты поджимают, чего уж греха таить.

Как вы считаете, с новыми павильонами торговля улучшится?

—  Пока сказать трудно, ведь они установлены здесь совсем недавно. Но, думаю, что с эстетической точки зрения наши торговые места сейчас выглядят гораздо привлекательнее, а значит, стоит ожидать и новых покупателей. Такой павильон от ветра, конечно, не спасет, но от дождя и солнца защита неплохая.

Тем временем разгрузка последних павильонов завершилась, и наступил торжественный момент открытия нового минирынка. А почетное право перерезать красную ленточку было предоставлено еще одной жительнице Макинска — Юлии Ларичевой. Здесь же, на площадке, находилась руководитель отдела предпринимательства Бурабайского района Асия Куштаева.

— Мы стараемся всячески способствовать развитию малого и среднего бизнеса в нашем районе, — отметила она. — Сегодняшняя акция — это еще один шаг навстречу предприимчивым людям. Аким области поручил выполнить эту работу до 1 сентября, большая часть уже сделана. Вторая площадка отстоит от первой на несколько километров. Здесь павильоны еще только начали устанавливать, так что торговля пока идет с открытых столов. Ассортимент продукции почти такой же, только в одном месте видны бутылочки с барсучьим жиром, который очень эффективен при лечении целого ряда болезней. Совсем скоро, буквально через несколько дней, весь товар переберется в павильоны, а сама площадка преобразится, станет уютнее.

Последним пунктом нашей поездки стал поселок Бурабай. В этом признанном центре туризма нашего региона АО «НК» СПК «Есиль» и ТОО «Burabay Tourism Organisation» также провели работы по благоустройству. За десять дней июня, не особо мешая отдыху приехавших в Бурабай людей, была покрыта брусчаткой территория, примыкающая к магазину «Кокше», и главная площадь поселка (всего 2080 кв. м). Здесь, а также в районе памятника героям Великой Отечественной войны, были установлены торговые киоски и небольшие кафе, в которых можно вкусно и относительно недорого утолить свой голод. Работы проведены в короткий срок и качественно, так что и эту работу АО «НК» СПК «Есиль» и ТОО «Burabay Tourism Organisation» могут смело считать для себя зачетной.

А впереди их ждут новые интересные дела по благоустройству Щучинско — Бурабайской курортной зоны. Но это будет уже совсем другая, не менее интересная история.

Владимир ТРЕТЬЯКОВ.

Фото автора.

Читайте также