В них дух витает старины

САКРАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Начиная с этого номера, мы, зная большой историко-культурный и этнографический интерес людей к истории родного края, будем регулярно представлять нашим читателям иллюстрации сакральных объектов Акмолинской области, давая полную информацию о них, указывая и местонахождение.

Как   известно,   из   имеющихся   в Акмолинской области более тысячи памятников историко-культурного наследия 10 наиболее значимых объектов были включены в республиканский реестр. К ним относятся археолого-этнографический комплекс Кумай, поляна Абылай-хана, пещера Кенесары, мавзолей Батыгай, гора Окжетпес, мавзолей-некрополь Кабанбай батыра, мазары «Беспакыр», Баубек батыра, захоронение Олжабай батыра, мечеть имени Hayана хазрета.

Кроме того, памятник Абылай-хану, мавзолей хана Уали и целый ряд археологических, архитектурных объектов, всего их 33, вошли в региональный реестр. Они также будут представлены на страницах газеты.

Археолого-этнографический комплекс Кумай

(Ерейментауский район)

«Түрік қағандар ордасы» — «Резиденция тюркских правителей». Памятники культурного комплекса Кумай, расположенные в непосредственной близости от столицы Казахстана-Астаны, содержат в своем составе культурное наследие нескольких тысячелетий, компактно локализованное на одной территории, в пределах государственного национального парка «Бұйратау», у подножия одноименной горы, в Ерейментауском районе Акмолинской области.

Наиболее яркими являются тюркские культовые оградки с антропоморфным изваянием балбалом. Исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих предков, выраженная в сооружении ритуальных оград — символов домов, с восточной стороны которых устанавливались каменные статуи с портретными изображениями героических личностей прошедших эпох, в долине Кумай представлена во всем великолепии.

Наряду с культовым памятником «Кос батыр» расположен комплекс объектов, относящихся к эпохам древнего Казахстана. Большой научный интерес представляют наборы атрибутов, изображенные на скульптурах, сосуды, предметы украшения и вооружения, служащие в качестве источников по различным аспектам комплексных археологических и этнологических исследований, включающих разделы от хронологии бытования предметов до вопросов, касающихся регламента социального ранжирования мировоззренческих устоев традиционного тюркского общества. Это единственный на территории области многокомпонентный культурный комплекс, представленный памятниками эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского периода.

Историческое значение памятников культурного комплекса Кумай заключается в потенциальной информативности всех видов и типов памятников, изучение которых во взаимной связи будет способствовать решению многих актуальных задач и проблем. Комплекс состоит из нескольких групп разновременных памятников,   компактно   расположенных в восточной и юго-восточной части подножий горных вершин Акшокы, Ершокы и Жыланды. Культовый комплекс «Кос батыр», сооруженный в далекую тюркскую эпоху в честь легендарных личностей, творивших на своей родной земле, вероятно, послужил основанием для формирования одноименного топонима. Так же именует эту местность в своем труде выдающийся казахский археолог Алкей Маргулан.

Открытые и изученные тюркские памятники археолого-этнографического комплекса Кумай представлены однотипными ритуальными сооружениями, основу которых составляет прямоугольная конструкция, сложенная из каменных плит, установленных в горизонтальном положении и врытых в землю. Внутренняя площадь всех оград заполнена колотым камнем. Все памятники компактно локализованы в радиусе 5-7 км, на террасе левого берега реки Кумай.

Непревзойденный колорит археолого-этнографического комплекса Кумай представлен во всех его структурообразующих частях, в географической локализации, природной уникальности, ландшафтном расположении, топонимической номенклатуре местности, составе разнотипных памятников, хронологической представительности мемориальных, культовых памятников и поселений. Аналогов такой представительности неразрывного единства культурного наследия и окружающей природной среды нигде на территории Казахстана не встречается.

Айман ДОСЫМБАЕВА,
доктор исторических наук, тюрколог.

Поляна Абылай-хана

(Бурабайский район)

Полувековая эпоха правления хана, известная в народе как «Золотой век Абылая», отражена не только в архивных источниках, но и в историографии. По сведениям краеведа прошлого века Карты Кантарбаева, в окрестностях Кокше-Бурабая находились две площади, связанные с именем Абылая: «Үлкен және Кіші алаңы».

По историческим данным на поляне была ставка Великого хана Абылая, объединившего все три жуза в единое целое. Выше от стелы Абылай-хана, в 120 метрах у подножия горы Кокше есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай-хана. Этот естественный трон, свидетель исторического события, ныне именуется «Хан тағы». С трона поляна видна полностью, и голос ясно слышен по всей поляне.

Поэтому становится понятно каждому, почему Великий хан выбрал именно это место для принятия исторических решений. Одно из них — место у горы Кокшетау — называют «Абылай хан алаңы», то есть «площадь Абылай-хана». Именно здесь, почти столетие назад, поставив у подножия любимой горы юрту, наслаждаясь чудесной природой, Сакен Сейфуллин создавал свой будущий шедевр — поэму «Кокшетау». Воспевая красоту «Кербез Кокше», на основе собранных народных легенд, классик казахской поэзии С. Сейфуллин создал историческую поэму, одним из главных героев которой является Абылай-хан.

В окрестностях Кокшетау с эпохи Абылая до нас дошли такие топонимы и гидронимы как: «Ханның Қызыл ағашы», «Ханкөл», «Төре Қызыл ағашы», «Қымызынай», «Оразбұлақ», «Аталықтың ауылы», «Қара қыстақ», «Жұмақай қыстау», «Текекөл», «Жайнақкөл» и другие.

Архитектурно-исторический комплекс с экспозиционным залом «Абылай хан ордасы», посвященный великой личности казахской истории XVIII века, является местом паломничества тысяч людей, в том числе и туристов из ближнего и дальнего зарубежья.

М. ЖАКУПОВА, краевед.

Читайте также