Память
Когда совсем недавно пришло приглашение выехать на историческую родину с конкретным ордером на предоставляемую квартиру, он сделал свой выбор решительно и однозначно: «Я — патриот своей страны и останусь здесь, ее идеалы — мои идеалы, мой отец сражался на фронтах Великой Отечественной, я — военный, на героическом прошлом победителей воспитывал молодежь, это мои убеждения — то, чем всегда жил, и менять их не буду…».
Не каждый поступил бы так. А он ни минуты не сомневался — полковник в отставке, бывший военком города Кокшетау, стоявший у истоков образования органов военного управления независимого Казахстана, член Президиума Совета ветеранов РК Владимир Байковский. Хотя и был родом из семьи репрессированных, высланных в Казахстан поляков. Рожденный на этой земле, ей остался верен навсегда.
Помнил рассказы отца, как строили в голой степи саманки, как помогали им жители соседних аулов Караозек, Ельтай, Жаңатілек, хотя и самим жилось тяжело. Комендантский час, дисциплина, запреты, ограничения в правах, но на войну лучшего тракториста-сеяльщика в 1943 году призвали. В первую Польскую механизированную дивизию, в которой сбоями и наградами прошел от Смоленска до Берлина полЕвропы. Сын гордился героическим отцом, пошел по его стопам, избрав профессию военного, отслужил в армии, окончил общевойсковое военное училище. А потом была 30-летняя служба в Кокшетауском городском военкомате — от лейтенанта до полковника, военного комиссара. Его профессионализм и человечность, глубокие знания, ответственность и преданность делу ставят теперь в пример. Когда выдавались удостоверения участников ВОВ, Байковский работал с каждым, делал запросы в военные архивы, подтверждал награды, а случалось, что и выявлял лжефронтовиков и даже военных преступников. Принимал самое активное участие и в составлении Книги Памяти Кокшетауской области, изданной в 1995 году. В те годы начались и трагические афганские события. Солдаты, прошедшие это горнило, стали и его болью — беседовал, помогал, трудоустраивал. И Чернобыль прошел через его сердце. Он лично выезжал туда с батальонами кокшетауских добровольцев на помощь в ликвидации тяжелой аварии, и когда мужчины спускались в ее горнило, входил с каждым, встречал и провожал — все, как подобает командиру. Получил облучение, лечился и снова вставал в строй, не жаловался. Такой у него характер — о себе думать в последнюю очередь и всегда — о других. Гордился, что судьба страны стала его судьбой, а он всегда был на ее переднем крае. Недавно в Кокшетау отмечали 40-летие возведения мемориала «Вечный огонь» в память о погибших воинах в Великой Отечественной войне, и Байковский признался, что горд тем, что был непосредственным участником того события. Память должна быть вечной.
Выйдя на заслуженный отдых, Владимир Байковский активно занимается общественной деятельностью, встречается с молодежью, все свои силы отдает увековечиванию памяти героев-победителей Великой Отечественной, выступает с инициативой установить мемориальные знаки отличия на зданиях, где во время войны были госпитали, домах героев войны, чтобы горожане не забывали их. Принимает самое непосредственное участие в составлении Книги Памяти участников ВОВ Акмолинской области к 70-летию Победы. Помогает своим землякам из села Келлеровка воздвигнуть памятник погибшим воинам, который по каким-то причинам здесь так и не был установлен до этого. Кто-то посчитал, что если сюда людей ссылали, то и памятник незачем ставить. Но именно Байковский поднял все архивы и доказал, что из его села более ста человек ушли на фронт, 25 из которых так и не вернулись, многие были награждены медалями и орденами за боевые подвиги. Собрал инициативную группу, списался с земляками, проживающими в других странах, общими усилиями под его руководством памятник погибшим на народные средства был построен. Владимир Тимофеевич взял на себя самое ответственное — работу по поиску всех участников войны, делал запросы, ездил лично в разные города, поднимал архивы, переписывал ордена и медали каждого, фронты и боевые операции, в которых его земляки участвовали. Получился богатейший материал, ставший святыней, сакральной памятью села, его труд вошел в Книгу Памяти воинов-келлеровчан. В День 70-летия Победы стела «Они вернулись с Победой» была готова. На ее открытие съехались люди со всего света, это был незабываемый праздник гордости и чести, со слезами на глазах… Ему так были благодарны! Полковник же Байковский отвечал одно: «Они заслужили вечную память! Восстановить честное имя отцов, победивших нацизм, — наш долг». И это стало смыслом его жизни. «Я сдержал слово офицера!» — мысленно скажет он и своему отцу в день открытия народной стелы. А еще вспомнит его рассказ о том, как фашисты в их большой дом на исторической родине согнали людей и сожгли, теперь он называется «пепелищем Байковских»… Такое никогда не забыть…
На пенсии он принялся изучать свою родословную, поехал в Польшу, зашел в исторический институт, заполнил анкету и вскоре получил ответ, что его род имеет дворянские корни, фамильный герб, а в XVII столетии ему принадлежал даже замок. Тогда же, в Министерстве обороны Польши, один из генералов спросил его, мол, как это ты, живя в тоталитарном государстве, дослужился до полковника? Байковский ответил: «Служить Родине — долг настоящего мужчины, у нас в роду обходных путей не искали…». И даже когда ему пришел вызов на постоянное местожительство в Польшу, он только улыбнулся: «Это не про меня…».
Он корнями врос в эту землю, здесь, в Кокшетау, его знал каждый, с уважением здоровался, отдавая дань доброму имени, его многолетней самоотверженной работе на благо людей.
…Много людей пришли проводить его и в последний путь. В ДК «Истоки», где состоялось прощание, звучали слова благодарности и признательности, читались стихи о жизни, что как факел сгорела, отдавая тепло другим и освещая путь… Девять дней прошло с тех пор, земная жизнь его закончилась, началась — вечная. Добрые дела, оставленные здесь, на земле, открывают врата вечности, но и память людская сохраняется отакихлюдях навсегда…
Александра МЯКОТА.