Госслужба: заметки журналиста
Согласно пп. 2, 5, 7 Этического кодекса госслужащие обязаны быть справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы, в обращении с гражданами и коллегами проявлять вежливость и корректность… Правила, причем на законодательном уровне, писаны для всех чиновников, особенно они касаются руководящего состава. Тем не менее, некоторые «бастыки», выражаясь автомобильной терминологией, а она крайне уместна, до сих пор могут себе позволить выехать на «встречку», грубо нарушая установленные нормы.
Напомню, за «встречку» на дорогах лишают водительских прав, в нашем случае — все чаще лишают должности.
Если б разговор шел без свидетелей один на один, факту этому навряд ли кто бы поверил. Похожей формой контроля не пользовались даже при крепостном праве. Вызывает руководитель отдела главного специалиста в кабинет и произносит: «С сегодняшнего дня в туалет будете отпрашиваться, уж больно часто им пользуетесь…».
Тут же представил диалог:
— Меня приспичило, можно до ветра…
— Даю минуту, туда и обратно…
А если начальника в тот момент на месте нет, как быть, без его ведома могут и прогул записать? Читатель смеется, и я смеюсь, всякие абсурды в жизни встречаются, но додуматься до подобного маразма даже теоретически невозможно. Но оказывается, практически — возможно. Об этом факте, между прочим, донес не уличный телефон, прозвучал он на очередном заседании областного совета по этике.
Почему-то вспомнил о некогда популярном в негативном смысле слове «комчванство». На мой взгляд, зарождается нехорошая тенденция, когда комчванство перерастает в комхамство. Обратимся к конкретным примерам, взятым из свежих архивных данных того же областного совета по этике, датированных 9 февраля 2018 года. Привожу дословные строки без литературной обработки: «После общения с руководителем отдела на повышенных тонах одному подчиненному вызвали «скорую помощь», а сторож, не выдержав оскорблений по поводу его инвалидности, уволился по собственному желанию…».
Вскоре по собственному желанию уволился и хамоватый руководитель. Накануне совет по этике вынес ему наказание в виде неполного служебного соответствия. По моему разумению, наказание мягкое, доведение людей своими барскими замашками до белого каления должно завершаться безоговорочным увольнением с госслужбы.
На том стоял, на том стоять буду. Есть только один способ избавиться от проблемы: повернуться к ней лицом, говорили древние. Замечание, предупреждение, выговор, строгий выговор, образно говоря, для слона дробина, дисциплинарные дела, увы, присутствуют на каждом совете по этике и их становится больше.
Создается впечатление, будто отдельные чиновники, среди которых чаще встречаются руководители районных отделов, сельские акимы, соревнуются в обыкновенном снобизме. Не могут отличиться в производственных делах, зато в дисциплинарных проступках первые. Кстати, статистика эту мысль подтверждает. Передовики, как правило, на совет по этике не попадают, у них и с работой, и с дисциплиной порядок.
Заслуживает осуждения следующий факт. Предупреждаю, специально не называю фамилии, имена «отличившихся» госслужащих. Наказание они свое получили, о ком речь, конечно же, узнают сами, тем более каждое дисдело, рассматриваемое советом по этике, получает огромный общественный резонанс. Однако в виде исключения одну завесу приоткрою, ниже главным нашим героем окажется руководитель отдела культуры и развития языков одного из районов области.
Заметим, это не ЖКХ или строительное ведомство, где может присутствовать в том числе и ненормативная лексика. Культура и язык определяют духовность, воспитывают гражданскую позицию, несут в общество светлое, доброе. Одним словом, тот, кто возглавляет этот участок, обязан волею судьбы служить примером во всех отношениях. Иногда, к сожалению, выглядит наоборот.
Библиотекарь обратилась к акиму района с жалобой на руководителя отдела. Говорит с ней на повышенных тонах, оскорбляет, обвиняет в некомпетентности и непрофессионализме, не имея для этого оснований. Пытаясь разобраться, кто прав, а кто виноват, аким приглашает к себе чиновника. И видит собственными глазами, как тот в его присутствии набрасывается на подчиненную с угрозами и оскорблениями. Повод? Зачем обратилась к акиму.
У женщины по щекам катятся слезы, но и они не могут урезонить зарвавшегося бас-тыка. Аким делает ему одно, второе, третье замечание, предупреждая, что подобное некорректное поведение на госслужбе недопустимо. Позже он даст характеристику этому чиновнику: «До конца не осознал значимости своей роли руководителя отдела культуры и развития языков, в работе имеются серьезные пробелы».
Тем не менее, сам грубиян считает иначе: «Возможно, несколько повысил голос, но повысил в рамках дозволенного». Вот тебе, бабушка, и Юрьев день. Оказывается существует дозированная грубость, существует она для профилактики рядовых сотрудников, надо же как-то держать должностную дистанцию. А то, что можно дозволенной грубостью обидеть человека, это не в счет, так сказать, издержки производства, у кого их нет. Руководителя не смутило присутствие акима, зарвался так зарвался.
Входят в моду словесные провокации, являясь одним из способов насолить неудобному чиновнику. На сельском сходе звучит критика, допустим, в адрес местного акима, факты взяты с потолка. И тем не менее, резонанс имеют. Тут сельскому акиму нужна выдержка, но он бросается в атаку уже на повышенных тонах, защищая собственные честь и достоинство. Повысил голос, считай, диалог проиграл, тут же по инстанциям спешит жалоба о некорректном поведении чиновника.
В подобные сети попалась сельский аким из района Биржан сал, схлопотав на совете по этике строгий выговор. Сдержанность должна проявляться в любых случаях, коль пришел на госслужбу.
Вернемся к тому, с чего начали. Мракобесие ходить в туалет с разрешения вышестоящего начальства родилось не на пустом месте. Опять же, руководитель отдела культуры и развития языков уже другого района начала конфликтовать с главным специалистом, только что пришедшим на госслужбу. Ему бы помогать, а не вставлять палки в колеса. Однако комчванство, переросшее в комхамство, на этот раз взяло верх.
Слова, которыми оскорбляла подчиненного руководитель, публичной огласке не поддаются. Ненормативный язык после них отдыхает. Откуда у молодой, симпатичной дамы взялся такой лексикон, неизвестно, зато известно, что им пользуется при каждом удобном случае, да еще не расставаясь с диктофоном: вдруг ее саму кто-либо обидит, доказательство нарушения Этического кодекса под рукой.
Между тем агрессивность чиновницы зашкаливала. Запросто могла оскорбить любого коллегу, в том числе и вышестоящего по должности. Выбрав тактику-лучшая защита это нападение, она обращается с заявлением в РОВД, дескать, притесняют, спокойно жить не дают. Тогда подчиненные решают перенять «опыт» руководителя, также используя в общении с ним диктофон. Позже все аудиозаписи были представлены областному совету по этике. После прослушивания их, у его членов волосы дыбом встали. А с нее как с гуся вода. Обвинения надуманные, действовала в рамках закона, напористо повторяла руководитель отдела.
До глубины души потрясло заявление (аудиозапись его также подтверждает) «Кому нужна твоя этика…». Считаю эти слова открытым вызовом не только общепринятым морально-этическим нормам, но и действующим законодательным актам (закон о госслужбе РК, Этический кодекс), подписанными, между прочим, Лидером Нации, Главой государства. Не знаю, кто пригрел такого человека на госслужбе, когда ему там явно не место. Совет по этике единогласно рекомендовал акиму района освободить руководителя отдела культуры и развития языков от занимаемой должности.
…Честно признать, больше привык писать об отечественной госслужбе позитивные строки, она того заслуживает. Но куда деваться, если гнойные нарывы, пусть они будут в абсолютном меньшинстве, мешают общему здоровью. Умалчивать — значит, потакать, что равносильно делать медвежью услугу госслужбе в целом. Впрочем, обнародованную выше критику можно разбавить сладостными пилюлями. Например, прекратилось использование служебного транспорта в личных целях. Возле магазинов, школ, детских садов, на рынке он уже не паркуется.
Или обедают гости в командировках за свой счет, не ожидая, пока им накроют хлебосольный стол хозяева. Из своего кармана оплачивают за проживание. Из порочной практики ушли должностные подарки. Таким образом, идет кропотливая работа за чистоту рядов госслужащих и идет с нарастающим успехом.
Теперь, судя по всему, настала очередь навести порядок среди грубиянов. Задача не из простых: корректность, вежливость одним днем не воспитаешь, и все-таки она выполнима. Казахстанская госслужба уже не единожды доказывала свою способность быть авангардом общества, а значит, примером для других.
P.S. Пока готовился материал к печати, из департамента по делам госслужбы и противодействию коррупции по Акмолинской области поступила информация: в первом полугодии по рекомендации совета по этике привлечены к ответственности 13 госслужащих, из них 4 — за дискредитацию госслужбы, 9 — за нарушение служебной этики. Все они получили наказание в виде увольнения.
Александр КУЗЕННЫЙ.