Мелодии озера Әупілдек

В 1954 году на севере Атбасарского района образовался совхоз, которому молодые, шумные и веселые первоцелинники дали название «Сочинский». Наверное, это были посланцы солнечного города Сочи. С тех пор минуло немало лет, а название закрепилось и за селом, и за базовым ТОО, здесь дислоцирующимся.

Многие годы местные аксакалы вынашивают мысль о переименовании села (ничего не имея против названия ТОО «Сочинское»). Мечтают они, чтобы их аул назывался Әупілдек по названию одноименного озера, расположенного рядом. У этой местности, где родились, жили и похоронены их предки, — древняя история, начавшаяся задолго до целинной эпопеи, справедливо считают они. О просьбе аксакалов рассказал специально приехавший в редакцию из села Сочинское местный житель Аманжол Абылкасымов.

Сегодня село — один из крепких, развивающихся населенных пунктов Атбасарского региона. Насчитывается в нем 216 дворов и 750 жителей. Все взрослые сельчане трудятся в основном в ТОО «Сочинское», каждый на своем уровне вносит вклад в развитие сельхозпредприятия, занимающегося и растениеводством, и животноводством. Наверняка у многих акмолинцев и не только название ТОО «Сочинское» ассоциируется с ароматным подсолнечным маслом, которое выпускается здесь в небольшом цехе. Работают в ТОО колбасный цех, сельская пекарня. К слову, хлеб здесь стоит 35 тенге. Есть в ТОО и собственная мельница, где можно также недорого приобрести муку первого сорта.

120 юных сельчан ходят в сельскую школу. При учебном заведении действует мини-центр, который посещают более 30 дошколят. Есть в селе Дом культуры, врачебная амбулатория, кафе, продуктовый магазин. Словом, все у сочинцев в порядке, живут они в чистом, ухоженном селе, летом утопающем в буйной зелени. Одно печалит сочинцев — основная дорога, ведущая в село, построенная еще в советское время, разбита настолько, что давно уже не выдерживает никакой критики. Местные автолюбители, опасаясь за свои жизни и транспорт, не рискуют проезжать по обветшалому мосту, поэтому вынуждены добираться по объездной трассе.

Но речь пойдет не об этом. У села Сочинское расположено довольно много мелких озер, поросших камышом и привлекающих для гнездовья пернатых. Летом эти места и сегодня превращаются в птичье царство. «А раньше, — рассказывал Аманжол аға, — во времена моего детства, а я лет с шести пас скот в этих местах, озеро Әупілдек было настоящим птичьим раем, манившим охотников со всей округи. Здесь гнездились лебеди, гуси, утки, журавли. Да и само озеро было огромным, блестело, переливаясь на солнце. Это сейчас оно обмелело настолько, что превратилось в небольшие водные островки. Камыш его душит нещадно».

У каждого из водоемов свое название. Это и Әупілдек, Шұнқырколь, Шортанбай, Жиінішке ат и другие. Озеро Әупілдек, что в переводе означает «выпь», известно в народе исстари. Возможно, свое название оно получило от того, что когда-то эти благодатные места среди прочих многочисленных пернатых облюбовала и выпь — птица, принадлежащая к тому же семейству, что и серая цапля. Многим людям при слове выпь наверняка вспоминаются характерные крики, напоминающие рев быка. Рев этот, на самом деле, брачная песня самцов.

В этих местах всегда обитал казахский род Токтауыл из ветви Аргын-Каракесек. Местные аксакалы, слышавшие эту историю от своих отцов и дедов, рассказывают, что в 1925 году прошлого столетия в гости к токтауылам на несколько дней заезжал сам Сакен Сейфуллин, который в то время являлся председателем академического центра при Казнаркомпросе. Хозяева щедрого степного края, встречая высокого гостя, устроили той, где, по обыкновению, без устали звенела домбра, также, не прерываясь, звучали жыр. кюи и песни. И вот музыкальный инструмент перешел к молодой аулчанке по имени Дамеш. Она неожиданно для всех исполнила красивую, пронзительно печальную песню о несчастной доле 16-летней девушки, выданной против воли собственным отцом замуж за богатый калым. Таким образом ее родиной стали берега озера Әупілдек, которые она никак не могла полюбить и принять. Песня так понравилась Сакену, что он, подозвав девушку, попросил ее исполнить что-нибудь еще.

Позже произведение, получившее название «Әупілдек», став народной песней, будет исполняться на многих праздниках и тоях. И мало кто тогда знал, что автором этой трогательной песни, как раз и была та самая молодая женщина по имени Дамеш. Она, насильно разлученная с любимым парнем и выданная замуж жадным отцом — баем Дайрабаем из рода Алтай — не сумев смириться, в песне выразила всю свою боль и тоску. Ее, скорее всего, неприветливой, неласковой родиной стали берега озера, где весной, пугая жителей, раздавались трубные крики выпи… У несчастной молодой женщины, разлученной с возлюбленным, тосковавшей по нему, по родным местам, дорогой матери и родилась пронзительно-печальная песня, как крик ее многострадальной души.

Молодая женщина, не выдержавшая душевных страданий, а, возможно, не захотевшая жить в неволе, вскоре умирает.

Об этой истории Сакен Сейфуллин упоминает в своей книге «Тар жол, тайғақ кешу»:«… Вечерело. На западе, в стороне Атбасара, блеснули в лучах заходящего солнца два лежащих рядом озера, раскинувшихся огромными серебряными подносами.

— Что это за озера, — спрашиваю у сопровождавшего меня джигита, уроженца этих мест.

— Это Әупілдек и Алаколь, — отвечает он.

— То самое озеро Әупілдек, о котором поется в народной песне?

— Да, то самое. Джигит, женившийся на той самой девушке, родом отсюда. Правда, аулы расположены на противоположном берегу, отсюда их не видно.

— Вот, значит, какое это озеро Әупілдек… А та молодая женщина, младшая сестра Сыздыка, я слышал, умерла? — спросил я.

-Да, умерла, несчастная не смогла вынести разлуки с любимыми людьми, — ответил мой напарник.

Мы долго, молча стояли и смотрели на гладкую поверхность озер. Я, вновь впечатленный горькой участью молодой женщины, подумал: не справилась со своей печалью разлученная с любимым, проданная за скотину, несчастная девушка», — писал он.

В мае нынешнего года Аманжол-аға в сопровождении сотрудника Атбасарского историко-краеведческого музея Темирбека Касымжанова отправился к озеру Әупілдек, к тем самым местам, где когда-то местные аулчане встречали своего знаменитого земляка Сакена Сейфуллина.

Они отъехали от села, и взору открылась величественная степная ширь, покрытая ярким, зеленым ковром. Впечатляющее зрелище, которое всякий раз волнует до глубины души. При виде таких безграничных далей человек начинает чувствовать себя свободным. Над открытой степной равниной, простирающейся до самого горизонта, без единого холма или сопки, высится ясное, бездонное небо. Здесь, в раздольной степи, создается ощущение причастности к великой бесконечности.

Аманжол Абылкасымов на могиле предков.

— В этих местах похоронены наши предки. На старом кладбище, которое напоминает о себе грудой старых камней, предан земле мой прадед по имени Адиль. Они кочевали здесь еще с 1800 годов. Дед мой Абылкасым был в числе тех, кто в свое время встречал, организовывал здесь той по случаю приезда Сакена Сейфуллина. Где-то здесь, или чуть дальше стояли праздничные юрты, устраивали байгу. Наш дедушка Абылкасым прожил долгую жизнь. Умер он в 1974 году в возрасте 97 лет, — рассказывал Аманжол Садуулы.

В тот день они прошлись по берегу озера, по тем местам, где когда-то ступала нога нашего знаменитого предка Сакена Сейфуллина, посидели на зеленом ковре из душистой травы, полной грудью вдыхая чистейший, пьянящий степной воздух.

Затем направились к мусульманскому кладбищу. Аманжол-аға прочел заупокойную молитву духам предков, отцу, двум матерям. Отец его Саду Абылкасымулы родился в 1910 году. С самого детства пас колхозный скот. Став свидетелем октябрьской революции, испытал и муки голода 30-х годов. Вскоре началась Великая Отечественная война. 31-летнего чабана все не забирали на фронт. На вопросы недоумевающего аулчанина председатель колхоза отвечал, что он попал в число тех, кому выделена бронь. Кому-то нужно ведь и скот пасти, терпеливо объяснял он Саду.

Так всю свою жизнь он и пас колхозные, потом совхозные отары. Ничего другого делать не умел. Зато, проводя все время в степи, ухаживая за овцами, и был, и слыл большим знатоком всего, что касалось домашних и диких животных.

В 1966 году его тяжелый труд без выходных был отмечен высокой наградой — Орденом Ленина. Кроме того, ему тогда вручили и ключи от новенькой автомашины «Волга».

Выше мы обмолвились о двух матерях Аманжола-аға. Дело в том, что его отец Саду имел двух жен. Его байбише звали Бурышжан Тастемиркызы, 1921 года рождения, младшую (токал) — Кулбагила Ташманкызы, родившуюся в 1925 году. «Обе наши матери обращались к отцу — отағасы, уважали и слушались его. Жили они и между собой очень дружно, хоть и теснились в маленьком, глинобитном доме, -делится аксакал. — Не помню, чтобы они скандалили, ревновали отца друг к другу. По утрам старшая мать доила коров, которых в большой семье было пять-шесть, гнала их на пастбище. В это время младшая разжигала самовар, готовила нехитрый завтрак, накрывала дастархан и не садилась пить чай, пока не вернется байбише. Она не только сама не садилась, но и нас, детей, заставляла ждать, приговаривая: сейчас все вместе и сядем за стол. Обе жены родили моему отцу 23 ребенка, из которых сегодня живут и здравствуют 18. Все они сегодня уже сами дедушки и бабушки, воспитывающие своих внуков. Самой старшей нашей сестре — Саруар — 81 год.

Хотел бы добавить к сказанному, что у нашего отца Саду было четыре брата — Сапы, Сопы, Жаксыбай, Акылбай и единственная сестренка Закан. Самый младший брат отца Акылбай, призванный на службу в Красную Армию, стал участником Советско-финской войны. В 1940 году он благополучно вернется домой. А в 1941-ом его снова призовут на фронт. Он, имея звание младшего лейтенанта, будет воевать в составе 307-го кавалерийского полка, сформированного в Акмолинске. В 1942-ом году пропал без вести».

В 1977 году многодетной семье по инициативе районных властей был построен  восьмикомнатный  особняк.

Об этой удивительной многодетной семье пишет в своей автобиографической книге «Моя жизнь» Герой Социалистического Труда, председатель Целиноградского областного совета народных депутатов, первый секретарь Целиноградского обкома Компартии Казахстана Андрей Браун: «В совхозе жили три брата Абылкасымовых: Саду, Сопэ и Coпe, они были единственные местные; совхозные земли в далекие времена когда-то были их территорией, где паслись их стада скота…

Саду работал чабаном, у него были две жены и восемнадцать детей, из них трое взрослых, остальные — один меньше другого. Жили мы с ними соседями через один дом. Целое лето они с родителями были на джайляу, зимой им дома было тесно и скучно, выскочат утром человек десять на моцион по снегу: голые, босые, сопливые, загоревшие, крепкие такие. По результатам работы за пятилетку его, Саду, наградили орденом. Пригласил он нас к себе домой. Я часто видел, как дети бегают по снегу, думаю, надо посмотреть: где же они все спят. Когда уходили, заглянул в комнату, там их лежала целая куча, не сосчитаешь, весь пол ими устлан, не поймешь, где чьи головы, где ноги…».

«Андрей Браун был назначен директором совхоза «Сочинский» в январе 1967 года. Перед ним хозяйство возглавлял Рашит Дебаев. Грамотный, умный и демократичный человек, которого уважали все сельчане. Как потом стали уважать и нового директора Андрея Георгиевича Брауна, — продолжает рассказ Аманжол Садуулы. — Мы жили с ним по соседству. Он принялся за работу, что называется, засучив рукава. Многое сделал для его развития. Обходил ежедневно совхозные участки пешком и зимой, и летом. Через пять лет его назначили директором совхоза им. Карла Маркса. И он довел хозяйство до звания совхоза-миллионера. Приняв хозяйство с 12-тысячным поголовьем свиней, уверенно повел его в гору. Поднимался этот умный, грамотный специалист и по карьерной лестнице: стал первым секретарем Краснознаменного (Егиндыкольского) райкома партии, затем его забрали в область. В 1985 году Андрей Георгиевич, будучи первым секретарем обкома партии, хорошо зная наши проблемы, распорядился, чтобы возле нашего аула построили пятикилометровую дамбу. С тех пор минуло 33 года, а наше село Сочинское по сей день защищено от наводнений.

После А. Брауна директором совхоза «Сочинский» был назначен другой не менее грамотный специалист, агроном по специальности, Михаил Степанович Дубовской. Он возглавлял хозяйство 12 лет. Работал также умело, деловито, был уважаем сельчанами за знания, демократичность и трудолюбие».

Такова история семьи, одной из многих, что корнями уходят в глубь веков. Потомки людей, чья жизнь, трудная, беспокойная, была накрепко связана с кормившей их степью, не представляющих себе иной жизни, сегодня продолжают здесь жить, работать и растить своих детей. Они, как и их предки, прах которых покоится в этой, дорогой их сердцу земле, также не представляют себе другой жизни.

Раушан УТЕУЛИНА.

Атбасарский район.

Читайте также