Личность
Поздравляем дорогого коллегу!
Наш коллега, замечательный журналист Александр Александрович Долгов, отдав любимой профессии 40 лет, вышел на заслуженный отдых. С этим событием коллектив «АП» искренне его и поздравляет.
Его приход в журналистику нельзя назвать абсолютно случайным. Всю жизнь достойно и преданно служил профессии его отец Александр Михайлович Долгов (1922-1996 гг.), корреспондент Атбасарской районной газеты «Простор», поэт, писатель. Он и сказал сыну, окончившему в 1978 году филфак Целиноградского педагогического института и думающего, в какой сфере начать утверждаться (при этом ни учителем, ни журналистом Долгов-младший себя даже не представлял): «Пойдешь работать в редакцию». Как послушный сын, он не стал перечить родителю.
— Если вы думаете, что мне было легко работать рядом с отцом — корреспондентом газеты с многолетним стажем, то глубоко ошибаетесь, — делится Александр Александрович. — Пальцем не пошевелил. Ну и я, будучи весьма амбициозным, учился упорно всему сам, порой испытывая чувства человека, которого, обучая плавать, выбрасывают из лодки на середине реки. И все равно не сдавался. В первые дни сидел с отцом в одном кабинете. На любой мой вопрос он, погруженный в работу, строго отмахивался: «Не подходи ко мне, делай все сам…».
Он «выплыл», научился, став со временем одним из узнаваемых журналистов региона, которого в 1981 году пригласили в областную газету «Целиноградская правда». К слову, пригласил на работу не кто-нибудь, а сам редактор «ЦП» Михаил Алдошин. А здесь уже совсем другие масштабы и ответственность. Отец немало и по праву гордился своим сыном.
Людмила Яшная-Леева, редактор уже «Акмолинской правды», в своей книге «И в глаза друг дружке посмотреть» пишет: «…Саша умел писать оперативно, жестко — ни слова лишнего. Его материалы, как правило, не сокращались, мало редактировались. Саша в редакции был незаменимым и по человеческим качествам — отзывчивый, добрый, бескорыстный. Он всегда приходил на помощь, невзирая на время суток и свою занятость. Когда я редактировала газету, за общественные дела была спокойна и за тысячу километров от редакции — там Долгов, и что ни случится, он сделает все, как надо…». Как человеку с крепким характером и горячим сердцем, Александру Долгову были свойственны смелые, бескомпромиссные поступки, когда дело касалось работы. Например, в 1986 году он оказался среди добровольцев, которые, откликнувшись на призыв обкома партии, отправились в недельную командировку в Чернобыль, чтобы поддержать работающих там акмолинцев, вручить Красное знамя области. «На планерке, — вспоминает Александр Александрович, — редактор Алдошин, рассказав о планируемой поездке, говорит: требуется и корреспондент. При этом добавил, дело, дескать, добровольное. Повисла тишина. Я тут же поднял руку, снедаемый журналистским желанием увидеть все, что там происходит самому, а не довольствоваться теле- и радиорепортажами из этой «горячей» точки». Ему дали время хорошо подумать, ведь отправлялся отнюдь не в увеселительную поездку, но Долгов редко менял принятые решения.
Не было для него непоколебимых авторитетов, которые бы заставили написать материал «в угоду либо супротив» по распоряжению свыше. Был в его журналистской практике еще в «районке» такой случай. Он тогда решительно набрал номер приемной первого секретаря райкома партии. Когда его соединили, твердо сказал, что отказывается писать такой материал… В ответ прозвучало: «Обойдемся без тебя…».
Главные слагаемые профессионализма журналиста Александра Долгова — выбор актуальных тем, компетентный, взвешенный подход к их освещению, оперативность в подаче материала. Многим молодым коллегам-газетчикам он передал свой опыт и мастерство, умение находить эксклюзивный фактологический материал, как и добросовестно относиться к работе, стараться не быть предвзятым.
Его профессиональный труд отмечен благодарственными письмами Президента РК, акима области, акима Целиноградского района. Есть в его копилке наград и нагрудный знак «Участнику ликвидации последствий аварии на ЧАЭС».
Александр Александрович с супругой Надеждой Ивановной воспитали двух дочерей. Они подарили деду и бабушке трех внуков и внучку. А согласно казахскому обычаю, говорит дедушка, старший внук Илья живет сними, первый помощник и советчик.
Выход на пенсию, как верно отметил Александр Александрович, — не повод предаваться унынию и накапливать негативные эмоции. Для него начинается жизнь в новом измерении, есть возможность заняться без спешки интересными делами, которые, безусловно, подарят позитивные эмоции и бодрость духа.
Раушан УТЕУЛИНА.
Мы вместе поднимали аул Көркем
В этом году исполнилось 90 лет с основания аула Көркем Егиндыкольского (Краснознаменского) района Акмолинской области. В становление и развитие аула наряду с другими людьми вложил и я свой скромный труд.
После окончания Целиноградского зооветеринарного техникума меня направили в совхоз «Полтавский» зоотехником отделения №3 (аул Көркем), вновь образованного Краснознаменского района. Дипломы об окончании техникума нам только показали в облуправлении сельского хозяйства и забрали обратно. Выпускникам необходимо было отработать два года, чтобы помочь поднимать и развивать животноводство.
В это время аул Көркем состоял из 40-45 дворов, имелась школа, сельский клуб. Все здания требовали обновления. На окраине аула стоял двухэтажный, разбитый дом, построенный еще во время целинной эпопеи.
В мае 1972 года директором хозяйства назначили Николая Денисюка, оказавшегося умелым и трудолюбивым руководителем. В то время в ауле насчитывалось 1,5 тысячи крупного рогатого скота, 50-60 лошадей, поголовье содержалось в старых помещениях. Подвозку кормов производили на телегах, санях, запряженных лошадьми. С приходом нового руководителя совхоза резко улучшились рабочая обстановка, условия труда, как и требовательность к производственному процессу. В течение года к объектам подвели электроэнергию, водопровод, построили школу, реконструировали заброшенную двухэтажку в одноэтажный жилой дом.
В отрасли животноводства увеличилось маточное поголовье, занимались воспроизводством стада, частично заменили быков-производителей, регулярно следили за сменой пастбищ, гурты делали небольшие, чтобы все животные наедались, набирали вес. В 1973 году животноводы отделения начали заниматься откормом. Николай Павлович поставил передо мной задачу: начать в отделении работу по откорму бычков. Будучи инженером по специальности, он обещал мне всяческую поддержку. Я начертил схему летней откормочной площадки, которую директор одобрил. Построили ее за два месяца. Откорм-площадка состояла из двух подготовительных групп и двух основных групп на заключительном откорме с 320-400 кг живого веса. К тому времени обслуживание было механизированное: тракторы, кормораздатчики, водопроводное снабжение.
Добросовестно трудились старший скотник (бригадир) Акилжан Кадырбаев, скотники: Белгибай Казбеков, Шаяхмет Уразов, Аманжол Саркатбаев, Калманат Менешов, Касым Есилов, Жумабай Амангельдин. Своевременно подвозили корм на площадку Шаймерден Даулетбеков, Шукур Кожахметов. Как же без ветеринарии. Веттехник Жакан Токмагамбетов всегда был на своем посту, занимался профилактикой болезней животных.
За зиму построили арочную базу, где животные пили теплую воду, имели концентрированный корм вволю, лежали на глубокой соломенной подстилке.
В результате суточный вес молодняка в возрасте 16-18 месяцев был доведен до 380-430 кг. За каждую тушу молодняка живым весом 350-380 кг государство доплачивало 35%. За голову свыше 380-420 кг и выше — 50%.
Со временем улучшилась инфраструктура аула, были построены новые двухквар-тиные дома с центральным отоплением, школа, фельдшерский пункт, обустроили дороги, улицы. В центре аула установили мемориальную доску в честь аульчан — ветеранов Великой Отечественной войны. За достигнутые успехи в откормочном животноводстве старший скотник Акимжан Кадырбаев стал участником ВДНХ в Москве.
Меня приказом райсельхозуправления перевели главным зоотехником совхоза «Ушаковский». Мне показалось, это повышение было поощрением за труд.
Получив диплом об окончании техникума, я продолжил учебу в Целиноградском сельскохозяйственном институте.
Думаю, внес свой вклад в развитие отделения — аула Көркем. Пользуясь случаем, хотел бы со страниц областной газеты поздравить с важной для тех, кто трудился там в те годы, датой — 90-летием аула Керкем Жаксыбая Касенова, Сайлау Нурмагамбетова, Кабеша Иманкулова, Алеш Жаркимбекову, Жениса Тайшибаева, Алимусу Конкарова, Жаксылыка Касенова…
Сайрам МЫНЖАНОВ, ветеран труда.
Целиноградский район.
Рядом с нами
«Дай бог каждому»
Уроженка Черкасской области Любовь Грошева в селе Заречное живет уже 62 года, но говор украинский до конца не утратила. Нет-нет и проскользнет необычное для нас словечко.
Когда мы сказали о том, что, по словам сельского акима, она самый пожилой человек, который на избирательный участок в день выборов приходит, причем, первой, раньше всех, Любовь Владимировна только рукой махнула: «Да ни, в селе и древнише меня бабка есть. Только своими ногами уже не ходит, а я, слава богу, сама себя обихаживаю. А на выборы хожу. Как же. За Президента голосовать надо».
Разговаривали с этой ни на что и ни на кого не жалующейся старушкой, которой 28 августа 91 год исполнится, и думалось, какое же это стойкое поколение, чьи детство и юность пришлись на военные годы, сколько в них силы жизненной, мудрости, оптимизма. А ведь на их долю выпало столько..
«Нас у мамы шестеро было, я старшая. Война началась — мне 13лет, младшему — шесть месяцев. Отец сразу погиб под Киевом. Артиллерист был. Я всех пятерых доглядала. В войну — голод, после войны — тоже голод… В колхозе тогда налоги наклада л и великие. Я маме помочь хотела, поехала в Краматорск, что на Донбассе, на шахту робить. Что получала — почти все домой и отправляла».
На вопрос о том, как же она в Казахстан попала, ответ получили неожиданный: «Меня любовь сюда затаскала. Дома любовь была, я от нее бежала. Парня в армию провожала, ждала, письма писали друг другу. Он приехал после армии в село наше. Я в Краматорске была. Подумала, что до Нового года три месяца осталось, поработаю, с деньгами приеду. Я его три года ждала, а он три месяца не выдержал, женился. Приходил потом ко мне, уже женатый. Я ему: «Видеть тебя не хочу». И на целину уехала, здесь и нашла свою судьбу. Муж Евгений Грошев тоже сюда из Воронежской области приехал. Жили мы хорошо. Он не вредный, хороший был мужчина. Партийный, председателем сельсовета даже работал. И красивый».
Был Евгений Васильевич на девять лет моложе своей супруги, а уже одиннадцатый год пошел, как его нет. Умер в 71 год. Любовь Владимировна все даты помнит, новостями мировыми интересуется и никуда из своего дома, где с мужем сына вырастили, ни в какую переезжать не соглашается. «Сын у меня хороший, в России живет, приезжает часто, зовет меня ксебе. А я отсюда — никуда. На все праздники акиматовские девчата поздравляют. Здесь у меня подруги молодые, ровесниц уже нет в живых. Ко мне все приходят, разговариваем, песни поем. Соцработник помогает, уголь зимой заносит, что прошу делать — делает. А я много не прошу. Самой надо чем-то заниматься».
Занятие Любовь Владимировна себе круглый год находит. Ну а летом… Представьте себе, что из собственноручно выращенных на приусадебном участке клубники и винограда не только компоты на зиму заготавливает. На праздник и стаканчик домашнего вина предложить может: «А як же. Не часто, но потребно. А старость у меня—дай бог каждому».
Нина МИТЧИНОВА.
Есильский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
ВСТРЕЧА
Улучшать качество трудового ресурса
Как привить молодому поколению уважение к профессии и стремление следовать высоким моральным принципам, необходимым каждому человеку, а тем паче — госслужащему? Ветераны органов государственных доходов Акмолинской области справедливо рассудили, что делать это нужно с помощью личного примера, и провели встречу с молодыми сотрудниками управления госдоходов по Зерендинскому району.
Руководитель райуправления Жасулан Шаймерденов представил всем собравшимся выступающих: председателя Совета ветеранов органов государственных доходов области Тенбая Ибраева, а также других ветеранов налоговой службы региона.
Разговор получился дружеским и познавательным. Представители старшего поколения рассказали молодым сотрудникам об истории становления налоговой службы, поделились воспоминаниями о годах своей работы, поведали о показательных случаях из практики.
Улыбки на лицах молодых сотрудников и теплые пожелания, прозвучавшие по окончании беседы из уст ветеранов, показали, что встреча была полезной и важной для обоих поколений.
В тот же день сотрудники и ветераны органов государственных доходов возложили цветы к памятнику Героя Советского Союза Малика Габдуллина и сфотографировались на память.
В статье Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» говорится о том, что сегодня не только отдельный человек, но и нация в целом имеет шанс на успех, только развивая свою конкурентоспособность: «Особенность завтрашнего дня в том, что именно конкурентоспособность человека, а не наличие минеральных ресурсов, становится фактором успеха нации». Это значит, что необходимо постоянно работать над повышением качества трудового ресурса — обучать молодые кадры, проводить обмен опытом.
Екатерина ЛЬВОВА.
Об отдыхе в санатории и не только…
Лето — разгар отдыха в санаториях, домах отдыха, турбазах. И я решил за много лет побывать в санатории. Заказал и оплатил путевку в турагентстве Кокшетау на неделю в санаторий «Щучинский».
Из Кокшетау до Щучинска ехал в автобусе, впервые увидел четырехрядную дорогу с разделительной полосой с односторонним движением. Столкнуться со встречным транспортом здесь невозможно, что случалось раньше. На высокой скорости проехали над железнодорожным переездом по широкой гладкой эстакаде. А еще несколько лет назад машины нередко подолгу стояли у переезда в ожидании поднятия шлагбаума. О такой развязке в советское время лишь мечтали. С автовокзала Щучинска до санатория курсирует 10-местная маршрутка 3-4 раза в день. Тариф до санатория — 150 тенге, такси обойдется в несколько раз дороже.
В день приезда — в понедельник -ожидал приема врача 3,5 часа. Принять процедуры в первый день отдыха не получилось. Рабочее время в санатории с 9.00 до 17.00, в субботу с 9.00 до 14.00, воскресенье-выходной. Поговорка: понедельник день тяжелый — вполне приемлема и к санаториям. В этот день был большой наплыв отдыхающих, принимают их три врача. В остальные дни недели попасть к врачу можно скоро, так что мнение, высказанное в эмоциональном порыве некоторыми отдыхающими о недостаточном обслуживании врачами, нелогично. В этой связи практический совет: начать отдых в санатории лучше со вторника по пятницу.
О стоимости отдыха и лечения. Устроился я в номере с балконом в двухэтажном жилом корпусе № 2, суточный тариф — 9500 тг. В основном корпусе, где принимают лечебные процедуры, находится столовая, все службы, пребывание одного человека в сутки стоит до 12500 тг. Пенсионерам скидки летом нет, а с октября по май скидка -10 процентов. Тариф приведен для проживания в двухместных номерах. Но не все процедуры входят в стоимость путевки. Из процедур бальнеологии бесплатно отпускаются лечебные грязи и радоновая ванна. За остальные водные процедуры придется платить от 600 до 1500 тг, бассейн бесплатный. Я принимал через день одну платную процедуру — сухую углеродную ванну (СУВ, физиопроцедура). 20 минут ее действия стоит 1000 тг. Отмечу: при приеме процедуры ничего не ощущал.
Рядом с санаторием расположен пансионат «Жұмбақтас». Там отдых с проживанием в двухместном номере стоит 15000 тг. за сутки. Но все виды лечебных процедур, прописанных врачом, входят в стоимость путевки. А всего их там 20 видов.
Отдыхающим назначается 4-5 видов процедур. Большее число их принимать не получится по времени — очередь. Есть такой «минус» в назначении большого числа процедур: прием раз за разом некоторых процедур снижает их эффективность. Например, после грязевых аппликаций водные процедуры надо принимать не ранее, чем через два часа.
А прием одна за другой двух одинаковых процедур может ухудшить самочувствие отдыхающих.
Питание в санатории четырехразовое, разнообразное, обильное. Пожилой человек со слабым желудком не может съедать всю подаваемую пищу, хотя она и достаточно вкусна. Есть пожелание, чтобы подавали завтрак до 9.00, а не с 9.00 до 9.30, так как все службы начинают работу с 9.00. В обед подаются одни и те же блюда для всех отдыхающих. Известно, что в некоторых здравницах подаются два-три блюда на выбор или по заказу. Пятый прием пищи — «кефирный час» — наступает через час после ужина — с 20.00 до 20.30. Примечательно, что в соседнем «Жұмбақтасе» вместо кефира дают кумыс или шубат, последний многие люди даже не пробовали.
Сервис в санатории на должном уровне. В номерах есть холодильник, хотя он не нужен при четы-рехразовом обильном питании. А вот с просмотром телепередач дело обстоит хуже. Телевизоры в номерах старые, число каналов сужено. Например, не мог найти «Казспорт», «Казахстан», местный «Кекше» и некоторые другие каналы. В номерах есть душевая кабина с холодной и горячей водой. Каких-либо спортивных игр не было.
Есть смысл упомянуть о флоре, произрастающей в этих местах. На территории санатория растут и тополя, посаженные в 60-70-е годы. Их немного, но дают они о себе знать пухом, который беспокоил отдыхающих. Отдельные участки земли покрыты белым ковром пуха. Утешает мысль: такой пухопад длится всего месяц. А ведь в Щучинске есть казахский научно-исследовательский институт лесного хозяйства, существующий с советского времени. Оттуда могли бы дать совет, что посадить. Или выделить для здравницы саженцы, например, липы или ели. Последние «приживаются» и растут лучше сосен. Видимо, чиновники советского времени, ратовавшие за улучшение отдыха трудящихся, действовали по «остаточному принципу» без учета перспективы. Спилить тополя практически невозможно. Грузовик-подъемник не проедет по узким дорожкам санатория.
Леса Бурабайской зоны состоят из сосен с тонкими стволами, с ветками на самом верху. Созерцая загущенные сосняки с темными голыми стволами, у умеренно критического человека возникает мысль о вырубке сосен, если не на больших участках, то широкими полосами. А на местах вырубки леса посадить саженцы сосен или елей, т.е. частично обновлять леса. Конечно, это большая работа. Зато обновленные леса будут выглядеть красочней и давать больше запаха хвои. Потомки будут благодарить нынешних руководителей, лесоводов за обновленные леса Бурабайской зоны. Такое вот мнение человека, побывавшего в санатории.
Еще стоит отметить состояние дороги от Щучинска до Бурабая. Дорога на большей части извилистая, с частыми поворотами, узковатая. Прямая дорога была бы короче. Два автобуса едва могут вписаться в ее ширину. Дорога построена в начале 60-х годов и не может считаться приемлемой для всех видов транспорта. Чиновники советского периода не обратили внимание на надлежащее строительство дороги с учетом перспективы этого района. Проселочного типа дороги между объектами отдыха вокруг озера Щучье узкие, на них едва могут разминуться две легковые машины. Эти дороги целесообразно расширить на пару метров.
Можно отметить еще некоторые мелочи. Минеральная вода в бутылках в магазине санатория заметно дороже, чем в магазине поселка рядом с санаторием. А вот сувениры, наоборот, дешевле чем в Бурабае. Здесь продается мороженое по 200 тг. за 100 граммов. От озера до главного корпуса санатория метров 800, в том районе оно мелкое — вода по пояс. Пляж песочный, широкий.
На вопрос «отдыхать в санатории или не стоит?» можно ответить словами героя популярного фильма «думайте сами, решайте сами». Разумеется, учтя и приведенную информацию, и свои финансовые возможности.
Малик ХАФИЗОВ, ветеран труда.