В областной прокуратуре
Подведены итоги за полугодие
На заседании коллегии прокуратуры области обсуждены итоги работы за первое полугодие 2018 года. Отмечено, что за шесть месяцев защищены права 36 тысяч акмолинцев. Более трем тысячам работников погашены долги по заработной плате в пяти крупных предприятиях области на сумму 61 млн тенге.
К примеру, только после вмешательства прокуратуры АО «ГМК «Казахалтын» выплатило 44 млн тенге задолженности по зарплате за 2017 год и семь миллионов за сверхурочные работы за текущий год.
Всего в сфере трудового законодательства выявлено свыше 500 нарушений, для их устранения внесено 20 актов прокурорского надзора, главный инспектор по труду Акмолинской области привлечен к дисциплинарной ответственности, на предприятия наложено 56 штрафов на общую сумму 6,4 млн тенге.
Мерами прокурорского реагирования гражданам с ограниченными возможностями возвращено более 1 млн тенге необоснованно уплаченных налогов. По данному факту к дисциплинарной ответственности привлечены два должностных лица налоговых органов.
Государству возвращены 18 земельных участков стоимостью 40 млн тенге и 14 млн тенге сельхозпотерь и арендной платы. В отношении руководителя отдела земельных отношений Шортандинского района возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления полномочиями, которое прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Всего в доход государства возмещено более 200 млн тенге. Рассматривая гражданские дела, прокуроры защитили интересы государства на 68 млн тенге.
С внедрением новых институтов в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в области на 27% (с 288 до 210) снизилось число задержанных и на 35% (с 258 до 166) арестованных. На 33% больше применено домашних арестов (с 11 до 33) и на 46% подписок о невыезде (с 14 до 26). В центре правоохранительных услуг прокуратуры оказана помощь 1,5 тыс. гражданам. В рамках программы цифрови-зации в областном центре реализуется проект «Е-уголовное дело». С начала года в электронном формате расследуется их свыше ста. В текущем году планируется внедрение системы «Е-уголовное дело» в г. Степногорске, Бурабайском, Целиноградском и Атбасарском районах. По итогам работы коллегии прокурором области Тимуром Ташимбаевым дан ряд поручений.
Ырысты АЙТЖАНОВА,
главный специалист аппарата областной прокуратуры.
Актуально
В хранилище социальной памяти
В помещении Специального государственного архива департамента внутренних дел располагаются стеллажи с сотнями исторических документов репрессированных. Для того, чтобы узнать правду о судьбе родственника, чаще трагической, стоит затратить время. О работе хранилища социальной памяти рассказывает начальник информационно — аналитического центра ДВД, майор полиции Даулет Шакенов.
— Даулет Бектурганович, что у вас находится на хранении?
— С 2014 года в Специальном государственном архиве информационно-аналитического центра ДВД хранятся уникальные по объему и содержанию документальные источники, обладающие огромным информационным потенциалом. Состав архивных документов, освещающих историю органов внутренних дел, представляет научную и историческую ценность: приказы НКВД, архивно-следственные дела в отношении репрессированных граждан, оправданных судебными органами, фильтрационные и трофейные материалы, а также уголовные дела лиц, не подлежащих реабилитации.
На сегодняшний день в архиве образовано 14 фондов, содержащих 59 644 единицы хранения. Все документы тщательно обрабатываются и систематизируются. С начала 2018 года в архив поступило 125 обращений, заявлений и запросов. В свою очередь, сотрудники нашего архива всегда готовы помочь гражданам в получении архивных справок, копий документов по материалам уголовных дел. В каждой из них: анкетные данные, обвинение, приговор и сведения о процессе реабилитации. Обращаются к нам также ученые, историки и журналисты.
— Как сделать запрос по данным реабилитированного родственника?
— Зачастую родные репрессированных для получения архивной справки или ознакомления суголовным делом не имеют возможность представить документы, подтверждающие родство с реабилитированным в связи с их отсутствием. В этом случае достаточно заявления в произвольной форме и удостоверения личности, так как фамилии родственника и репрессированного лица в большинстве случаев идентичны.
Кроме того, архив рассматривает заявления граждан независимо от их места проживания и гражданства. К примеру, одно из недавних обращений поступило к нам из г. Атырау. Родственники разыскивали Наливайко Ивана Павловича, уроженца Винницкой области, проживавшего в селе Айдабул Зерендинского района. В случае, когда разыскиваемые материалы находятся на хранении в других областях, обращения пересылаются по принадлежности с обязательным информированием об этом заявителя. Засекреченными остаются протоколы допросов и записи свидетельских показаний. Родственники реабилитированного имеют право на ознакомление только с документами не процессуального характера.
— Поделитесь, пожалуйста, реальными историями людей, чьи дела хранятся в спецархиве.
— Как известно, репрессиям подвергались не только отдельные представители различных слоев населения, но и целые народы и этнические группы, насильственно депортированные в Казахстан. Состав их многонациональный. Немало было поляков-переселенцев. В частности, в архив обратились родственники Цыбуха Бронислава Константиновича. В1936 году он как «социально опасный элемент» был переселен в Казахстан, проживал до ареста в селе Глубокое Келлеровского района. У себя на квартире «собирал» группы людей, которых «подбивал» к организованному побегу с поселка на Украину, проводил «антисоветскую» агитацию. В 1937 году был арестован Келлеровским РО НКВД и приговорен к расстрелу с конфискацией имущества. Родственники ни о чем подобном даже не слышали. Справка многое прояснила.
Жертвой сталинского режима стал Кокшетауский районный прокурор, член КПСС Ахметшарип Нурмакин. Также в архиве на хранении находится уголовное дело в отношении председателя колхоза «Коллективист» с. Дорофеевка Емонакова Тихона Гавриловича, осужденного и приговоренного к высшей мере наказания в 1938 году. Большое количество обращений в архив по уголовным делам реабилитированных поступило из России и других стран СНГ. В их числе: С.А. Франковского, Ф.Г. Шарифулина, М.И. Коваль, Д.Е. Трощего, М.М. Атабиева, О.С. Барахоева. Так, в информационно-аналитический центр обратился председатель Общественного движения «Опора Ингушетии» М.Р. Бекбузаров. Сотрудники архива собрали материалы в отношении сорока трех репрессированных граждан чеченской и ингушской национальностей.
— Что представляет собой фонд фильтрационных и трофейных материалов?
— Это материалы дел на бывших военнопленных и репатриированных из Германии советских солдат, находившихся в концлагерях в период Великой Отечественной войны. В них имеются анкета и учетная карточка, в которых содержатся данные биографического характера о времени и месте пленения, условиях содержания в плену, перемещениях по лагерям, местам трудового использования и так далее. Аналогично по обращениям граждан архив выдает справки о подтверждении факта пребывания в плену в годы войны. Проверочно-фильтрационные материалы, сформированные в дела, направлялись впоследствии по месту проживания человека до призыва в армию. Вся имеющаяся информация по 3043 фильтрационным делам и карточкам бывших военнопленных внесена в ведомственный Web-портал сервиса «Военнопленные ВОВ». Также сотрудниками архива продолжается работа по наполнению информацией подразделов сервиса «Мемориал» о репрессированных лицах и их реабилитации, где желающие могут получить всю доступную информацию о судьбе своих родственников.
Массив архивно-следственных и проверочно-фильтрационных дел по-прежнему остается востребованным, вызывает интерес у исследователей и родственников репрессированных, а также у всех, кто интересуется историей.
Марат НУРСЕИТОВ.
Если ты — на заседании суда…
В правовом государстве защищать свои интересы в суде — практика общепринятая. Так что порог здания суда переступать приходилось или придется практически каждому гражданину. О том, как нужно вести себя в зданиях судов, какие правила соблюдать, мы беседуем с руководителем администратора судов по Акмолинской области Данияром Сапарбеком.
— Кто может присутствовать на открытом судебном заседании?
— На открытом судебном заседании могут присутствовать граждане Республики Казахстан, иностранцы или лица без гражданства, достигшие совершеннолетия, не являющиеся участниками судебного процесса.
— Кого и почему в здание суда могут не пропустить?
— Основанием для отказа в пропуске в здание является отказ от прохождения технического контроля или досмотра, признаки алкогольного, наркотического или токсического опьянения.
— Какие предметы и вещества запрещены к проносу(провозу) на территорию суда?
— Огнестрельное и холодное оружие; взрывчатые вещества, взрывные устройства и легковоспламеняющиеся средства, отравляющие, сильнодействующие ядовитые, бактериологические, биологические и химические вещества, радиоактивные, наркотические, психотропные вещества; видео-, кино- и фотоаппаратура, записывающие устройства и вычислительная техника; мобильные устройства (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. с интернет-модулями). Исключением являются телефоны с функциями звонок/СМС/ответ, машинные носители информации (флеш-карты, USB-диски и т.п.), технические устройства, в том числе и беспроводные, имеющие возможность передачи данных, а также выход в международные глобальные сети и сеть Интернет.
— Часто встречаем выражение «иные лица, участвующие в судебном процессе». Кто к ним относится и разрешается ли им вносить что-то из предметов, запрещенных для остальных?
— Это лица, не являющиеся участниками судебного процесса, приглашенные для участия в таковом в порядке и случаях, предусмотренных процессуальными законами. Ничего из недозволенного для остальных проносить им не разрешается. Указанные в предыдущем ответе предметы и вещества оставляются при входе в здание судов в специальных индивидуальных ячейках на посту полиции.
— Что такое «публично-доступная часть здания суда»?
— Публично-доступная часть здания суда — это залы ожидания, помещения приема и выдачи корреспонденции, фронт-офисы. В них использование записывающих устройств и вычислительной техники, мобильных устройств (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. с интернет-модулями), машинные носители информации… допускается.
— Могут ли представители средств массовой информации входить на территорию и в здание суда?
— В соответствии с подунктом 3) статьи 20 Закона Республики Казахстан «О средствах массовой информации» представители средств массовой информации на территорию и в здание суда допускаются с мобильными устройствами (сотовые телефоны, смартфоны, планшеты и т.д. с интернет-модулями), видео-, кино- и фотоаппаратурой, связанной с их профессиональной деятельностью.
— Разрешается ли представителям средств массовой информации использовать видео-, кино- и фотоаппаратуру на судебных заседаниях?
— Это решается председательствующим судьей в соответствии со статьей 345 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан, статьей 19 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан и статьей 21 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.