— В «Думане» были? Океанариум видели? — на этот вопрос буквально каждый казахстанец, в столице побывавший, отвечает не просто утвердительно, восторженно: «Был! Видел! Это…!».
Причем независимо от возраста и региона. Да и сами астанчане, у которых яркие зрелища в изобилии, не менее эмоциональны. Как иначе передать впечатления от пучины морской: идешь по 70-метровому туннелю, а над тобой величественно проплывают морские хищники.
Любимое зрелище всех туристов — моменты кормления. Впечатляют поедающие тонны корма обитатели гигантского аквариума, занесенного в книгу рекордов Гиннеса, как самого удаленного в мире от океана, на 3000 километров. 2000 особей ощущают себя в трех миллионах литрах воды, для приготовления которой необходимы 120 тонн морской соли, вполне комфортно.
Глаз не оторвать и от людей, которые этот не просто сложный, а опасный процесс кормления осуществляют. «Мама, смотри, настоящие водолазы!» — это тот случай, когда за то, что «пальцем показывают», детей не ругают.
— Зрители нам видны хорошо, — говорит один из шести представителей этой не просто мужской, но действительно мужественной профессии, наш земляк Арай Сулейменов. — И дети, и взрослые такие все растерянные бродят, озираются…
Сейчас водолаз второго класса со своей семьей живет в поселке Караоткель Целиноградского района. А до того…
В детстве, юности, пожалуй, «все, как у всех». А вот позже успешный студент Сулейменов, на втором курсе (1994 год) один из старейших исламских университетов мира — Аль Азхар, что в столице Египта, оставляет.
— Хотел в совершенстве знать арабский, суть религии постичь глубоко. Для этого надо быть в гуще людской, понять их мышление. Работал в разных регионах Египта: в Порт-Саиде, на Суэцком канале… Позже — дайвер на курортах Хургады. И так до 2002 года.
Приехал в отпуск в Кокшетау.
— Мама: «Женись». Я в шутку: «Даю тебе два месяца. Найдешь хорошую невесту — женюсь. И ведь нашла, — рассказывает он историю своего бракосочетания. — Женился. Остался. Не жалею.
Преподавал арабский некоторое время в одном из кошетауских вузов, но по морю коренной степняк все-таки скучал. И тут — открытие океанариума, набирают водолазов. Многочисленные международные сертификаты в расчет не принимались. Обучался наравне со всеми в Астане.
Так что в «Думане» Арай Сулейменов работает чуть ли не со дня создания океанариума, почти 10 лет. Уже и любимые рыбы морские появились.
— Погружаемся на три часа в день. Больше нельзя. Под водой неизбежно возникает эффект понижающегося — повышающегося давления. Организм реагирует по-разному. Особенно поначалу, — рассказывает он о своей необычной работе тоном вполне обыденным.
Даже при самом легком недомогании в воду погружаться нельзя категорически. Переохлаждение организма даже за три часа, даже в океанариуме случается обязательно в том случае, если каждый час из воды не выйдешь, чаю горячего не выпьешь…
— Но это же разоблачаться, потом снова костюм водолазный надевать, — делится Арай Сулейменов такой маленькой «водолазной тайной».
Дно исследуют, чистят, следят за аппетитом, здоровьем рыб. Если замечают признаки заболевания — передают аквариумнистам. Специалисты знают, как их лечить.
На вопрос о подстерегающих водолазов опасностях отвечает: «Главное, вести себя спокойно, не делать никаких резких движений, никакой паники даже в сложных ситуациях». Пока в контакте с водолазами зубы теряли только акулы. Оказывается, в пасти этого морского хищника они вообще закреплены непрочно. Корней почти не имеют. Так что, бывает, водолазы выхватывают их вместе с кольчужной перчаткой, в которой кормление проводят. Если остатки корма на ней остались, то хищник норовит заглотить его вместе с рукой.
— Такое не часто, но бывает. К подобным ситуациям мы готовы, -говорит Арай Сулейменов. — А вообще это здорово. Паришь в невесомости, покой действительно неземной. И дети гордятся: «Мой папа — водолаз».
Нина МИТЧИНОВА.
Целиноградский район.