Взамен проверок — профилактический контроль

Бизнес
Вице-министр Министерства национальной экономики РК Серик Жумангарин провел семинар для предпринимателей Акмолинской, Костанайской и Северо-Казахстанской областей, где рассказал о совершенствовании государственного регулирования предпринимательской деятельности, которое предусматривает достижение максимально возможного баланса интересов в тройке — бизнес, государство и потребитель. В мероприятии принял участие заместитель акима области Канат Идрисов.

В своем вступительном слове Серик Жумангарин отметил, что 24 мая текущего года Глава государства подписал Закон по вопросам совершенствования регулирования   предпринимательской деятельности. Он предусматривает внесение порядка 1000 поправок в 14 кодексов и 109 законов. Закон разработан с учетом проводимой политики по дерегулированию и снижению издержек бизнеса, устранению административных барьеров и стимулированию развития предпринимательства.

Более подробно законодательные нормы предпринимателям разъяснил заместитель директора департамента развития предпринимательства МНЭ РК Асланбек Джакупов. Первое и, пожалуй, самое главное, реформирование государственной контрольно-надзорной деятельности. Анализ показал, что благодаря проводимым на системной основе реформам, по данным правовой статистики, общее количество проверок в отношении субъектов   предпринимательства с 2010 года сократилось в 4,2 раза.

При этом при сопоставлении данных 2013 года, то есть в период, когда проводились плановые проверки, 2014 года, когда действовал мораторий на плановые проверки, а также в 2015-2016 гг., когда мы перешли на выборочные проверки, количество неблагоприятных происшествий, связанных с деятельностью бизнеса, кардинально не менялось. Более того, в некоторых случаях динамика неблагоприятных происшествий снижалась именно в период отсутствия проверок, — говорил Асланбенк Джакупов.

Основываясь на данных анализа ситуации и были предложены кардинальные изменения системы государственного контроля и надзора.

Взамен выборочных проверок внедряется новый институт профилактического контроля. Отличием от действующей системы проверок станет ориентация на профилактику и предупреждение правонарушений без возбуждения административного производства. Профилактический контроль и надзор с посещением субъекта контроля будет осуществляться на основе оценки рисков. По итогам такого контроля предпринимателю выдается предписание об устранении нарушений.

В случаях выявления грубых нарушений по результатам профилактического контроля и надзора с посещением, за государственным органом сохраняется право проведения повторной уже внеплановой проверки в целях перепроверки устранения выявленного в ходе профилактического контроля нарушения.

По мнению Асланбека Джакупова, это «большой шаг вперед по изменению общественного сознания, который позволит выстроить партнерские взаимоотношения с предпринимательством».

Это, несомненно, поможет снизить издержки и давление относительно бизнеса, связанные с отвлечением от основной деятельности. Плюсом станет и снижение коррупционных рисков.

— Кроме этого, исключаются 20 сфер контроля из имеющихся сегодня 114, 108 из 544 контрольных функций, — отметил выступающий. — Основная причина их исключения — дублирование. Поэтому безопасность потребителей, как и раньше, будет обеспечена на должном уровне.

Кроме того, одной из значительных нагрузок на бизнес является срок проведения проверок, поскольку проверяющий проводит значительное время у предпринимателя, отвлекая его. Поэтому законом сокращены сроки проведения проверок по особому порядку с 30 до 15 рабочих дней, а внеплановых проверок — с 30 до 10 рабочих дней. Ограничены возможности неоднократного продления срока проведения проверок, так как раньше их можно было неоднократно продлевать, приостанавливать и снова возобновлять.

Второе, на чем был сделан акцент, это регулирование информационных инструментов. Отечественный бизнес обременен большим количеством информационных инструментов, то есть законодательно установленной обязанностью по сдаче различной отчетности, предоставлению информации в госорганы (справки, выписки, декларации и т. д.). Сейчас пересмотрено само понятие информационных инструментов, виды и критерии их определения.

— В целях обеспечения прозрачности и четкой регламентации предусматривается законодательное закрепление перечня информационных инструментов, — поянисл Асланбек Джакупов.

Таким образом, все информационные инструменты и порядок их предоставления будут четко регламентированы, а их количество только на первом этапе реформы планируется сократить на 30 %. В последующем этот процесс будет автоматизирован.

Третье направление предусматривает реформирование обязательных услуг, оказываемых субъектами естественных монополий и квазигоссектором. Закон предполагает урегулирование деятельности субъектов естественных монополий и квазигоссектора по оказанию услуг для физических и юридических лиц, которые носят обязательный, зачастую разрешительный характер и осуществляются в порядке и на условиях определяемых самими субъектами, причем иногда на платной основе. Соответственно бизнес несет определенные затраты.

Закон также снизит и так называемые фронтальные издержки бизнеса в различных сферах, включая техническое, экологическое и антимонопольное регулирование, земельные отношения. В Законе прописан ряд поправок для улучшения бизнес-климата в стране посредством создания благоприятных условий для развития здоровой конкуренции без рисков нанесения ущерба интересам общества и обеспечению национальной безопасности.

В завершение предприниматели смогли задать интересующие вопросы и получить исчерпывающие ответы от вице-министра МНЭ РК Серика Жумангарина.

Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также