В рамках дней культуры столицы в Акмолинской области «Театр кукол акимата г. Астаны» представил премьеру спектакля «Мәңгілік бала бейне» на сцене областного казахского музыкально — драматического театра им. Ш.Хусаинова.
Спектакль — трагедия драматурга, нашей современницы Розы Мукановой в постановке художественного руководителя театра кукол, профессора, заслуженной актрисы РК, уроженки г. Семипалатинска Куралай Ешмуратовой «Мәңгілік бала бейне» («Вечное детство») затронул серьезную тему о том, что пережили казахстанцы в советские времена (1949-1989гг.) во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, унесших тысячи жизней мирных граждан нашей республики. На примере двух семей, в которых вследствие экологической катастрофы родились дети с аномальными отклонениями физического развития, режиссер-постановщик, сценографы, художник по костюмам и молодые, талантливые артисты раскрыли всю правду, горечь испытаний, выпавших на жителей одного небольшого аула. Интересно режиссерское решение: в спектакле участвуют только две куклы-герои. Остальные роли играют обычные артисты.
Главная героиня спектакля, 20-летняя Ляйля (актриса Жанагуль Шамши) вследствие патологии выглядит, как семилетняя девочка. И всю свою сознательную жизнь проводит с единственной подругой — Жарык Ай (Яркая Луна). Каждую ночь девушка выходит на улицу, чтобы пообщаться со своей верной соратницей и поделиться с ней своими радостями и горестями. Тетя, воспитавшая девушку, намеревается выдать ее замуж на юношу-инвалида Болтая (Абу-Самат Тусипбаев), ее ровесника, который вследствие радиации родился без обеих рук и ног. Но она влюбляется в обычного здорового парня Кумара. Когда в душе девушки поселяется любовь, Ляйля забывает, что она не такая, как все. И ее душа наполняется радостью и жизненной энергией. Но любимый предает ее. В ту пору в аул приехал депутат, который пытался завоевать расположение аулчан. Но аксакалы не принимают уважаемого человека должным образом. Поэтому у депутата и у руководства аула созрел коварный план — уговорить девушку и парня — инвалидов — пойти на площадь и призывать голосовать за него. Они отказываются. Тогда нечестные на руку люди, предложив возлюбленному Ляйли несколько долларов, потребовали уговорить девушку прийти на площадь. Он соглашается, фактически продав ее. Когда Ляйля узнает об этом, ее маленькое сердце не выдерживает такого предательства и разрывается, а душа, по задумке режиссера, отправляется на небеса к любимой подруге Жарык Ай. В этом спектакле есть еще одна героиня, Шокиш, подруга погибшей во время родов, покойной матери Ляйли. Ее блестяще сыграла актриса Альбина Баирова. Она тоже родила больного ребенка. Не выдержав такого горя, в отчаянии сама убила его. Раскаиваясь, она сошла с ума. И на протяжении всего спектакля эта женщина призывает аулчан убивать детей с ограниченными физическими возможностями. В ее образе авторы показывают нам негуманное отношение и предвзятость здоровых людей к рожденным с патологиями. Но спектакль не только отражает моменты, полные трагизма и переживаний главных героев-кукол, умелой актерской игрой выражая горе людей, ничего не подозревавших и не знающих о последствиях ядерных испытаний в мирное время. Постановка изобилует многочисленными шутками казахстанцев советского периода, которые еще живут «по московскому времени», передает его атмосферу, иронично показывает внезапный приезд депутата, которого с позором выгоняют аулчане, нехитрый сельский быт советских Казахстаном дефицит. «Больше всего нас покорила кукла Ляйля своей внутренней детской чистотой и искренностью, и мы все сопереживали вместе с ней», — поделились после спектакля студенты одного из колледжей нашего города. При минимуме декораций каждое действие при помощи света, большого экрана, транслирующего картины ядерного гриба, артистов, сыгравших в эпизодах языки пламени, охвативших окружающую среду, под звуки хорошо знакомых старшему поколению мелодий советских композиторов погружает зрителей в те непростые годы и доносят, на наш взгляд, главную идею: пусть времена искусственно созданных экологических катастроф никогда не повторятся в наш век высоких технологий. Думается, что большинство молодежи, находящейся в зале, задумалось над этим, потому что продолжительно аплодировали артистам стоя, выражая восторг свистом и одобрительными возгласами. Особо приятным моментом для наших столичных гостей, вышедших на поклон, стала корзина с пурпурными розами, которую преподнесли от имени акима Акмолинской области.
Вероника БУРДА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.