«История земли — история ее народа», — гласит пословица. Прививать интерес к изучению истории своей страны надо с детства.
В рамках реализации программы «Туған ел» учащиеся СШГ №11 г. Кокшетау под руководством учителя казахского языка и литературы Зауре Какабаевой за год совершили несколько незабываемых путешествий по сакральным местам Казахстана.
Хороша всякая земля, а лучше всех — земля своя. Неисчерпаемы красоты Казахстана. Север, юг, запад, восток — как четыре времени года. На севере еще лежит снег, а на юге вовсю расцветают сады. Путешествуя по огромной территории Казахстана, будто бы одновременно посещаешь не один десяток стран, настолько разнообразна природа в разных его уголках.
Начало большого путешествия — экскурсия по родному городу. Казалось бы, все здесь знакомо с детства, но в ходе экскурсии ребята узнали много нового, например, были удивлены тем, что население города в 1895 году насчитывало всего пять тысяч человек. Сегодня жителей города около 150 тысяч.
Следующий пункт путешествия — знаменитая поляна Абылай-хана. Здесь находится трон, выполненный из натурального гранита. В любое время года тут много туристов. Считается, что прогулка здесь способствует омоложению организма и улучшению самочувствия человека. Недаром говорится: «В родном краю и воздух исцеляет».
Большое впечатление произвела на детей и поездка в село Сырымбет (музей Ш.Уалиханова, предметы быта того времени), а в 10 км — музей-усадьба Айганым, бабушки выдающегося ученого, путешественника, этнографа Шокана Уалиханова, настоящей степной аристократки. Ступив на территорию усадьбы, учащиеся будто очутились в XIX веке.
Следующий пункт — Семипалатинск, родина целого созвездия великих имен казахского народа: Абая Кунанбаева, Шакарима Кудайбердиева, Мухтара Ауэзова.
Детям запомнилось посещение музеев Семея: государственного историко-культурного музея-заповедника Абая, открытого в 1940 году литературно-мемориального дома-музея Ф.Достоевского, история которого началась со старого домика, в котором проживал автор «Преступления и наказания», Семипалатинского областного историко-краеведческого музея — одного из старейших в Казахстане, основанного в 1883 году по инициативе политических ссыльных-народовольцев.
Примерно в 80 км от Семея — поворот в сторону села Борли — Волчьего логова. Здесь — родина Мухтара Ауэзова. Пропустить поворот невозможно: по всей дороге до Жидебая установлены указатели исторических мест. Одно из них — памятник Енлик и Кебеку, ставшими символом трагической любви.
На летних каникулах гимназисты посетили СКО — родину Магжана Жумабаева, поэта, которого В.Брюсов называл «казахским Пушкиным». Учащиеся не только окунулись в атмосферу детства, но и узнали о его трагической судьбе: поэт был репрессирован в годы сталинизма.
Десять дней провели дети в ауле, погружаясь в языковую среду, изучая быт и обычаи казахского народа.
Во второй половине дня учащиеся изучали английский язык, робототехнику.
Осенние каникулы ознаменовались поездкой в ЮКО. Названия древних городов и сакральных мест звучат как музыка: Отрар, Сауран, Шымкент, мавзолеи Арыстанбаб, Ходжи Ахмета Яссауи. То, о чем дети читали на уроках казахской литературы,теперь можно было увидеть воочию. Незабываемые впечатления от поездки — в душе и на фото.
Зимой учащиеся посетили Костанай — родину Ыбырая Алтынсарина. Великий сын казахского народа делом своей жизни считал приобщение широких масс к образованию и просвещению. «С тем же чувством, с которым голодный волк набрасывается на овцу, я радуюсь, что имею возможность приобщать казахских детей к знаниям. Надеюсь, мне удастся воспитать в них лучшие человеческие качества, такие как честность, нравственность, справедливость», — писал Алтынсарин. Ребята посетили историко-краеведческий музей и картинную галерею, где смогли в непринужденной манере побеседовать с местными художниками. Заключительный этап путешествия пришелся на весенние каникулы. Гимназистов ждал Западный Казахстан: город-порт Актау и Мангистау — археологический заповедник под открытым небом. Многие ребята впервые увидели море. Дети дышали свежим морским бризом, красота непривычного пейзажа завораживала. Недаром многие писатели очарованы морем. М.Горький так описывал вечную стихию: «Море — огромное, ленивое вздыхающее у берега, — уснуло неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны… Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны…».
Завершилось большое путешествие…
Нельзя не отметить человека, благодаря которому состоялись эти поездки. Зауре Какабаева — человек, для которого школа — не просто место работы, а учитель — не просто должность. Это человек, который всем сердцем любит свою профессию, свой предмет, свою страну, как бы громко это ни звучало. Именно она разработала и внедрила авторскую программу погружения в языковую среду, представила и защитила проект изучения сакральных мест Казахстана. Будучи скромным человеком, Зауре Балуановна не ждет почестей и похвал, но лучшее, что может видеть учитель — признание и благодарность в глазах учеников, которым она открывает большой мир. Особой благодарности заслуживает и администрация школы-гимназии в лице ее директора Айгуль Нугертаевой, руководителя новой формации: креативно мыслящего, болеющего душой за школу, развивающего творческий потенциал учителей. Нельзя не отметить и родителей учащихся, без финансовой поддержки которых путешествие бы не состоялось.
Закончилось путешествие… Остались незабываемые впечатления и чувство гордости за свою страну -великую и прекрасную. Проведены конференции и круглые столы в школе-гимназии № 11 и «Коғамдық келісім». Новые знания и впечатления найдут применение на уроках казахского языка, литературы, истории, географии. Возможно, воплотятся в научно-исследовательских ученических проектах.
Будут еще поездки, новые маршруты, новые ученики, которым только предстоит прикоснуться к истории своей страны. Посетив сакральные места Казахстана, ребята по-особому прониклись словами нашего Президента: «Быть патриотом своей родины — это носить Казахстан в своем сердце».
Алла НОВОСЕЛЬЦЕВА,
учитель русского языка и литературы СШГ №11.
г. Кокшетау.