Ничто человеческое не чуждо… духам

Премьера
Все смешалось в доме… Нет, нет не Облонских из бессмертного романа Толстого, а преуспевающего драматурга Чарльза Кондомайна во времена «старой доброй Англии».

Комедия «Невероятный сеанс» по пьесе английского драматурга Ноэля Коуарда на сцене Акмолинского областного русского драматического театра в постановке Василия Гречанникова — прекрасная возможность для зрителей, не отыскивая подспудных замыслов и глубинных смыслов, просто отдохнуть, расслабиться после трудовых будней.

Конечно, можно и порассуждать в духе фрейдизма о комплексах, загнанных в подсознание, о роли бессознательного и оккультных феноменах… Но, честное слово, не стоит. Куда лучше просто от души посмеяться над комичностью ситуаций, из которых спектакль и складывается.

В том, что английской аристократии чопорность действительно присуща, можно судить только по первым нескольким эпизодам. Чарльз Кондомайн (Владимир Овчинников) с супругой Рут (Людмила Скуратова) готовятся к приему гостей — степенной четы доктора Брэдмэна (Виктор Крылов) и миссис Брэдмэн (Елена Лукьянова). Но не только. «Изюминкой» вечеринки, по замыслу хозяина дома, должен стать визит медиума — мадам Аркати (Анны Бронниковой).

Когда в дом буквально то ли въезжает, то ли входит, а скорее — врывается эпатажная мадам в немыслимых нарядах, то определение «невероятный» в названии спектакля становится понятным. А замысел Чарльза Кондомайна — увидеть действия дамы, называющей себя «профессиональным вызывателем духов», развенчать, опровергнуть в своей новой книге — рушится просто на глазах. Стулья, столы летают, дух семилетней девочки Дафны — «агента» мадам Аркати в мире потустороннем — активно идет на контакт, сама она в самые неподходящие моменты впадает в транс, сопровождающийся раскатистым храпом… И происходит то, на что сама медиум явно не рассчитывала, она действительно сумела вызвать призрак Эльвиры — супруги Чарльза, умершей семь лет назад.

«Ничто человеческое и духам не чуждо». Осмелюсь предположить, что таков был актерский замысел, и Оксана Науменко воплотила его блестяще. Как она остроумна, весела, пластична! Буквально упивается ролью и заряжает зрителей своим задором, энергетикой!

С ее появлением возникает классический любовный треугольник. Тот факт, что одна из его сторон — дух умершей первой жены, добавляет колорита, дает простор для иронии, импровизаций.

Чарльзу Кондомайну приходится одновременно разговаривать с невидимой и неслышимой никем, кроме него, Эльвирой, успокаивать недоумевающую Рут, разбираться со своими чувствами… Но «нарциссизм» (Владимир Овчинников педалирует множество проявлений этого свойства характера своего героя) под влиянием стресса слетает с него ненадолго. Ответ на вопрос: «Кого он любит больше?» очевиден: «Себя и только себя», хотя воспитанный человек правила приличия, конечно, соблюдает.

Общение с веселым, слегка хулиганистым духом создает множество забавных ситуаций. Актеры мастерски используют широчайшие возможности для импровизации, иронии и самоиронии. Каждое появление прислуги Эдит (Анны Васютиной) вызывает предсказуемый и ожидаемый эффект в зрительном зале—искренний смех.

Астральным двоеженцем Чарльз пробыл совсем недолго, к концу спектакля — он опять становится вдовцом, уже вторично. И к нему являются уже два духа…

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Читайте также