К 175-летию Науана Хазрета
В последней трети XIX в. Россия, окончательно утвердив свое политическое господство в Казахстане, переходит к новому этапу колонизации края — к его хозяйственному освоению. С этой целью был проведен ряд административных и судебных реформ, в результате которых ликвидированы остатки местного самоуправления, вся казахская земля, ее недра, леса, водные ресурсы объявлены государственной собственностью России. Для укрепления своего господства и расширения базы царизмом осуществляется широкомасштабная кампания по переселению европейского населения — казачества, крестьян, чиновников на казахские земли. Как бы ни были важны эти меры, однако они не давали основания считать политическое господство России в Казахской степи окончательным. Поэтому царское правительство во главу угла своей политики в Казахстане ставит задачу формирования у новых подданных идеи «российской гражданственности». На практике эта идея получила воплощение в политике русификации и христианизации казахского населения.
Рост социального и национального гнета, сопровождавшийся чиновничьим произволом вызвал массовый протест народа. В этих условиях руководство национально-освободительным движением взяла на себя духовно-интеллектуальная элита. Ее лидеры в лице А. Букейханова, А. Байтурсынова и других избрали легальные формы борьбы против колониальной политики русского царизма: использование трибуны Государственной Думы, организация партий и обращения к властям с петицией, издание газет и т.п. Одной из форм сопротивления народа напору и давлению царизма в духовной сфере стало отстаивание традиционного уклада, обычаев, культуры, мусульманской веры. Против произвола властей, нарушения элементарных прав, политики христианизации и русификации вел непримиримую борьбу Науан Хазрет.
Имя Наурызбая Таласова, известного в народе и литературе как Науан Хазрет, в советское время замалчивалось, а если упоминалось, только в отрицательном плане как реакционный мулла. А между тем это личность историческая, известная во всей казахской степи. О нем, в частности, писал видный казахский ученый Алихан Букейханов. В своем научном труде «Киргизы» (казахи — К.А.) он писал о Науане Хазрете как об «известнейшем в казахской степи ученом», ставшем жертвой произвола царских властей. Положительно отзывался о Науане Хазрете и великий казахский поэт Магжан Жумабаев. Образ Науана Хазрета освещен в литературных произведениях писателей Г. Мусрепова, а также С. Жунусова «Акан-серэ». Оба автора, отдавая дань запросам времени, вывели в лице Науан Хазрета отрицательный типаж. Между тем из высказываний современников, в том числе и Акана-серэ, Алихана Букейханова, Мамбет-Али Сердалина и других Науан Хазрет предстает незаурядным человеком, одаренным ученым, мудрым наставником.
Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Умер Науан Хазрет в г. Кокшетау в 1916 г. в возрасте 73 лет. Учился Наурызбай в аульной школе, а затем в медресе в г. Петропавловске, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию в Бухаре. Некоторое время поработав в родном ауле, накопив средства, он в начале 1870-х годов поступает в духовную семинарию. И в новом учебном заведении Наурызбай был замечен не только своим прилежанием, но и глубокими познаниями по всем изучаемым предметам. По окончании курсов Н. Таласов как наиболее способный семинарист был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира, в город Багдад. По возращении он был оставлен преподавателем в той же духовной семинарии, где ранее учился. Выдающийся ученый-богослов Наурызбай Таласов был удостоен ученого звания хазрет.
В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. На просьбу кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Н. Таласову выезд в Кокшетау. Вернулся Н. Таласов разносторонне образованным человеком. Он, наряду с древнетюркским, узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски. Осенью 1886 г. по выбору общественности Науан Хазрет был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети. Науан Хазрет многое сделал для духовного просвещения населения, упорядочил и упростил религиозные обряды, установил тесные связи с руководством мечетей соседних уездов. О возросшем его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвование мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть. В мечети производилась регистрация бракосочетания, в ее ведение была передана метрическая книга регистрации новорожденных.
Будучи весьма образованным человеком, Науан Хазрет выступил за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о начальном образовании детей, организовал при мечети медресе-школу для обучения сельских мулл. При соборной мечети на пожертвование мусульман Науан Хазрет открыл медресе с интернатом. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости.
В школе-медресе наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать и писать, изучали арабскую и русскую графику. Что интересно, ученики наизусть читали стихи Абая Кунанбаева, пели песни Биржана-сал, Акана серэ. В медресе большое внимание уделялось изучению арабского и персидского языков и классиков литературы Востока. При обыске, произведенном уездным начальником в школе-интернате, у учащихся были изъяты книги Фирдоуси, Навои, Саади, Низами и других авторов. Учителями в медресе, наряду с самим Науаном Хазретом и Ш. Кощегуловым, работали выходец из Ташкента, узбек Ингам Кари, а также политический ссыльный Петр Гарлишев.
На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, высказывался и на деле осуществлял модернизацию традиционного образования, проповедовал ислам на понятном массам родном языке. По существу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось не замеченным и серьезно обеспокоило администрацию уезда, потому что оно шло вразрез правительственной политике. А политика царского правительства, как было указано выше, заключалась в осуществлении форсированной русификации и христианизации местного населения. С этой целью был ужесточен контроль властей за культурно-просветительской деятельностью, за школьным делом. Наиболее распространенной формой обучения были аульные мусульманские мектебы и городские школы-интернаты, которые содержались на пожертвования населения. Правительством было запрещено открывать такие школы без особого разрешения местных органов. Главным условием открытия школ было преподавание русского языка, наличие учителя, освидетельствованного на знание русского языка и на лояльность правительству. Поэтому большинство казахских школ работало нелегально.
Другим направлением правительственной политики в духовной сфере было стремление ограничения деятельности мусульманской религии. При этом надо отметить, что царское правительство, учитывая важную роль религии, к исламу относилось более или менее терпимо вплоть до второй половины XIX в. Но в конце XIX в. отношение правительственных органов к исламу претерпело существенное изменение. Оно было связано с общим усилением политики самодержавия, о котором шла речь выше.
(Окончание следует).
Кадыржан АБУЕВ,
д.и.н., профессор, заслуженный деятель Казахстана.