От активизации общественности по сбору и систематизации исследовательского материала, приоткрывающего тайны исторического прошлого, с нетерпением ждут новостей жители Жаркаинского района. В отряд добровольцев местного краеведческого движения с прошлой осени записались педагоги, религиоведы, работники отдела культуры, библиотеки, филиала госархива, журналисты из газет «Целинное знамя», «Жаркаин тынысы», телерадиостудии «Сарыарка». К маршрутам следопытов присоединилась и «Акмолинская правда»…
Аким Акмолинской области Малик Мурзалин на главной отчетной встрече (г.Кокшетау, февраль 2018 г.) говорил: «Как-то так сложилось, что большинство сакральных мест нашей области сосредоточены либо вокруг Кокшетау, либо вблизи Ерейментау». Действительно, «так сложилось»: скрупулезнее здесь велась поисковая работа, результативнее была охранная деятельность, целеустремленнее, патриотичнее… Из жаркаинских достопримечательностей в реестр попал один лишь «Қызыл там» — архитектурное сооружение, называемое в просторечии «Красная мазарка» или «Мазар Ахмета». Объект в историческом плане сравнительно «молодой», сохранившийся, хотя и нуждается в срочной основательной реставрации.
Но на самом деле памятных мест, связанных с историей и культурой значительно больше, чем официально признано, подтверждено археологическими изысканиями… «Их координаты нам указывают старожилы сел, сохранившие в памяти рассказы, легенды, авторов которых теперь уже невозможно установить, — свидетельствует Светлана Хальзова, руководитель отдела культуры и развития языков. — Сохранились также некоторые материальные свидетельства. В одной из своих поездок в село Тассуат мы с интересом изучали экспонаты местного музея. Реликвии сами жители собирают. Нурлан Байбосинов, имам села Тассуат, показал место захоронения знаменитого баксы Шомен баба. По сохранившимся надписям определили дату установленного надгробия — 1833 год. Нам, как экскурсантам, показали «растущий камень». Уникальность этой достопримечательности не поддается логике, научным объяснениям. В соседнем селе нам открылась совсем забытая история: до названия Дапабай село именовалось Братолюбовкой, а еще раньше — «Кабыл ауылы», в честь Кабыла Бостанова, которого называли военным советником мятежного Кенесары Касымулы».
Рассказывая об этой истории, Светлана Хальзова отметила, что многие земляки впервые узнали о мавзолее Кабыл батыра в Далабае из сообщений местных газет, информации на официальном сайте акима Жаркаинского района. Причина забвения объясняется идеологическими посылами. Восстание Кенесары было нежелательной темой для царского правительства, упоминание о независимых казахских батырах не одобрялось при советской власти.
У местных краеведов популярно мнение: «У нас, куда глаз ни кинь, можно обнаружить следы жизнедеятельности многих поколений из давних веков». Известно, например, что в эпоху мезолита (12-5 тыс. лет до н.э) древние люди по территории современного Казахстана в основном расселялись в долинах рек Иртыш, Ишим, Тобол, Тургай и Урал. Из выявленных остатков свыше шестидесяти укрепленных крепостей и поселений — кыстау, как свидетельствуют ученые, «около десяти находятся именно в бассейне р.Ишим». На карте-схеме, составленной основоположником казахстанской школы археологии и этнографии Алькеем Маргуланом, правый берег излучины Ишима (самого большого поворота реки, вверх и вниз от Державинска по течению) отмечен массовым расположением останков древних поселений и укрепленных городищ с башнями. «Степные городища сегодня — это наиболее малоизученная тема», — признают факт современные археологи. Геологи им вторят: «Обнаружение в таких местах античной геологии — не редкость». Дескать, селились там, где было удобно разводить скот, где находили полезные ископаемые, доступные для кустарной переработки в орудия труда. Городище, получившее наименование «Орманбет» со старым оловянным рудником, расположено к востоку от урочища Жаркаин, неподалеку от устья южного притока Ишима — Терисаккана. По преданиям городище основывалось самим Орыс-ханом, с именем которого некоторые ученые связывают возникновение Казахского ханства (об этом сенсационном открытии делился с читателями «Экспресс К» 13.03.2012).
Местный краевед Дамир Гафаров рассказал общественной группе исследователей о случайной находке земляков, которую сравнивают по сходству с предполагаемым городищем Оркошеги: такие же насыпные валы. Их меж собой жаркаинцы называют «большими каменными усами», как у великанов. Такими же «усами» могут похвастать и жители села Ушкарасу. Толеген Арыстанбеков — добровольный помощник группы исследователей — характеризовал особенности когда-то и кем-то измененной местности в ближайших окрестностях: «Видите, такой каменной породы поблизости нет. Значит, ее сюда перевозили. А посмотрите на эту возвышенность! Она очень похожа на основание сторожевой башни. Это место мы называем «Кок байтал» (Кобылка). Не знаю, откуда пошло… Легенды про тучные стада и обильные пастбища я слышал, на древние захоронения наталкивался, назначение некоторых сооружений из камня трудно объяснить…».
Асылзат Сыздыкова, возглавлявшая в свое время Тасоткельский акимат, протягивает нам листы исписанной бумаги: «Извините, писала по памяти. Были дневники — отдала одному журналисту для книги по истории. Изданной она не была, а рукописи, говорят, потерялись». Экскурсовод (она тоже на добровольных началах) неожиданно предлагает осмотреть достопримечательности в местечке… Окжетпес.
— Асылзат Мукановна, вы предлагаете совершить экскурс в Бурабай? Или у вас есть гора — тезка известной скалы с тем же переводом («Не долетит стрела»)?
— Это примерно на полпути от Ушкарасу до Тасоткеля. Не гора, конечно, но сопка высокая. Значение нашего Окжетпес переводим, как недоступная для стрелы, защищающая, оберегающая. Название это я узнала еще в своем детстве. Если люди здесь жили в древности, они не могли не оценить преимущества местности.
Путь к вершине Тасоткельского Окжетпеса преодолеваем как по мегалитам. Неужели природа их сама так умело обтесала, уложила в последовательности?
Секретарь районного маслихата Улболсын Ахметова поделилась планами работы в направлении сохранения истории: «Наш музей, экспонаты для которого собирали многие годы, не уберегли. Теперь планируем восстанавливать. Вопросы, связанные с материальным обеспечением, прорабатываются на уровне районной администрации.
Как сообщила Светлана Хальзова, местные культработники с участием телевизионщиков нынешней весной планируют создать познавательный видеофильм о сакральных местах Жаркаина. Она надеется, что для этого хватит технических возможностей и творческого потенциала.
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Жаркаинский район.