Наш Президент убежден в том, что важнейшая миссия духовной модернизации заключается в дальнейшей консолидации общества. Это следует из всей программы «Рухани жаңғыру», ставшей логическим продолжением статьи Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания.
С первых дней обретения независимости вопрос укрепления межэтнического и межконфессионального согласия стал для руководства Казахстана приоритетной задачей государственной политики. Сохранить его в любой полиэтничной и поликонфессиональной стране всегда непросто. Тем более в период, который многие обществоведы называют «религиозным ренессансом». Многие постулаты коммунистической идеологии оказались развенчанными, их место заняли религиозные воззрения.
В этих условиях ключевую роль играет неукоснительное следование принципу светскости государства, закрепленному на конституционном уровне. Казахстан последовательно проводит разделение между институтами и атрибутами государства и имеющимися в стране религиями, не придавая какое-либо особое значение ни одной из них и не оказывая предпочтения какому-либо направлению, хотя более 70% верующего населения считают себя мусульманами.
Вмешательства в дела конфессий в нашей стране нет, но в то же время для обеспечения безопасности, спокойствия в обществе и создания условий для всестороннего развития каждого человека, государство должно осуществлять надзор за их деятельностью. Делается это только в рамках законов, соответствующим принципам международного права.
Статья 8 п.3 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» гласит: «В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан».
В настоящее время почти все споры, связанные с нарушениями прав граждан, рассматриваются судом. Суду надо определить случаи, когда государство вправе регулировать своими судебными актами взаимоотношения по поводу веры и ее отправления. Сделать это не всегда просто. Об этом, в частности, свидетельствует дело, рассмотренное одним из судов Акмолинской области несколько лет назад.
Е. обратился с иском к местному религиозному объединению, членом которого он состоял, с требованием обязать ответчика выдать документы для того, чтобы он самостоятельно мог осуществлять миссионерскую деятельность. Истец считал, что он, как член религиозной общины, имеет на это право, а ответчик не дает ему возможность пройти регистрацию, не выдавая требуемые документы. Тем самым, по мнению истца, ответчик нарушает его гражданские права.
В итоге после нескольких судебных рассмотрений производство по делу было прекращено, потому что спор между участниками, согласно закону, не подлежал рассмотрению в суде в порядке гражданского судопроизводства. Речь изначально шла не о гражданских, а о правах, связанных с вероисповеданием. Их можно назвать религиозными правами.
В порядке гражданского судопроизводства защищаются все свободы и права гражданина, если иное не предусмотрено законом. Право на осуществление миссионерской деятельности как раз подпадает под это «иное», поскольку государство отделило от себя религию и обещало не вмешиваться в религиозную деятельность, если это не угрожает личности или обществу.
Истец Е. толковал гражданские права как равнозначные его свободе совести, а также правам, связанным с реализацией права на свободу вероисповедания и распространения его религиозных убеждений.
Среди рассматриваемых судами административных дел привлечение к ответственности по статье 490 КоАП занимает небольшой процент. И большинство из них — это незаконное распространение религиозной литературы, а именно: распространение литературы в местах, специально не определенных местными исполнительными органами. По таким делам обязательно проводится религиоведческая экспертиза Комитетом по делам религий Министерства по делам религий и гражданского общества.
Так, в Кокшетауском специализированном административном суде к ответственности привлекались лица, продававшие в неустановленном месте книги под названиями: «Библейские сказания. Сказания Евангелистов», «Коран» на арабском языке, «Құран Кәрім қазақша түсіндірмелі аудармасы», «Намаз оқып үйренейік», «Дәрет алу жене намаз оқу үлгісі», «Дети и ислам» и другие.
Еще один аспект правового регулирования взаимоотношений государства и верующих касается внешнего вида последних.
Сегодня время от времени возникают вопросы ношения в школах одежды верующих учителями или ученицами. При этом речь идет о женских головных уборах — хиджабах. Хиджаб означает «покрывало», образец арабо-мусульманской одежды, предназначенной для закрытия аурата (часть тела, которую мусульмане обязаны прикрывать перед другими людьми) девушки, достигшей совершеннолетия. Это атрибут религиозной принадлежности. Поэтому светское государство не допускает его в государственных общеобразовательных школах.
В соответствии с пунктами 3, 6 и 7 п.2 статьи 49 Закона РК «Об образовании» родители и иные законные представители обязаны выполнять правила, определенные уставом организации образования, предъявляемые к обязательной школьной форме. В соответствии с действующим законодательством РК в отношении родителей, чьи дети не соблюдают школьную форму, могут быть применены меры административного наказания.
Конфликт, возникший в Актюбинске при устройстве 22-летней Алтынгуль С. учительницей начальных классов и ее пояснения по поводу хиджаба показывают, что население в нашей стране путает национальные одежды с религиозными атрибутами. Мать девушки считала, что ее дочь ущемляют по признаку вероисповедания. Сама Алтынгуль говорила: «В Коране написано, что девушка должна закрывать запретные места. Бабушки-казашки всегда раньше ходили в платочках. Здесь нет никакой секты. Директора школ напрямую говорят, что с платком не принимают на работу. Сейчас ищу работу в частных организациях, но хочу быть учителем в школе. Я согласна ходить в белой блузке и черной юбке, как и положено. Но чтобы только платок не снимать. От своих убеждений не откажусь. У нас в Казахстане свобода вероисповедания». Алтынгуль называет свой хиджаб «платком», что показывает ее неосведомленность в разнице этих головных уборов. И она не единственная в своем заблуждении.
Кроме того, платок казахская девушка надевала после выхода замуж. До сих пор на тоях (свадьбах) казахов в знак того, что девушка стала женой, на ее голову мать жениха повязывает белый платок. Казашки надевали кимешек, платья-камзолы, белые платки. Но это были не хиджабы. Отказываясь снимать хиджаб, Алтынгуль ссылается на бабушек в платочках, упуская из виду, что эти платочки не имеют иного содержания, кроме как быть частью одежды. В то время как хиджаб — религиозный атрибут, а не просто прикрытие части тела.
Появление в школе представителей определенной религии в религиозной одежде вызывает недовольство многих родителей. Не только психологам известно, что ученицы подражают своим учителям, в том числе и их одежде, манере поведения. Особенно в младших классах. Поэтому отделение государства от религии и светское образование не допускают пропаганду в школе через религиозные одеяния. И в этой связи допуск к работе Алтынгуль С. при всем уважении к ее верованиям, представляется не соответствующим принципу светскости.
Изучение, сохранение, глубинное проникновение в сознание наших исторических традиций является частью программ духовного возрождения и модернизации сознания. «Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, — одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами», — говорится в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И при этом: «Чтобы двигаться вперед, нужно отказаться от тех элементов прошлого, которые не дают развиваться нации».
Гайша СЫЗДЫКОВА,
кандидат юридических наук,
судья в почетной отставке.