К 175-летию со дня рождения
Акан серэ — Акжигит Корамсаулы — знаменитый народный акын, певец и композитор. Родился в 1843 (1845) году в ауле Кенащи Чалкарской волости Кокчетавского округа (ныне Айыртауский район Северо-Казахстанской области).
Нет источника, содержащего сведения о точной дате его рождения, тем не менее в литературе принято считать, что он родился в 1843 году. Первым исследователем жизни и творчества Акана серэ был великий казахский поэт и общественный деятель Магжан Жумабаев. Он путем расспроса людей, близко знавших Акана серэ, написал очерк «Ақанның өмірі» («Жизнеописание Акана»). Он пишет, что его родословная восходит к роду Караул племенного объединения Аргын, отделения Малтабар. У его деда Жаркынбая были девять дочерей и один сын. От этого его сына по имени Корамса и матери Жаныл родился Акжигит. Это и есть наш Акан. Акан родился в 1843 году в местности Косколь, в 70-ти километрах к западу от города Кокшетау» [1. с. 319].
Отец Акана — Корамса — был состоятельным человеком, по торговым делам часто выезжал в Кызылжар (Петропавловск). Именно туда повез своего одаренного сына Акана (так ласково стали звать Акжигита домашние) после окончания аульной школы. Опять-таки сошлемся на указанный выше очерк поэта. М. Жумабаев пишет: «Когда Акану исполнилось 13 лет он поступил в Петропавловске в медресе муллы Кунту. По истечении некоторого времени однажды с детства одаренный Акан неудовлетворенный постановкой учебы в медресе покинул его». Косвенные факты свидетельствуют, что это не соответствует действительности. Дело в том, что известный ученый-теолог Науан Хазрет и Акан серэ были родственниками — оба были женаты на дочерях Тинали хаджи, первый — на старшей, второй — на младшей по имен Уркия. Дружба двух великих деятелей продолжалась на протяжении всей жизни и основана была она не только на родственных связах. Их объединяло нечто большее, а именно — родство духовное, о чем свидетельствует тот факт, что Акан серэ свой предсмертный толғау- философские размышления — посвятил именно Науану Хазрету. Так вот в этом поэтическом произведении автор обращается к Хазрету, как старшему по возрасту. А на надгробном камне последнего высечены даты жизни — 1843-1916 годы. Если учесть то, что в литературе отмечается, что Акан серэ был на два года младше Науана, то следует -Акан серэ родился в 1845 году.
Акан с детства приобщился к народному песенному и музыкальному творчеству. Обладал сильным голосом. Вокруг Акана собиралась талантливая молодежь, с которой он переезжал из аула в аул, устраивая представления. Многогранный талант принес Акану всеобщее признание, он был удостоен почетного в народе звания «серэ», непременными атрибутами жизни которого была яркая одежда, быстрый конь, ловчий беркут, охотничьи собаки и др. Ни одно важное событие в округе не проходило без участия Акана серэ и его свиты. Он был частым гостем ярмарок, участвовал в айтысах. К примеру, на ярмарках в городах Кокшетау, Петропавловске он открывал выход на ковер прославленных борцов Хаджи Мукана, Балуана Шолака, других.
Акан серэ часто встречался со своим старшим современником и наставником Биржаном сал Кожагуловым. В свою очередь, музыкальное творчество Акана серэ оказало благотворное влияние на развитие песенной исполнительской школы Сарыарки, на творческую манеру Балуана Шолака, Естая, Иманжусупа, Укили Ибырая. Акан серэ оставил богатое музыкально-поэтическое наследие. Популярна его любовная лирика: «Балқадиша», «Сырымбет», «Еркем», «Ай, көк», «Ляйлим» и т.д. Широко известны такие песни, как «Маңмаңгер», «Макпал», «Қаранар», «Іңкәр-ай», «Перизат», «Ақ көйлек», «Әудем жер», «Алтыбасар», «Ғашык жарға» и другие.
Цикл произведений Акана серэ посвящен соколиной охоте, дальним странствиям. Венчает все его творчество песня «Құлагер», где поэт выразил протест несправедливости, поведал о любимом скакуне, утрата которого стала для него символом расставания с прошлым, надеждами на лучшее будущее. «Құлагер», «Бал-кадиша» использованы в опере Е.Г Брусиловского «Жалбыр»; «Мақпал», «Сырымбет» — в пьесе Г.Мусрепова «Ақан сері — Ақтоқты». На тему песни «Балқадиша» Д.Мацуциным и С.Мухамеджановым написаны «Вариации». Жизни и творчеству Акана серэ посвящена опера С.Мухамеджанова «Ақан сері — Ақтоқты» (либретто Г.Мусрепова).
Произведения Акана исполняли такие известные певцы, как А.Кашаубаев, Ж.Елебеков, М.Ержанов, Ж.Карменов и др. Они обрели вторую жизнь в симфоническом произведении казахстанских композиторов. И.Джансугуров написал о жизни и трагической судьбе Акана серэ поэму «Құлагер», С. Жунусов — роман «Ақан сері». Творчеству степного барда посвятил свой поэтический сборник «Акан серэ» известный поэт и государственный деятель К. Салыков. 24 ноября 1967 на его родине в ауле Кенащи Айыртауского района был открыт памятник. В г. Кокшетау — в 1991 году, его авторы — скульптор Т.Досмагамбетов, архитектор А. Кайнарбаев.
Благодаря песенному посвящению Акана серэ стала известна девушка по имени Балкадиша. В селе Зеренда этой степной красавице, вдохновившей поэта на написание песни «Балқадиша», воздвигнут памятник.
В 70-е годы прошлого века, когда близ села Володаровка началась разработка урановой руды, зараженные радиацией стоки, омывавшие извлекаемую руду, спустили в озеро Косколь. На берегу этого озера располагался родной аул Акана серэ — Кенащи. Пребывание аула на этом месте стало невозможным из-за резкого повышения радиационного фона. В 1993 году в связи с празднованием 150-летнего юбилея Акана серэ было решено переселить аул Кенащи на новое место близ села Комаровка, где построено 64 дома коттеджного типа. Здесь был воздвигнут памятник, изображавший Акана серэ, скачущего на легендарном коне Кулагер. Также Кулагеру воздвигнуты памятники у выезда из города Астаны и въезда в город Кокшетау.
В связи с 175-летним юбилеем со дня рождения Акана серэ в Кокшетауском государственном университете имени Ш.Уалиханова планируется проведение в сентябре текущего года научно-практической конференции, посвященной этой дате.
Кадыржан АБУЕВ,
д.и.н., профессор,
заслуженный деятель Казахстана.