Краеведение
У каждого народа есть святые места, связанные с историей родного края.
На атбасарской земле много исторических мест, связанных с далеким прошлым, с памятными историческими событиями. О них вспоминают старожилы, аксакалы рассказывают своим детям и внукам, чтобы помнили, знали и почитали тех, кто оставил о себе глубокую память.
Одно из таких мест на атбасарщине — урочище Орманбет. Оно находилось на берегу реки Ишим, вблизи села Сергеевка. Благодаря народной легенде до наших времен дошли сведения, что в ногайские времена там жил бий Орманбет. В то время жизнь в степи была неспокойной. Людей, попавших в плен, кочевники-воины оставляли Орманбету бию в качестве заложников. Пленники строили богатому человеку дома, сараи, крепости. Так со временем было построено городище Орманбет. С левой стороны был вырыт канал с водой, другие стороны ограждены камнями. Вокруг городища вырыли канал. Имя Орманбета бия было широко известно в казахской степи как основателя и строителя первых крепостей. Однажды бию пришла весть, что приближается враг. Орманбет закопал свои драгоценности, золото, серебро и исчез в одну ночь.
В 1837 году царское правительство выбрало городище Орманбет, чтобы контролировать передвижения войск Кенесары и оставило для наблюдения солдат-казаков. В XIX веке в эту местность прибыли переселенцы из России, построили дома, церковь. Одним из первых здесь поселился переселенец Дмитрий. С тех пор село стало называться Дмитриевкой. Однако местные жители края не переставали называть село старым именем, новое название забылось. В восьмидесятые годы XIX века там поселились политические переселенцы во главе с Венедиктом Карпушиным, они распространяли революционные идеи среди жителей степного края. Новые переселенцы назвали село Урумбетом.
На сегодняшний день городище исчезло, жители близлежащих сел растащили камни и материалы домов для строительных работ. Но в памяти народной эта местность так и осталась под названием Орманбет, который прославился строительством каналов и крепостей, защищая степной народ от вражеских набегов.
***
Родничок Криничка. Поклониться этому святому месту и испить чистой водицы приходят не только жители села Новосельское, но и те, кто давно переехал на историческую родину, кто помнит о силе родниковой воды из рассказов первых жителей села. Однажды выпив глоток целебной водички, снова и снова хочется вернуться к нему…
Народ назвал родник Криничкой, он располагается вдоль берега реки Жыланды, вблизи села Новосельское. Вода в нем мягкая и вкусная. Летом — холодная, зимой теплая. Родник очень редко замерзал зимой. Издавна жители села ходили к роднику за водой с ведрами на коромысле. Обнаружили родник первые поселенцы села Новосельское. Они расчистили место вокруг него, обложили его камнями. Затем укрепили и благоустроили с помощью бетонных колец. Новосельцы бережно хранили и с большой любовью ухаживали за природным источником. После половодья выходили всем селом к роднику, чтобы очистить его от весеннего мусора. Летом холодную воду возили в поле работающим колхозникам, а позднее механизаторам совхоза «Новосельский». В 70-80-е годы, когда в селе появились водопроводные трубы, люди перестали ходить к роднику. Но природный источник продолжал свое существование, несмотря на то, что люди предали его забвению. В тяжелые годы экономического кризиса, когда жители села остались без света и воды, новосельцы вспомнили о роднике Криничка, его благотворной и живительной воде. Трактором очистили все вокруг, снова привели его в порядок. Сельчане теперь не забывают, стараются благоустроить местность вокруг. К нему народная тропа больше не зарастет.
Сакральные места нельзя предавать забвению, в них кроется историческая память народа, это его достояние, которое необходимо сохранить и передать грядущему поколению, дабы не исчезла «времен связующая нить».
Куляш МАРТАМ, собкор «АП».
Атбасарский район.