Орнамент народных традиций

В праздничной атмосфере добра и обновления природы в республиканском учебно-оздоровительном центре «Балдаурен» проходит четвертая смена — этнокультурный проект «Орнамент народных традиций». Огромное количество интересных и познавательных мероприятий — участникам некогда скучать.

Очень доброжелательная обстановка, которую создали педагоги центра, дает возможность полностью раскрыть свои творческие способности юным талантам страны, окунуться в мир культуры и искусства, обычаев и традиций. Дети все время вовлечены в активную деятельность.

Особенно интересной для ребят получилась экскурсия в этнографический музей — казахскую юрту. Участники смены получили возможность поближе познакомиться с древним жилищем кочевого народа. Ребята обратили пристальное внимание на важные особенности интерьера юрты — все вещи находятся на виду, каждая из них служит предметом убранства жилища. Изделия украшены национальным орнаментом, истоки которого, поданным археологических исследований, уходят в глубокую древность.

Войдя в юрту, человек попадает в неповторимый мир орнамента. Пол застилается коврами, текеметами, керпеше — ватными одеялами для сидения, на которые разбрасывают жержастық — подушки жесткие, а когда приходят наиболее почетные гости — еще и құсжастық, көпшік — подушки мягкие, набитые перьями. На стене — разноцветные ковры.

Казахские узоры имеют конкретное значение и отражают художественное видение окружающего мира. С давних времен орнаменты считались оберегами, которые защищали людей от злых сил, приносили счастье. Ими украшали одежду, ювелирные изделия, жилища, посуду, ковры. Некоторая символика сохранилась до наших дней в неизменном виде.

Существует множество узоров, каждый из которых дает сотни производных. Известны лишь предпочтения древних казахов в нанесении тех или иных рисунков на предметы, в то время как их точная смысловая интерпретация утеряна. Прямолинейные простые символы использовались для создания сложных композиций. До наших дней они дошли в виде росписи на тканях и предметах быта. Это часть преданий и культурного наследия.

«Балдак» напоминает перевернутую ручку костыля. Применяли при росписи войлока.  Отождествляется с балдаком — подставкой под руку в виде рогатки, которую использовали во время соколиной охоты.

«Балта» в форме буквы «Г» и отождествляется с топором. «Мор» — это равносторонний казахский орнамент, символизирующий стороны света. «Канка» напоминает хребет животного. Использовался для украшения вязаных вещей и предметов обихода.

Наблюдая за явлениями природы, тотемными животными и звездным небом, казахский народ создал сотни орнаментов. Они отождествляли неведомые силы, загадочные и повседневные явления.

Зооморфные — результат созерцания поведения животных. Лошади, верблюды, соколы и бараны оживали в узорах. В дальнейшем воспроизводились отдельные части тела животных: крылья, головы, рога, горбы. В каждом орнаменте можно угадать определенную смысловую отсылку.

Растения служили пищей и лекарством. Недаром растительности уделялось такое внимание в древнем мире. Цветы, листья, соцветия и плоды послужили основой для создания орнаментов необычайной красоты. Это легкие казахские орнаменты. Встретить их можно на вышивках, росписи бытовой утвари и сбруи.

Смотря на небо, казахи зарисовывали увиденное. Так появились космогонические орнаменты. На одних — звезды и луна, на других — некоторые природные явления. Как и большинство древних народов, казахи обожествляли небо.

Безупречная геометрия правильных форм привлекала людей. Они запечатлели ее в этнических мотивах, дошедших до наших дней. Такими орнаментами украшали предметы быта и интерьера, сбрую, украшения и одежду. На основе геометрических форм составляли усложненные схемы.

Казахские национальные орнаменты символизировали защиту от темных сил, приносили удачу в скотоводстве и хозяйственной деятельности. Сегодня орнаменты встречаются в одежде, используются в оберегах, украшениях, интерьерах и аксессуарах. Это часть истории казахского народа, дань его обычаям и традициям. Даже через столетия эта символика не утратит своей актуальности, потому что в ней — культурная самобытность казахского народа.

Гулия БАЙБАСУНОВА,
методист научно-методического отдела РУОЦ «Балдаурен».

г. Щучинск.

Читайте также