Об изменениях в законодательстве о государственных закупках

Приказом министра финансов Республики Казахстан от 22 декабря 2017 года № 739 внесены изменения в Правила осуществления государственных закупок, которые вступили в законную силу с 1 января 2018 года.

В связи с внесением изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам таможенного регулирования внесены изменения на 1 января 2018 года и в Закон Республики Казахстан «О государственных закупках».

Так, пункт 21 статьи 43 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» изложен в новой редакции: «Договор о государственных закупках должен содержать условия уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов в соответствии с требованиями налогового законодательства Республики Казахстан, таможенного законодательства Евразийского экономического союза и (или) Республики Казахстан».

Эта норма в старой редакции содержала ссылку на таможенное законодательство Таможенного союза, которая теперь заменена на ссылку на таможенное законодательство Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Много изменений внесены в Правила осуществления государственных закупок, утвержденных приказом министра финансов Республики Казахстан от 11.12.2016 года № 648, который является подзаконным актом. Эти изменения уточняют и дополняют существующие нормы, при этом есть и существенные изменения.

Внесены дополнения в части планирования. Согласно пункту 13 Правил «Заказчики, в соответствии с пунктом 4 статьи 5 закона, вносят изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок не более одного раза в месяц.

Требование части первой настоящего пункта не распространяется на случаи:

1) осуществления государственных закупок государственными предприятиями, юридическими лицами, более пятидесяти процентов голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилированными сними юридическими лицами;

2)  исполнения предписаний, уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, в том числе по результатам камерального контроля;

3) осуществления государственных закупок при уточнении (корректировке) соответствующего бюджета в соответствии с законодательством Республики Казахстан».

Это значит, что заказчики (кроме государственных учреждений) при необходимости могут вносить изменения в план более одного раза в месяц. Более одного раза можно вносить изменения в план всем заказчикам (без исключения) только после проверки камеральным контролем и при изменении годового бюджета.

Изменения коснулись и закупок способом запроса ценовых предложений. При разработке технической спецификации заказчики могут разработать техническую спецификацию с указанием национальных стандартов Республики Казахстан (при его наличии). Старая редакция предусматривала в технической спецификации указание и неправительственных стандартов.

Существенные изменения внесены в организацию и проведение конкурса.

В пункте 60 Правил уточнены формулировки определения председателя конкурсной комиссии. Согласно внесенным изменениям, в случаях, предусмотренных Правилами, председателем конкурсной комиссии является должностное лицо не ниже первого руководителя организатора, заказчика, либо лиц, исполняющих их обязанности.

По квалификационным требованиям, предъявляемым к потенциальным поставщикам, пункт 85-1 Правил изложен в новой редакции: «Материальные и трудовые ресурсы, необходимые заказчику для исполнения обязательств по договору, указываются в технической спецификации, являющейся неотъемлемой частью конкурсной документации.

При осуществлении государственных закупок работ по строительству (новое строительство, расширение, техническое перевооружение, модернизация, реконструкция, реставрация и капитальный ремонт существующих объектов), разработке технико-экономического обоснования, про-ектно-сметной документации и градостроительных проектов документом, подтверждающим обладание потенциальным поставщиком материальными и трудовыми ресурсами, является соответствующее разрешение (лицензия), выданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях».

Таким образом, при проведении конкурсов на строительные работы, а также конкурсов по разработке технико-экономического обоснования, проектно-сметной документации и градостроительных проектов потенциальным поставщикам не нужно подтверждать свою квалификацию наличием определенных материальных и трудовых ресурсов. Соответствие этим квалификационным требованиям подтверждается наличием соответствующей лицензии.

Изменения коснулись и в части присвоения условных скидок. Из пункта 156 Правил исключено условие присвоения условной скидки за наличие документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров неправительственным стандартам. Теперь при наличии у потенциального поставщика документа о добровольном подтверждении соответствия предлагаемых товаров национальным стандартам Республики Казахстан, выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования, конкурсная комиссия присваивает условную скидку в размере двух процентов (2 %).

Существенным изменением является изменение критериев для установления опыта работы как квалификационного требования.

Пунктом 442 Правил изменены критерии, при которых наличие опыта работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг потенциального поставщика может быть установлено в конкурсной (аукционной) документации, как квалификационное требование к потенциальным поставщикам.

Если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 50 000 МРП (пятидесятитысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год), то опыт работы может быть установлен до двух лет. Если выделенная сумма на осуществление государственных закупок способом конкурса (аукциона) превышает 200000 МРП (двухсоттысячекратный размер месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год), то опыт работы может быть установлен до пяти лет. В старой редакции было 100 000 и 250 000 МРП соответственно.

Введена новая норма определения демпинга при проведении конкурса по текущему ремонту. Правила дополнены пунктом 174-1, согласно которому цена заявки на участие в конкурсе потенциального поставщика на работы по текущему ремонту и работы, не связанные со строительством, признается демпинговой в случае, если она ниже цены, выделенной на конкурс, более чем на 40 процентов.

Существенные изменения произошли в порядке осуществления государственных закупок услуг государственного социального заказа.

Пунктами 233, 234, 237 и 240 Правил уточнены требования по допуску потенциальных поставщиков к конкурсу при закупках государственного социального заказа.

Так, пунктом 233 Правил изменены критерии для оценки технических спецификаций, представленных потенциальными поставщиками:

1) соответствие предлагаемого потенциальным поставщиком проекта требованиям технической спецификации Заказчика;

2)  соответствие цели деятельности потенциального поставщика (в соответствии с учредительными документами) закупаемым услугам Заказчика;

3)  соответствие детального Плана мероприятий достижению целей, поставленных Заказчиком (наименование и форма мероприятий, место и сроки проведения);

4) сведения о нахождении потенциального поставщика в «Базе данных неправительственных организаций»;

5)  наличие опыта работы потенциального поставщика;

6)  наличие индикаторов по оценке эффективности результатов реализации проекта.

И в случае, если конкурсные заявки потенциальных поставщиков набрали менее 1 балла по критериям, указанным в подпунктах 1), 2) и 3) пункта 233 Правил, то такие потенциальные поставщики не допускаются к участию в конкурсе, независимо от общего количества набранных баллов.

Пунктом 237 Правил понижен критерий допуска к конкурсу: потенциальный поставщик, техническая спецификация которого имеет итоговую оценку менее 8 баллов (в старой редакции — 11 баллов), не допускается кучастию в конкурсе.

В соответствии с пунктом 240 Правил понижены и условные скидки для потенциальных поставщиков, допущенных к конкурсу:

«1) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет от 10 до 15 баллов включительно, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 10%;

2) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет от 16 до 20 баллов включительно, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 20 %;

3) если итоговая оценка технической спецификации потенциального поставщика составляет свыше 20 баллов, то конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика условно уменьшается на 30 %».

Внесены изменения при проведении закупок единым организатором. В частности, изменено лицо, принимающее решение о создании экспертной комиссии. Так, согласно пункту 274 Правил в новой редакции, таким лицом определен первый руководитель заказчика, либо лицо, исполняющее его обязанности, либо ответственный секретарь или иное осуществляющее полномочия ответственного секретаря должностное лицо. В старой редакции такими полномочиями обладал первый руководитель, либо лицо, заменяющее организатора, либо ответственный секретарь или иное осуществляющее полномочия ответственного секретаря должностное лицо.

Изменения коснулись сроков заключения договора. Пункт 391 Правил уточняет норму по срокам подписания договора поставщиком, занявшим второе место, и дополнен абзацем следующего содержания: «Если потенциальный поставщик, определенный победителем по государственным

закупкам работ и услуг, в отношении которых применяется демпинговая цена, не внес обеспечение исполнения договора и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона (при наличии) в установленные законом и настоящими Правилами сроки, заказчик в течение двух рабочих дней со дня уклонения победителя от заключения договора направляет потенциальному поставщику, занявшему второе место, проект договора, удостоверенный электронной цифровой подписью посредством веб-портала. Проект договора, в соответствии с пунктом 7 статьи 43 Закона удостоверяется потенциальным поставщиком, занявшим второе место посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня представления ему проекта договора».

Другими словами, в тех конкурсах, где цена определяется с учетом демпинга, сроки подписания договора определяются следующим образом: если победитель конкурса после подписания договора не внес обеспечение исполнения договора и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона (при наличии)в течение 10 рабочих дней, то поставщик признается уклонившимся от заключения договора, договор считается неподписанным, и организатор направляет проект договора поставщику, занявшему второе место.

Переработано приложение 5 к конкурсной документации «Сведения о квалификации».

Пункт 3 приложения 5 изменен с формулировкой: «Потенциальный поставщик указывает сведения о наличии материальных ресурсов, предусмотренных конкурсной документацией, необходимых для выполнения работ с приложением электронных копий подтверждающих документов».

Введен пункт 5 приложения 5: «Сведения о наличии соответствующего разрешения (лицензии), выданного в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях, с приложением электронных копий разрешений (лицензий) в случаях отсутствия сведений о них в информационных системах государственных органов».

Внесены соответствующие изменения по предоставляемым услугам в приложение 6 «Сведения о квалификации».

Изменено приложение 12 к конкурсной документации «Критерии оценки представленных потенциальными поставщиками технических спецификаций».

В приложениях 19,20,21 уточнено, что если заказчик не выплачивает поставщику причитающиеся ему средства в сроки, указанные в договоре, то заказчик выплачивает поставщику неустойку (пеню) по задержанным платежам в размере 0,1% от причитающейся суммы за каждый день просрочки. Эти платежи осуществляются всегда, за исключением случаев секвестра и (или) недостаточности денег на контрольном счете наличности соответствующих бюджетов (и -добавлено в новой редакции — на расчетном счете государственного предприятия, юридического лица, пятьдесят и более процентов голосующих акций которых принадлежат государству).

В приложения 22-1, 22-2 и 22-3 внесены изменения, касающиеся даты электронных актов. До внесения изменений датой составления электронного акта являлась фиксированная дата составления акта поставщиком, в настоящее время фиксируется дата и время подписания акта заказчиком.

Нурлан БЕКЕНОВ,
руководитель управления по государственным закупкам и коммунальной собственности Акмолинской области.

В статье использовались информационные материалы с электронного портала «МЦФЭР-Казахстан»

Читайте также