Праздник единения и доброты

У казахского народа есть наполненные глубоким смыслом слова: «Не позволяй иссякнуть роднику!». Смысл их напрямую относится к тому, что мы связываем с праздником Наурыз.

Родник, который мы обязаны сберечь, — это и родная природа, и высокое духовное начало в человеке, и его вера в собственные силы, и сознание своей ответственности за происходящее в жизни, и чувство дружбы между людьми. С обретением Казахстаном независимости, мы празднуем Наурыз — вечный праздник единения природы и человека, взаимопонимания и дружбы между народами. Официальное признание он приобрел 15 марта 1991 года, когда Президент страны Нурсултан Назарбаев своим Указом объявил день весеннего равноденствия праздником весны — Наурыз мейрамы. С 2001 года Наурыз объявлен государственным праздником, а с 2009 года он отмечается 3 дня подряд, начиная с 21 марта.

Весенний праздник Наурыз (первоначально и закономерно только как торжество земледельцев юга) в казахской степи прижился неслучайно.

В наши дни Наурыз стал всенародным праздником радости, счастья, мира, доброты, милосердия, мечты и надежд на лучшее. Его с удовольствием отмечают народы Казахстана независимо от их национальностей и вероисповедания. А вот интересные факты:

Наурыз отмечается целый месяц с 22 марта по 21 — 22 апреля. На западе Казахстана — в Мангистауской и Атырауской областях, празднование Наурыза начинается с 14 марта, и называется «амал», традиционным элементом которого является обряд «көрісу», когда все должны приветствовать друг друга рукопожатиями обеих рук, и произнося «Жыл құтты болсын!» (С Новым годом!).

А еще празднование Наурыза не связано с религией. Его точная история не известна, но он определенно имеет доисламское происхождение. Праздник имеет языческие и зороастрийские корни.

Раньше праздник начинался традиционной встречей рассвета, связанного со старинным ритуалом — «Если увидишь родник — расчищай его исток».

Детей, рожденных в этот месяц, принято было называть именами, производными от слова «Наурыз», например, мальчиков — Наурызбай или Наурызбек, а девочек — Наурыз или Наурызгуль.

Если в этот день выпадал снег, то это считалось добрым знаком. Даже девичью красоту в казахских легендах сравнивают с белым снегом Наурыза, поскольку в марте месяце обычно идет мягкий, пушистый снег с особенной белизной.

Из стран постсоветского пространства Наурыз празднуют в Азербайджане, Туркменистане, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Узбекистане. Из стран дальнего зарубежья — в Афганистане и Иране.

В Казахстане Наурыз не праздновался всенародно с 1926 года по 1988 год.

Традиционное блюдо праздника наурыз коже состоит из семи компонентов. Эта цифра заключает в себе 7 дней недели — временные единицы бесконечности Вселенной: напротив аксакала (белобородый, старик) должны быть поставлены 7 чаш с наурыз коже. Каждый должен посетить 7 домов и пригласить 7 гостей.

В Узбекистане, например, на Наурыз готовят традиционное блюдо «сумалак». Это блюдо должно состоять из 7, преимущественно растительных, ингредиентов.

Слово Наурыз в казахском языке имеет несколько значений: название первого дня Нового года; первого месяца каждого года животного цикла, праздника Нового года, угощений, приносимых в этот праздник, например, наурыз коже, жанра стихов и песен. По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется ночь счастья. Древние тюрки, предки казахов, к началу этого праздника также одевались в новые одежды, белые рубашки и платья, подправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Существует казахское выражение «одежда, словно белый снег Наурыза».

Когда Новый год в ночь счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: одна лучина не станет светом. Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла. Поэтому накануне праздника люди наводили идеальную чистоту и порядок в доме. Они наполняли всю пустую посуду продуктами и водой из священного источника, веря, что если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.

Существует также немало ритуалов праздника, направленных на единение и чистоту. Например, в этот день молодые девушки готовят для парней специальные угощения, а парни в свою очередь дарят девушкам зеркала, гребенки, ароматные жидкости, символизирующие чистоту, молодость, красоту. Праздник Наурыз символизирует равенство людей, свободу и демократию: в этот день даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается. Молодые стараются больше общаться с многоопытными в жизненных делах старшими.

В полдень, на установленном месте у селения, резали быка и варили из его мяса блюдо бель-котерер, что означает «выпрямляющий стан», поскольку бык считался одним из самых сильных животных, и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры айкыш-уйкыш, что в переводе означает навстречу друг другу, и аударыспак, во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины — аксакалы — дарят обществу слова благословения. Они специально готовятся, чтобы их слова западали в души людей, и они надолго запомнили их. Эти добрые пожелания традиционно заканчиваются древними словами: Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много света! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас! День заканчивался айтысом, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

По народному календарю казахов до революции 1917 года Наурыз праздновался как Новый год. Эта традиция существовала до 1926 года. Во время религиозных гонений в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая считала его религиозным праздником.

Наурыз — вечный праздник единства природы и человека. Он установлен не людьми, не политическими или религиозными деятелями, партиями или властями, а изначально дан человеку и определен самой Природой и отражает взаимоотношение и суть Матери Природы и человека как ее дитя. Он в представлении казахов — Праздник праздников. Он не подвержен изменениям политики, идеологии, расовых, религиозных и других представлений, разъединяющих человечество.

Вполне возможно, что когда жители нашего общего дома планеты Земля поймут изначальную истину о том, что все люди — прежде всего дети единой Матери Природы, этот праздник станет всеобщим.

Подготовила Гульбаршин САЛЫК,
краевед, член Союза журналистов Республики Казахстан.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Читайте также