Завершена вторая, международная часть комплексной военно-патриотической экспедиции «АКМОЛИАДА», проведенная по проекту «Ветер Азии» в рамках программы «Рухани жаңғыру».
(Казахстанская команда: Александр Казаченко — руководитель ВПК «ЭДЕЛЬВЕЙС» Аккольской средней школы № 4 и Виктор Шачнев -участник экспедиции, студент АТК-10 г. Акколя).
Международные экспедиции приносят несравнимо больше хлопот в плане организации, нежели их местные аналоги. И нынешняя не стала исключением. Она была запланирована в республике Узбекистан, где казахстанская команда должна была объединиться с узбекскими коллегами из экстремалов «Юлдуз йоллари». И в объединенном составе совершить переход по участку пустыни Кызылкум (Зарафшан-Учкудук). Как выяснилось, гладко было на бумаге… С самого начала все шло успешно: приехали, прошли границу, встретили коллег, утвердили маршрут и даже вышли в г. Зарафшан на маршрут. Вот тут и началось. Погода с +15 за ночь поменялась на -12, поднялся ветер. С маршрута обе команды сняли местные силовики, доставили в участок, досмотрели, разъяснили (вежливо) и отпустили! Как оказалось, в г. Учкудук, конечный пункт, ходить нельзя (про него можно только петь). И обе команды развернули и отправили обратно. Погоревали, поехали на запасной маршрут в г. Самарканд. Самарканд — это волшебный город: в нем, ничего не объясняя, чудесным образом «растворились» наши коллеги вместе с картами и частью необходимого груза. Телефоны они выключили. Один все же отважился, «воскрес» на минуту, сообщив, что они не пойдут, так как «сильно холодно» и снова отключил телефон.
Немного изучив колоритную местную публику, таким вещам со временем перестаешь удивляться.
Вот так закончилась международная составляющая этого чудесного мероприятия. В славном городе Самарканде, призвав (очень дорогой) местный интернет на помощь, сами стали разрабатывать маршрут, докупили необходимое и поехали в населенный пункт Чандыр, где собирались стартовать.
Стартовали рано утром. В дороге ничего особенного, первый день прошел нормально. Ветер, как назло, не прекращался, но песок не поднимал, что тоже было хорошо. По рассказам местных старожилов такая погода (-12 с ветром) случается один раз в 10 лет и всего на 5-6 дней, и надо же, как подарок, досталась она именно нам!
Что можно рассказать о пустыне? Многое можно рассказать. Если кто-то думает, что это мертвые и безжизненные пески, то это не так. «Наша» пустыня началась, как красные барханы, поросшие саксаулом, плавно перешла в низинные солонцы, далее участок безжизненной глины. И под конец пути превратилась в мелкий доломитовый щебень. Животный мир также обширен. Не буду перечислять всех, но даже в такой холод жизнь не останавливается: бегают зайцы, очень много птиц, и даже однажды видели стадо джейранов. Можно представить себе, кто повыползает из нор, когда станет тепло!
Ночевали в палатке, практика отработанная. Все ползучие и ядовитые мирно спали в норках или просто замерзли и нам не досаждали. В небе светила луна, почему-то синеватого цвета, за барханами надоедливо выло какое-то существо. В сердцах мы обозвали его «каким-то шакалом» и угадали: это был он. Когда шакал перестал выть, мы обрадовались и уснули. Он тоже обрадовался: и пока мы спали, сожрал у нас часть галет, растащил консервы и зачем-то погрыз штатив. Консервы потом собрали и больше за палаткой не оставляли. Единственный раз за все время наших путешествий у нас было сбалансированное и правильное питание. А помогли нам в этом наши военные. Узнав об экспедиции, они тоже приняли активное участие, поддержав нас, дали в дорогу армейский «сухпай», военные компасы и прочее оборудование. В дороге мы сбросили небольшую часть воды, холодно, так много не было нужно, да и лишний груз. Вода, кстати, благополучно замерзла. Мы колотили бутылки друг о дружку и ледяную крошку просто ели, лень было доставать газовую горелку. Так прошли два дня без приключений. На третий посреди огромной пустыни мы вдруг уперлись в металлическую сетку, изгородь, тянувшуюся от горизонта до горизонта. Этого не обозначалось ни на одной знакомой нам карте.
Мы, конечно, сообразили, что это заповедник или нацпарк, перелезли через сетку и пошли дальше. Ущерба экосистеме наносить не собирались, а по сему встречи с егерями не особо пугались. Посещала мысль: «Не разводят ли здесь тигров?» Нет, тигров, видимо, не разводили. Как выяснилось позднее, это был «Экопарк Джейран». Через 20 км осилили вторую сетку, и на горизонте появились доломитовые горы. Это означало, что мы идем точно не в сторону Афганистана. Выкинули большую и самую тяжелую часть воды, она больше не была нужна. Через 4 часа услышали шум, это была автотрасса, а еще через час на горизонте показались дома, это был Когон, пригород Бухары.
Вот так и закончился переход Чандыр -Бухара (152 км) по пустыне Кызылкум. Прошли маршрут без приключений, в определенном темпе и даже как-то скучно.
Скуку развеяла экскурсия по древней Бухаре. Хотя времени у нас оставалось мало, мы все же побродили по узким улочкам и историческим площадям и даже нашли гида, которым стал местный иранец. Он провел настолько информативную экскурсию, что под конец мы полностью изучили историю Бухары от сотворения ее до ныне, путаясь в падишахах и эмирах. Хороший город, любителям истории стоит в нем побывать. А после была экскурсия на восточный базар и дальше домой. Так закончилась вторая экспедиция из серии «Ветер Азии». Все, что задумали, мы осуществили. Огромная благодарность нашим спонсорам, особая благодарность военным и всем, кто не дал сорваться проекту и благодаря кому он был успешно доведен до своего логического завершения!
Александр КАЗАЧЕНКО.
Переход Чандыр — Бухара.
Фото предоставлено автором.