Знакомство с историей родного края у многих буландынцев начинается с этого красивейшего комплекса, установленного в селе Вознесенка в честь знаменитого земляка, о котором до сих пор слагают легенды, Балуана Шолака.
Нурмаганбет Баймырзаулы — Балуан Шолак (1864-1919 гг.) — казахский народный композитор, певец, мастер верховой езды, прославленный борец, непобедимый силач. Так пишет о нем энциклопедия.
Как это часто бывает, настоящее имя — Нурмаганбет, очень скоро, еще в молодом возрасте, народная молва заменила на Балуан Шолак — беспалый борец. У людей вызывали восхищение небывалая сила джигита и сильная воля, не сломившая его перед превратностями судьбы. Ведь он не имел пальцев правой руки, отморозив их в детстве. Несмотря на это, парень упорно занимался борьбой, побеждая самых сильных балуанов Великой степи. А когда он еще и проявил себя как талантливейший акын, мастерство которого отмечали самые большие знатоки, слава его стала, как еще говорят, бежать впереди него. Не было человека, который бы не знал об этом удивительном самородке, которого взрастила богатая талантами кокшетауская земля.
Корни его родословной начинались далеко от этих мест и происходили из рода самбет, племени дулат Старшего жуза. Но так как предки его еще в давние времена переселились в степи Сарыарки, потому вся жизнь прошла на кокшетауской земле, среди родов атыгай и карауыл. Отец Баймырза был мастером по дереву. Незаурядными творческими способностями обладала и мать, Калампыр, к тому же очень сильная и трудолюбивая женщина.
Как отмечает собиратель материалов и устных рассказов о знаменитом земляке, местный краевед Ермек Каратаев, с 14 лет Нурмаганбет начал заниматься борьбой. Он был очень силен также в джигитовке, показывал настоящие цирковые трюки — на скаку стоял на лошади, кружился в седле, без поводьев на ходу, мог опуститься под брюхо коню. На зрелищах, проходивших в Кокшетау, поражал всех, поднимая тяжести в 51 пуд (830 кг). В 1899 году, в свои 35 лет, Балуан Шолак принял вызов известного борца Ивана Кореньи и одержал победу, но был настолько силен, что во время поединка сломал сопернику ребро.
А еще он с детства приобщился к искусству, пел, играл на домбре. Женился на девушке по имени Ганикей. Разъезжал по аулам, собирал вокруг себя одаренную молодежь, с которой устраивал песенные состязания по традициям серэ, демонстрируя перед народом свое искусство. Отличный исполнитель стал еще и самым большим пропагандистом песен Биржан сала и Акана серэ, которых считал своими наставниками. Продолжая их песенные традиции, сам сочинял музыку, достигнув больших успехов, как композитор внес заметный вклад в развитие казахского песенного искусства.
Народный любимец объездил Кокшетау, Караоткель, Баян-Аул, Прииртышье, Сарысу, распространяя лучшие музыкальные произведения Сарыарки в Семиречье, знакомил слушателей со своим творчеством. Его известные песни — «Ащылы-Айырық», «Балуан Шолақ», «Дікілдек», «Көкшетау», «Қосалқа», «Қос барабан», «Желдірме», «Құлан кісінес», «Талды-Куль», «Қос перне», «Кенже қоңыр», несколько вариантов «Сарын». Особой популярностью в народе пользовалась песня «Ғалия», воспевающая мир, о светлых чувствах и любви, а также «Сентябрь» — героическая песня с характерной мелодией. Пропагандистами творчества Балуана Шолака стали популярные исполнители Ж.Елебеков, М. Кошкимбаев, М.Тырбаев, Ж.Карменов, К. Байбосынов и др. Известный исследователь казахской народной музыки А.В. Затаевич записал несколько песен Балуана Шолака в исполнении народных певцов и включил их в сборники «1000 песен казахского народа» и «500 казахских песен и кюев».
Многогранный талант сделал нашего знаменитого земляка любимцем народа. Прославленному борцу, певцу и композитору из Сарыарки Балуану Шолаку Баймырзаулы установлен в его родном крае культовый комплекс, к которому поистине народная тропа не зарастет никогда. Сакральная география Буландынского района начинается отсюда.
Александра МЯКОТА,
по материалам «Центра по охране и использованию историко-культурного наследия».
Фото предоставлено автором.