Вопросы инклюзивного образования в дошкольной образовательной системе обсудили за круглым столом, организованным Казахстанской ассоциацией дошкольных организаций (КАДО) и Республиканской ассоциацией «Асыл бала» при поддержке НПП «Атамекен».
На сегодняшний день дети с ограниченными возможностями в развитии могут получить образование не только в специальных закрытых интернатах, но и посещая обычные детсады и общеобразовательные школы. Такое направление, как часть общей системы, и носит название -инклюзивное образование.
— Сегодня в этом направлении сделано немало. Однако по-прежнему не хватает педагогов, уровень подготовки которых в целом должен оставаться высоким. Понятно, что не так быстро поломать систему, но переоценку нужно произвести самому обществу. Чем быстрее мы перейдем к инклюзиву, причем не только в детсадах, школах, но и в высших учебных заведениях, тем лучше. Возможно, в частной среде этот вопрос будет решаться быстрее. Большое спасибо «Атамекен» за поднятие этой актуальной проблемы», — говорила депутат Мажилиса Парламента РК, уполномоченный по правам ребенка в Казахстане Загипа Балиева.
Буквально 12 декабря 2017 года отдельный раздел, посвященный проблеме инклюзивного образования, по словам члена Комитета социально-культурного развития Мажилиса Натальи Жумадильдаевой, был вынесен на расширенное заседание в Парламенте.
— При том, что в целом в системе образования необходимо порядка 92% охвата инклюзивом, в школьной системе он составляет 80 %. Это дети, которые находятся на дому, в специальных учреждениях. Мы все понимаем, что инклюзив — это доступная среда. Между тем для людей с особыми потребностями не предусмотрены элементарные удобства, нет гигиенических комнат, уборных, не везде есть пандусы», — отметила мажилисвумен.
Несмотря на создание в стране специализированных центров, открытие детских садов с инклюзивным образованием, коррекционных кабинетов, вопрос интеграции детей с особенными потребностями в общество остается открытым. Обсуждая проблему, участники прений говорили о недостатке материально-технической базы, специальных приспособлений, дефиците педагогов, тьюторов (наставников), учебно-методической литературы.
-Вся нормативно-правовая база у нас есть, но нет резервов. Существенную поддержку могла бы оказать предпринимательская общественность, — добавила руководитель управления образования МОН РК Айгерим Кудеринова.
Талгат Доскенов, председатель Комитета социальной сферы и социального партнерства президиума НПП РК «Атамекен», председатель Казахстанской ассоциации предпринимателей напомнил о реестре социальных проблем, созданном в рамках акции «Атамекенім». По его мнению, предприниматели могли бы оказать предметную, конкретную помощь людям с ограниченными возможностями, нужно просто попросить их об этом.
Резюмировала итоги встречи Загипа Балиева, отметив, что Министерству образования и науки необходимо разработать специальную инструкцию для участников системы инклюзивного образования.
-Тогда, допустим, предприниматель, желающий оказать помощь, будет знать, сколько конкретно ему нужно произвести (поставить) необходимого оборудования. Как построить, на сколько и каких детей, к примеру, с ДЦП, «солнечных детей», «детей дождя». Нужна отдельная методика. В стране свыше 7 тысяч школ, вам необходимо изучить, сколько детей, в каком регионе, с какими заболеваниями находятся на учете, — подчеркнула Загипа Балиева.
Напомним, одной из задач госпрограммы развития образования Казахстана является совершенствование системы инклюзивного обучения. В рамках этой программы до 2020 года доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии, должна составить 50%.
Виктор АКАШИН.