Чествовали
По доброй заводской традиции
На чествование во Дворец культуры «Кокшетау» тынысовцы пригласили своих ветеранов, тех, кто многие годы отдал заводу. В эти дни АО «Тыныс», как и другие предприятия, организации отдает дань уважения представителям старшего поколения.
«В нашем быстро меняющемся мире ветераны продолжают играть решающую роль в обществе — передают трудовой опыт и знания, помогают молодежи в сохранении семейных ценностей, поэтому они по-прежнему в строю», — обращался к виновникам торжества генеральный директор АО «Тыныс» Кайрат Калманбаев. Он отметил, что коллектив завода не забывает старейших работников не только в дни месячника поддержки пожилых и инвалидов. На сегодняшний день на учете в первичной ветеранской организации АО состоит почти 700 пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. Также ветеранов поздравили заместитель гендиректора Анвар Султангареев, председатель совета ветеранов завода Валентина Каплина. Никто на празднике не остался без внимания — каждый приглашенный получил денежный конверт, для них со сцены звучали прекрасные песни. Обрадованные встречей гости обменивались приветствиями, поздравлениями, в приподнятом настроении ветераны расходились по своим домам.
Наши ветераны радуются, глядя, как на заводе растет хорошая смена. Более 200 человек в коллективе — это работники до 35 лет. Совсем недавно на руководящие должности назначены молодые перспективные специалисты — начальник конструкторского бюро Сергей Юдин, начальник ОГТ Александр Шаврин, начальник ОМТС — Максим Судник. Традиционно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди рабочих ведущих профессий — токарей, слесарей, фрезеровщиков. Лучшие награждаются денежными премиями. Среди них Руслан Гилязутдинов — победитель в номинации «Лучший молодой слесарь». Руслан -один из представителей большой заводской трудовой династии Гилязутдиновых. Лучшим молодым токарем признан Евгений Жирнов, лучшим молодым фрезеровщиком — Федор Цалковский. К слову, молодежь принимает активное участие в спортивных мероприятиях по волейболу, мини-футболу не только на предприятии, но и на городских и региональных соревнованиях и показывают достойные результаты.
Отрадно, что в нашем коллективе сохраняются лучшие традиции, рождаются новые. Например, торжественные проводы на заслуженный отдых, поощрение в связи с юбилейными датами, празднование Дня машиностроителя и Дня труда, который не так давно был инициирован Главой нашего государства. А самое главное, что завод стабильно работает, люди своевременно получают достойную заработную плату, поэтому верится, что у нас большое будущее.
Надежда БАЙМЕНОВА,
председатель профкома АО «Тыныс».
Гостиная «АП»
Проблемы инвалидов: взгляд изнутри
Выступления руководителя ОФ «Центр реабилитации инвалидов «Шанс» Василия Шиманского всегда очень лаконичны и конструктивны. Завершается каждое из них конкретным предложением по решению конкретных проблем.
К его мнению прислушиваются на заседаниях Координационного совета в области защиты прав инвалидов и Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты населения РК, членом которых он является.
Сегодня Василий Шиманский — гость нашей газеты.
— «Ты помнишь, как все начиналось. Все было впервые и вновь…», Василий Леонидович, не сомневаюсь, что эти слова одной из песен «Машины времени» Вам не просто знакомы, но и близки. Итак, с чего начинался «Шанс» и что он сегодня? И еще: социальная защищенность инвалидов в 90-е годы прошлого века, когда вы создавали организацию, и сегодня.
— Все начиналось на улице в прямом смысле этого слова. У нас не было ничего: ни помещения, ни каких-либо средств, чтобы начать свое дело, ни спонсоров. Тогда и слова такого мы не знали. Не было социальных программ, мы были предоставлены сами себе. Самое главное, что не было законов, в рамках которых могли бы действовать. И это вполне понятно, это же были самые первые годы молодого государства.
Кстати, Закон «Об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР» был принят только 11 декабря 1990 г. Через год Союза не стало со всеми его законами.
Так что собрались мы — человек десять, в руках у меня карандаш и тетрадь за 15 копеек: «Ребята, будем вымирать поодиночке или объединимся, будем работать, защищать наши права, другим помогать?».
Начали с предложений по закону. Это — самое главное. Надо было понять, что и как можно делать, а что — нет. На какие нормы опираться, на что ссылаться. И еще, если даже местная власть хотела нам помочь, то часто разводили руками: «Ребята, это будет незаконно».
Хотя, вот что интересно, все равно помогали. Благотворительных фондов не было, проблем у всех — «выше крыши», а помогали. Лишнего мы не просили, понимали, что возможностей немного. Принес в местную администрацию список особо нуждающихся, одиноко проживающих инвалидов. Мне говорят: «Денег нет, можем картошки привезти, уголь». Тогда это было весомее и надежнее, чем деньги.
Закон РК «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» появился уже в 1995 г. Он был «сырым», недоработанным, но принимать надо было. Ну, а потом все завертелось.
Не могу сказать, что сегодня защищенность инвалидов у нас, допустим, на уровне европейских стран. Но изменения — колоссальные. Хотя реальная покупательная способность наших пенсионных выплат, практически, не растет. И не только у инвалидов. Регулярное ее повышение в значительной мере «съедается» ростом цен, инфляцией. Стоимость лекарств — отдельная тема. То, что сейчас ею занялись вплотную, внушает надежды. У «спинальников» неизбежны проблемы с желудочно-кишечным трактом, мочеполовой системой… Только мы сами и члены наших семей знают, в какую сумму обходится ежедневный прием лекарств.
При этом объем социальной помощи повысился значительно: оплачиваются услуги индивидуального помощника для сопровождения, расширен перечень выдаваемых гигиенических средств, катетеры в него включили, увеличили количество памперсов, но их все-таки не хватает. Инвалидные коляски получаем, оборудование для санузлов в квартирах устанавливают по заявкам, инватакси… Одиноким инвалидам помогает социальный работник. По два-три часа дважды в неделю — мало, конечно. Но 20 лет назад мы и мечтать об этом не могли.
Реабилитационные центры для детей…
Что очень важно, социальную помощь в равном объеме получают инвалиды, независимо от того, где они проживают: в крупном городе или отдаленном селе.
Проблем, конечно, хватает. Но они решаются. Мое твердое убеждение — многие из них мы можем решить сами. ОФ «Шанс» сегодня — 20 рабочих мест с приличной заработной платой: ремонтируем коляски, занимаемся шитьем, выпускаем плитку… Практически все работники — инвалиды. Мы реализуем два крупных проекта: медицинская доврачебная помощь инвалидам, услуги инватакси. Совместно с партией «Нұр Отан» развиваем волонтерство. Молодые ребята придут — поднимут, в коляску усадят, погрузят, разгрузят…
— Во время рабочей поездки в нашу область вице-министр Министерства труда и социальной защиты населения РК Светлана Жакупова обсуждала с Вами вопрос монетизации льгот. Если это произойдет, то к чему надо быть готовым инвалидам?
— Переход к новой системе будет, и я являюсь его сторонником. Прежде всего не надо думать, что инвалиды будут на руки получать какие-то деньги. Мы сразу заявили, что делать это нельзя категорически. Далеко не у всех благополучные семьи и на что эти деньги будут истрачены — неизвестно.
Будет выдаваться социальная карта, на нее перечисляться средства, которые следует потратить за год на те же гигиенические средства, коляску… Не сделаешь этого — средства будут списаны. Накопить не удастся. Смысл планируемого нововведения в том, что человек не будет довольствоваться тем, что ему выдадут органы социальной защиты, а будет выбирать сам — какая именно, допустим, коляска, какой слуховой аппарат ему нужны.
Но пока очень много неясного. Не знаем, от какой стоимости инвалидного кресла, какого количества гигиенических средств будут отталкиваться . Не до конца ясен механизм, сейчас составляется перечень организаций, которые будут оказывать услуги. Кто и по каким принципам в него попадет?
А что мы будем делать с дальними районами? Не исключена такая ситуация: человек поехал, заплатил, а привезли не то, что заказывал. В городах проще — там сильные НПО, а в дальних аулах, кто поможет ситуацию исправить?
Надо думать, нам самим включаться в разработку механизма. На заседании общественного, координационного советов будем эти вопросы поднимать.
— Пожалуйста, как Вы оцениваете темпы создания безбарьерной среды и ее качество?
— Оценка, конечно, зависит от того, с чем сравнивать. Если с Европой, где в принципе нет такого здания, попасть в которое человеку с ограниченными физическими возможностями было бы проблематично, то ответ один, и он очевиден.
А если с тем, что было у нас 20 лет назад, то прогресс налицо. Есть конкретный пошаговый план, и он в нашей области выполняется. Но могу привести множество примеров, когда это делается «для галочки». Речь, прежде всего, идет о магазинах, парикмахерских, кафе… Часто установленные там пандусы не просто непригодны, а опасны для жизни. Особенно в слякотную и зимнюю погоду. Штрафные санкции предусмотрены, но всегда найдется множество уловок. Установят, допустим, подъемник, который быстро выходит из строя. А ведь доступная среда нужна не только инвалидам. Пожилые люди, мамы с детскими колясками нуждаются в них даже чаще, чем мы. И потом — это же условие конкурентоспособности, привлечения клиентов. Как объяснить, что это — не только человеческий, но и коммерческий интерес.
О гостиницах, отелях — разговор особый. Постоянно слышим: дороговизна отелей в Щучинско-Бурабайской курортной зоне из-за того, что они не загружены в осенне-зимний период. Но отдыхающих могло быть намного больше, если бы были условия для инвалидов. Множество наших соотечественников живут за рубежом. Мы — в контакте с ними. Ребята из России, Германии говорят: «Хотим приехать, скажите, где будет комфортно». А комфорт в данном случае заключается в том, чтобы встретили на вокзале, сопроводили, помогли выгрузить, чтобы в номерах, в ванных комнатах было необходимое оборудование, чтобы в любой магазин смог без проблем попасть…
Навыки у персонала должны быть специальные. Мы сколько раз предлагали: у вас же в любом случае люди работают, зарплату получают, давайте мы их обучим. Создайте условия,чтобы человек захотел приехать еще раз именно потому, что он себя здесь человеком чувствует. А «слухом земля полнится». Мы же все общаемся и в «реале», и в «виртуале».
— Главная проблема инвалидов сегодня?
— Сами инвалиды. Многие привыкли — «обязаны, положено, дай…». Да, положено нам сегодня немало, но надо и самим стараться что-то сделать для себя. Сколько сейчас программ -учитесь, социализируйтесь. Не хотят. Приходит молодой человек: «Дайте работу». Образование -восемь классов. Предлагаю: начни с в вечерней школы. Даже в дальнем селе можно получить образование через систему индивидуального, дистанционного обучения. Получи специальность в колледже: «Зачем?».
Нормативно-правовая база есть, руководители предприятий идут навстречу, но рассчитывать на достойную зарплату можно лишь в том случае, если работаешь наравне со всеми. От требований особого отношения к себе, от завышенных ожиданий надо отказаться. Себя нужно подготовить, что в этой организации есть такие требования и им нужно соответствовать.
И в целом отношение к инвалидам во многом зависит нас самих. Многие очень закрыты. Не умеют общаться на равных: кричат, грубят. Но продавец, допустим, не виноват в том, что нет пандуса. Сотрудник учреждения не виноват в том, что вам сложно добраться.
На уровне подсознания у многих инвалидов — чувство вины. Опять же на подсознательном уровне пытаются переложить ее на других. Не надо этого делать. Да, так произошло, ты стал инвалидом. Это надо принять, научиться жить с этим. Не надо прикрываться инвалидностью.
— Василий Леонидович, но, когда с Вами произошло несчастье, вам было 30 лет. Вы были уже состоявшимся человеком: образование, работа, семья, дети… А в случае, если человек, допустим, инвалид детства, то все гораздо сложнее.
— В этих случаях — проблема в родителях. Не надо гиперопеки. Выталкивайте ребенка в социум, к здоровым ровесникам. Сложно, трудно, но иначе нельзя.
Надо верно оценить возможности ребенка, его готовность и способность работать по профессии. Выбирая специальность без учета этого, подростка ломают. Получит профессию, на которой родители настояли, а дальше что? Оставьте выбор за ним, дайте возможность быть самостоятельным. Старайтесь сделать все, чтобы он учился в обычной школе.
Я всегда был сторонником инклюзивного образования. Учился в советской школе, слова такого мы тогда не знали. Но у нас были дети с ограниченными физическими возможностями. Никто на это и внимания не обращал, подхватим девочку, которая ходила с трудом, тащим ее за собой. Она еще и заводилой в наших играх была.
Интернаты, конечно, нужны, но это, считаю, крайний случай, когда в семье ситуация сложная. Выходит оттуда молодой человек, а в обществе, где не только инвалиды, ему очень сложно. Всегда найдутся люди, готовые помочь, но только, если ты сам хочешь этого, прилагаешь усилия.
У нас замечательная молодежь. На себе испытал, попадешь в сложную ситуацию на улице, на помощь не полицейский придет, не мои ровесники. Молодые люди никогда мимо не пройдут.
— В месячник социальной поддержки пожилых людей и инвалидов чаще, чем обычно на сайтах, в печатных СМИ появляется информация примерно такая: «Помогли инвалиду». И фотография ребенка крупным планом с планшетом в руках. Или в августе: «Собрали ребенка из малоимущей семьи в школу» и опять же его фото в школьной форме, с ранцем. Причем, солидные организации информируют об этом.
— Это отвратительно. Нельзя этого допускать. Так ломают психику семьи, психику ребенка. Он же где-то учится. Одноклассники могут реагировать по-разному. Раньше этого не было. Родительские комитеты решали, выдавали тихо, спокойно, никто это не афишировал.
Помощи стесняться не нужно, принимать ее не зазорно. Но «пиариться» на этом недопустимо. Я вовсе не считаю, что благотворительность обязательно должна быть анонимной. Если мы расскажем о добром поступке человека или о благотворительной акции — ничего плохого в этом нет. Главное — чтобы при этом человек не использовал информацию об этом для того, чтобы делать дополнительный бизнес, отчитаться в выполнении государственного социального заказа в случае с НПО или подогреть собственную гордыню: «Вот я, какой хороший, мне воздастся».
Есть множество людей, которые помогают при одном условии, чтобы об этом никто не узнал. И их все больше становится.
— Благодарим за беседу.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
Первый. Будет продолжение
Почувствуй мир. Он — твой
Первый фестиваль «Новые лица — Жаңа тулғалар» среди людей с ограниченными возможностями, прошедший во Дворце культуры «Достар» г.Кокшетау, стал настоящим праздником жизни — столько радостных эмоций получили и его участники, и судьи. Его организатором выступил областной филиал партии «Hұp Отан» в рамках реализации проекта «Кедергісіз келешек — Будущее без барьеров». Как известно, главная цель одного из важных партийных проектов — повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями, вовлечение их в активные общественные и социальные дела, в том числе помощь в трудоустройстве.
Фестиваль начался во Дворце спорта «Бурабай», где прошли спортивные соревнования по таким видам спорта, как плавание, настольный теннис и тоғыз кумалак. Мероприятие продолжилось во Дворце культуры «Достар», где разместилась выставка декоративно-прикладного искусства с ручными работами участников. На благотворительный обед в кафе «Ани» участников фестиваля пригласил председатель армянского этнокультурного центра «Бари» Норик Магломян.
А после на сцене свои таланты продемонстрировали дети и взрослые из всех районов, в том числе воспитанники школы-интерната для детей с нарушением слуха и речи №4, детского психоневрологического МСУ г. Кокшетау. Каждый из них, безусловно, обладает не только талантом, но и мужеством. Абсолютно все номера самодеятельных артистов с ограниченными возможностями завораживали зрителей и срывали заслуженные овации. Выступавшие сумели настолько выразить свою волю к творчеству, что зрители, не скрывая эмоций, долгое время аплодировали им стоя. Судьям предстоял нелегкий выбор.
Итак в списке обладателей первых мест в номинации «Декоративно-прикладное искусство» — Сергей Билялов из Енбекшильдерского района, в номинации «Вокал» его разделили Сагымбай Ботбаев из Ерейментауского и Серәлі Балтабаев из Зерендинского районов, «Инструментальное творчество» — Алибек Ахмалишев из Кокшетау, «Жестовое пение» — Асылхан Куатов из Ерейментауского района, «Хореография» — дуэт Валентины Трухиной и Людмилы Крайновой из Кокшетау. Первыми в плавании стали жители Кокшетау Владислав Томасевич и Мадина Жакина, в теннисе — Илья Парусимов из Жаркаинского и Зарина Баязитова из Целиноградского районов, в тоғыз қүмалақ — Аскар Асенов из Бурабайского района и Вероника Вибе из г. Степногорска.
Каждому участнику вручены сертификаты, победителям — дипломы, подарки и денежные призы. Первый заместитель председателя АОФ партии «Нұр Отан» Галым Бекмагамбетов вручил памятные призы активистам филиала Канату Байбурову, Валерию Чернышеву, Еркину Габбасову, благодарственные письма за оказанную спонсорскую помощь председателю ОО «Центр реабилитации инвалидов «Шанс» Василию Шиманскому, памятный подарок председателю Ассоциации инвалидов Кокшетау «Ақниет» Кымбат Досмагамбетовой. «Все участники — внутренне богатые люди, которые, несмотря на жизненные испытания, сумели преодолеть себя, показать, что они могут делать то, что восхищает. Они достойны уважения и поддержки. Самое сложное для людей с особыми потребностями — ограничение в общении. Сегодняшний фестиваль дал им возможность обрести новых друзей, открыл другие творческие грани участников фестиваля,а мы открыли для себя новые лица», — отметил он, поздравляя номинантов. И члены жюри, и сами конкурсанты, поблагодарив организаторов, выразили надежду, что фестиваль станет доброй традицией облфилиала партии «Нұр Отан».
Динара ДЮСЕНОВА,
пресс-секретарь АОФ партии «Hұp Отан».
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.