Социальная ответственность
Фотографии в соцсетях, запечатлевшие благоустройство села Гастелло тремя инициативными жителями, всколыхнули общественность. Интернет-пользователи оценили: «Вот это настоящие люди, любят порядок», «Я горжусь вами, братья!», «Неужели еще сохранились люди СССР?! В Красную книгу их нужно занести. МОЛОДЦЫ!!!», «А на нашей улице когда сделаете?»…
Прочитав эти и другие отклики, 50-летний коренной житель села Роман Каширин парировал: «Я знаю, что люди заждались перемен. Но нельзя ждать, когда кто-то приедет и сделает что-то за нее, никто за нас не обустроит наш быт…». Программное благоустройство сел осуществляется поэтапно. Когда настанет очередь этого населенного пункта, наверное, никто не скажет со стопроцентной уверенностью. Его жители и не стали томиться ожиданием — делают сегодня все, чтобы сохранить от разрушения оставшееся. Наняли мехлопату и обваловали насыпной холм, на котором воздвигнут монументальный указатель села (он, того и гляди, в один момент мог рухнуть). «Теперь хотим эту насыпь укрепить бетоном или выложить камнем, когда денег насобираем», — поясняет второй участник инициативной группы, Анатолий Бондаренко. — Сделали ямочный ремонт въездной улицы Московская, завозим щебень на проспект Юности — там в распутицу ни пройти, ни проехать. Жалко дедушек-бабушек, а также детвору, которая в школу торопится. Еще собираемся облагородить памятник Николаю Гастелло (именем летчика ВОВ названо село). Закупили материал, чтобы изготовить арку, ограничивающую въезд в центр села крупногабаритной техники». Тут я не выдержал перечислений собеседника: «И это тоже на свои деньги?». Бондаренко не удивился вопросу: «Да тут наши односельчане стали нам нарекания высказывать: раньше по колдобинам машины вразвалочку ездили, а после нашего ремонта — «летают». Надо беспредел как-то ограничивать».
Другой мой вопрос: «А асфальт для ремонта сельских улиц вы где берете?» даже рассердил инициативную группу:
— Ну, вот и Вы туда же… Никто не спрашивает, во что все это нам обходится, какими усилиями дается, но подозревают: «они где-то крадут», «навариваются». Поехали — покажем…
И показали. За околицей штатные дорожники недавно ремонтировали трассу: старый асфальт аккуратно вырезали фрезой и сбрасывали на обочину. Вот гастелловцы эти отходы производства собирали (где с помощью погрузчика, где лопатой) в кузов наемной машины, измельчали, а потом этой смесью закатывали свои рытвины. Кстати, с этой затеей неприятный инцидент вышел. По селу поползли слухи, что Бондаренко с компанией выиграл тендер на благоустройство, а теперь с целью извлечения прибыли «глаза населению замазывает б/у асфальтом». Пришлось инициаторам идти в сельский акимат за помощью: разъясните населению, что никакого тендера не было…
Честно говоря, изначально мне очень хотелось над этим газетным материалом поставить актуальную рубрику «Социальная ответственность бизнеса». Да вот беда — «неформат»: мои герои только-только выросли из коротких шорт самозанятости, а бизнесменами называть себя пока стесняются. Предпринимательскую среду принято делить на: большой бизнес, средний и малый. Так вот, на сельской пекарне Анатолия Бондаренко всего трое наемных работников, в столярном цехе Романа Каширина с ним в штате только сын Антон, и, естественно, никакой погрузочно-разгрузочной техники на балансе, нет льготных запасов ГСМ… В общем, бизнес (что тот, что этот) даже не малый, а мал мала меньше. Что, однако, не мешает альтруистам добровольно и безвозмездно творить благое обустройство села Гастелло в таких масштабах, которые по росту соответствуют крупным хозяйствующим субъектам. Ну, тут все как в мудрой пословице: «Не место красит человека, а человек…». Другая сторона гастелловского неформата — инициатива пошла не привычным путем (сверху вниз), а встречным движением (снизу вверх). Совсем недавно довелось наблюдать, как на очередном протокольном совещании у акима села допытывались: «А сколько Вы провели сходов населения по благоустройству? А сколько человек выступили в поддержку?». У Бондаренко и Кашириных — без протокола и пламенных речей…
О кардинальном изменении облика села они думают с перспективой. Опробовали технологию изготовления колец для устройства локальной канализации, купили формы для отливки декоративной изгороди, штамповки тротуарной плитки, бордюров… Образцы выставлены односельчанам на показ. Тем, кто всерьез заразится их темой и начнет облагораживать свой двор, не нужно будет ездить куда-то за материалом. А вот подозревать сегодняшних пекаря и столяров в том, что они своей инициативой создают условия для будущего личного бизнеса — некорректно, право слово.
Григорий СПОДЕНЕЦ.
Жаркаинский район.
Фото автора.