В сфере транспортных услуг для пассажиров в Степногорске, пользующихся такси, появился явный лидер, который уверенно идет к амбициозной цели — обеспечивать не менее 70% местных пассажирских перевозок. Первое в городе экотакси предлагает своим клиентам безупречное качество сервиса.
Начни с того, что умеешь
Предприниматель Аслан Исаев советует тем, кто хочет начать собственное дело, не жить заоблачными мечтами — искать себе применение лучше в том направлении, какое знаешь. У Аслана был небольшой опыт в сфере автосервиса, под который начинающий бизнесмен в 2013 году, при поддержке родственников, купил новый комплекс.
Он рассуждал так: здание автосервиса может стать отличной площадкой для бюро такси.
Ну вот, скажете, нашел чем удивить: в городе этих «бюро такси» больше десятка — куда еще-то? Поначалу пошел Исаев, и правда, по накатанному пути: взяв в аренду радиочастоту и пригласив по объявлениям водителей с их личными авто, организовал, по сути, такую же диспетчерскую, как и у всех тех, кто занимается частным извозом в Степногорске: 50 тенге бюро за передачу заказа — остальное водителю. Удовлетворения такое развитие бизнеса не приносило, и даже не потому, что пришел он на этот рынок позже других лет так на 10 и оказался в аутсайдерах (диспетчерская содержалась за счет автосервиса). А, главным образом, потому, что бизнес этот какой-то ограниченный. Да и настоящим такое бюро такси не назовешь.
Первые примеры экотакси в двух столицах, чтение бизнес-литературы, поиск информации в интернете, обсуждение собственных задумок с друзьями все больше и больше убеждали Аслана: «Моей фишкой в Степногорске будет создание специализированного бюро такси — со своей базой, ремонтной, диспетчерской, гаражом, со своим автосервисом и, главное, со своими автомобилями и штатом водителей».
Не бойся учиться
Так, постепенно, зарождался бизнес-план по созданию и развитию современного бюро такси — в этом плане все, от первой строчки до последней, написано самим предпринимателем. Во многом помогли курсы Фонда развития предпринимательства «Даму». Поначалу Исаев думал, что толку от таких курсов будет мало, сходит раз-другой — и бросит. Но, теперь убежден бизнесмен, много полезного от этого обучения может почерпнуть начинающий предприниматель, и не только в практическом плане-для собственного дела, но и в сфере менеджмента, маркетинга, психологии отношений, что очень важно для всякого, чей бизнес предполагает работу с клиентами.
Исаев пришел к пониманию того, что истинными работодателями зачастую являются не те, кто таковым себя считает, а покупатели — для торговца, потребители — для услугодателя, клиенты — для парикмахера, пассажиры — для владельца такси: «И если понимать это, то и взаимоотношения с людьми становятся совсем другими — уважительными, человеческими».
Сегодня белые автомобили с названием «Мое такси» знает каждый в городе. «Мое, — поясняет Аслан, -значит, родное, можно сказать, почти домашнее такси для каждого пассажира».
Кстати, об автомобилях. Сегодня их, с названием «Мое такси», курсирует по Степногорску восемнадцать — и все они новые, белого цвета, всегда безупречно чистые, с характерными шашечками, одной модели — LADA Granta. Это — фишка предпринимателя. Но вряд ли бы у него это получилось, если бы не поддержка государства. Хорошо осведомленный о том, что в Степногорске реализуется государственная программа развития моногородов, решил воспользоваться. В городском отделе предпринимательства идею поддержали.
Найди свою «фишку»
Но Исаев на этом не остановился. Главный его козырь — автомобили будут заправляться не бензином, а газом. Здесь вам и экологичность (пары бензина в несколько раз вреднее, чем газовые выхлопы), и безопасность (на газовом оборудовании в «Моем такси» экономить не стали — купили одно из самых качественных и надежных, итальянское), и комфорт (все автомобили с заводского конвейера), и привлекательная цена (при нынешней цене газа — в 2 раза меньше, чем бензин, — это обеспечить несложно).
Все это вместе и составляет успех «Моего такси», ставшего в городе запоминающимся брендом, который не остался незамеченным. В диспетчерской «Моего такси» нет отбоя от звонков пассажиров. Между прочим, в «Мое такси» не берут водителей с судимостью, требуют справку от нарколога, водительский стаж не должен быть меньше трех лет, каждое утро, перед выездом, медсестра проводит визуальный осмотр водителей и проверяет у них давление.
«Я взял все самое лучшее и предложил степногорцам качественную услугу, которая нужна жителям. Мне поверили — в банке, в городском отделе предпринимательства, на комиссии Фонда «Даму» в Кокшетау», -подытоживает успешный 35-летний предприниматель. Увидев, как толково он распорядился государственными деньгами, начальник городского отдела предпринимательства Татьяна Волчек сказала Исаеву: «Не останавливайся на достигнутом -расширяй свой бизнес, а мы тебя поддержим».
И предприниматель не остановился. Взял еще два льготных кредита под гарантированную государственную оплату 10% банковской ставки вознаграждения и купил 9 новых автомобилей для экотакси. Об успехе начатого с нуля бизнеса можно судить и по тому, что совсем недавно он приобрел 5 машин на деньги уже из собственных доходов.
Новая привлекательная для пассажиров фишка экотакси Аслана Исаева, первая в Степногорске, — автоматизация услуги по вызову. Клиенту нужно лишь набрать телефонный номер, а дальше электронный помощник звонками проинформирует его о приеме заявки, приближении к указанному адресу, ожидании пассажира. А с недавних пор все, кто пользуется услугами фирмы Исаева, могут скачать в интернете приложение «Мое такси Степногорск» (аналог популярного в Казахстане и России «Яндекс такси») и всецело довериться современным информационным технологиям.
Конкуренции Исаев не боится (по его примеру в городе появилось несколько новых специализированных бюро такси, правда, одно из них уже закрылось): «Казалось бы, ничего сверхъестественного я не придумал. Люди по 15 — 20 лет на этом рын-ке-а не рискнули. Многие хотят сразу 300 — 400 процентов прибыли. Сейчас таких денег нет. Мы доказали своим делом: нужно верить в то, что делаешь, — и все получится!».
Виктор МОЛОДОВСКИЙ, собкор «АП»,
г. Степногорск.
Фото автора.
ЗАКОН И НОВОВВЕДЕНИЯ
Новые ПДД. Что изменилось?
В Казахстане начал действовать Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения». Ранее он был одобрен Сенатом РК.
Причины внесения изменений
Любое изменение и дополнение должно быть основано на объективных причинах, вызванных необходимостью урегулировать проблемы, возникшие при применении и руководстве нормами документа, в который они вносятся. Кроме того, как отмечали, обсуждая законопроект, мажилисмены, изменения должны предотвратить коррупцию на дорогах. Всего в закон внесены 55 поправок.
К примеру, депутат парламента и автолюбитель со стажем Меруерт Казбекова отметила, что это нужные поправки, ее лично возмущала например, принятая в прошлый раз поправка о запрете покидать автомобиль пассажирам, если транспортное средство остановил инспектор полиции.
«Водитель и пассажиры после остановки автомобиля не могут выйти из машины без разрешения инспектора», — диктовали правила. За самовольное оставление автомобиля установлен штраф при первом нарушении в размере — 5 МРП, при повторном — 10 МРП.
Теперь, если водителя остановили, пассажир автомобиля может покидать машину без разрешения.
Как общаться с полицейскими
Изменения в ПДД Казахстана двухлетней давности предусматривали, что инспектор, остановивший автомобиль, не обязан незамедлительно подходить к транспортному средству и озвучивать причину остановки. В правилах не уточнялось в течение какого времени инспектор должен подойти. Причину остановки он может не объяснять и только после вопроса водителя должен дать разъяснения. По его же требованию инспектор предъявляет служебное удостоверение, не передавая его в руки последнего.
Отныне полицейский обязан после остановки транспортного средства незамедлительно подойти, представиться, предъявить удостоверение, разъяснить причину остановки, предъявить данные радара, если он использовался. Это указано в статье 52 Закона РК «Основания и порядок остановки транспортного средства». Дорожный полицейский обязан «в случае, если нарушение водителем транспортного средства требований настоящего закона и(или) правил дорожного движения зафиксировано сертифицированными специальными техническими средствами и приборами, предъявить водителю соответствующие материалы для ознакомления».
Кроме того, можно спокойно снимать и фотографировать стража порядка. На этот случай в законе указано, что участник дорожного движения имеет право «получить от должностного лица, обладающего правом проверять документы у водителя, разъяснение причины остановки транспортного средства, проводить при этом фото- и видеосъемку».
Законом также определен перечень специальных мероприятий, проведение которых дает правоохранительным органам основания для остановки транспортных средств. Это — оперативно-профилактические, оперативно-розыскные, охранные мероприятия и антитеррористические операции.
Штрафы стали меньше…
В законе РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам дорожного движения» ряд пунктов облегчает жизнь автолюбителя. И некоторые касаются, пожалуй, всех автолюбителей. Ну кто не заезжал на стоп-линию или не перестраивался по полосам в последний момент, когда разрешенная разметка закончилась? Принятая норма снижает штраф с 5 до 3 МРП, он составит 6 807 тенге. Еще одно послабление для водителей — отмена требований об обязательной переэкзаменовке при замене просроченного водительского удостоверения.
Кроме того, любители украсить свой автомобиль нестандартным рисунком теперь могут это сделать без угрозы штрафа. Запрет на аэрографию на машинах, который был введен в 2015 году, отменен.
Нет запрета и на перевозку пассажиров в ночное время нерегулярными автоперевозчиками.
Наконец, из закона исключается норма, запрещающая водителям стоянку на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями, ввиду отсутствия соответствующей инфраструктуры.
…Но далеко не все
Некоторые нормы нового закона, напротив, предусматривают более тяжкие меры наказания за нарушения.
К примеру, за нарушение пункта 4, статьи 613 Административного кодекса РК, то есть за отказ от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения предусмотрено лишение водительских прав на три года вместо двух.
Кроме того, уточнена норма о выезде на полосу встречного движения при развороте или повороте. За это теперь также лишают водительских прав.
«Блатных» номеров прибавилось
Перечень престижных госномеров на автомобили, за которые надо уплатить госпошлину, согласно поправкам в закон увеличился. По мнению депутатов, это делается «для устранения условий, способствующих коррупции». Зато любителям красивых регистрационных номеров придется больше раскошелиться, причем не только за цифры, но и за буквы. К примеру, номер 001 обойдется владельцу в 517 332 тенге, а тот же номер с одинаковым буквенным изображением (допустим, 001 ААА)-646 665 тенге. Подготовила Марина МАРКЕВИЧ.
ПЕРСПЕКТИВА
Прощайте, гаражи. Куда девать машину?
— Действительно ли гаражи кооперативов «Южный», «Казавтомотолюбитель» в будущем планируют снести, — спрашивают читатели «АП». — И если это так, предусмотрена ли их владельцам компенсация?
В отделе архитектуры и строительства г. Кокшетау подтвердили: «Это не слухи. Гаражи действительно планируются к сносу».
На месте автокооперативов в перспективе будет возведен целый микрорайон. Утвержденный проект предусматривает школы, детские сады, спорткомплекс, жилые пятиэтажные дома, больницы, стадион. Точные сроки начала работ сегодня не называются. Мол, в бюджете пока на эти цели денег нет, а если появятся, то некоторое время займут работы по подведению необходимых коммуникаций. Но, так или иначе, владельцы гаражей должны быть готовы, что «попросить» их могут в любой момент. Инвестор может появиться и завтра…
В любом случае, собственник может рассчитывать на компенсацию за «жилище» своего авто. Ее будет выплачивать либо государство (если деньги на возведение микрорайона начнут выделять из бюджета), либо коммерческие структуры, изъявившие желание заняться строительством в этом районе. Правда деньги владельцы получат в том случае, если у них на руках есть документы, подтверждающие собственность на землю и постройки.
На вопрос «Будут ли выделяться места для переноса гаражей?» мы получили отрицательный ответ: «Генпланом города таковые не предусмотрены». С доводами журналистов о том, что в областном центре сегодня у автовладельцев есть реальные проблемы с тем, куда определить средство передвижения, наши собеседники согласились частично, отметив, что платные стоянки существуют практически в каждом микрорайоне, а нынешние застройщики, представляя очередной проект на согласование, всегда учитывают в нем места для парковки.
Ирина ТРОНЕВА.
ПРОГРАММА УТИЛИЗАЦИИ
Скажем «Нет!» развалюхам и «тазикам»
Упрощенная программа утилизации старых автомобилей стартовала в ноябре прошлого года. Ее главная цель — избавить наши дороги от автохлама. А его у нас за годы накопилось предостаточно. В Казахстане зарегистрировано более четырех миллионов легковых автомобилей, причем 58 процентов старше десяти лет.
Чтобы у народа был стимул избавляться от старья, Правительство установило за это денежную компенсацию. Получить ее можно, сдав свой автомобиль на утилизацию. Пункты приема открыты в каждом областном центре Казахстана. В Кокшетау он расположен в Северной промзоне по автостраде Кокшетау-Омск.
Какой автомобиль можно сдать в утиль?
В «Операторе РОП» — компании-операторе программы утилизации — нам рассказали, что за сдачу старых машин предусмотрена компенсация по двум категориям. Под первую подпадают «легковушки» в полной комплектации. У машины должны быть: кузов, двери, капот, крышка багажника, двигатель, коробка передач, радиатор, крылья, колеса, аккумулятор, выхлопная система и катализаторы. Не обязательно, чтобы они стояли на своих местах. Главное, чтобы все это было в наличии. При этом машина может быть и не на ходу, но доставка до пункта приема осуществляется владельцами самостоятельно (обязательное условие). В таком случае собственник транспортного средства получит 150 тысяч тенге.
Ко второй категории относятся «легковушки» в неполной комплектации: с кузовом, дверьми, двигателем и коробкой передач. За утилизацию такой машины дают 48 тысяч тенге. При этом год выпуска «железного коня» абсолютно не важен. Деньги поступают в течение десяти рабочих дней на банковские счета наших клиентов.
Если в начале на утилизацию принимали легковые машины категории М1. (их масса не превышает трех с половиной тонн, и они имеют до семи посадочных мест), то около месяца назад у автовладельцев появилась возможность утилизировать грузовые авто. За их сдачу собственник получает не деньги, а сертификат на скидку при приобретении новой машины. Размер компенсации составляет 315 тысяч тенге. Сертификат по желанию можно получить и при сдаче «легковушки», с ним обратиться в автосалон и получить скидку на 315 тысяч тенге при покупке нового автомобиля. Однако приобрести можно будет только машину отечественной сборки.
Какие понадобятся документы?
Перед тем как сдать старый автомобиль на утилизацию, его владелец должен собрать пакет документов.
Для физических лиц:
— справка о снятии с учета вышедшего из эксплуатации транспортного средства в связи с утилизацией;
— оригинал и копия удостоверения личности владельца или доверенного лица;
— справка из банка второго уровня о наличии расчетного счета с указанием номера счета и реквизитов для перевода денег (IBAN);
Для юридических лиц:
— справка о снятии с учета автомобиля в связи с утилизацией;
— справка о государственной регистрации юридического лица;
-доверенность заявителя на проведение операции от юридического лица;
— оригинал и копия удостоверения личности доверенного лица;
— справка из банка о расчетном счете.
Если сдавать машину будет не хозяин, то у такого человека при себе должна быть доверенность. В пункте приема с клиентом заключат договор, а потом перечислят деньги. Их можно снять и потратить на любые нужды.
— Все сданные автомобили будут утилизированы, — объясняют нам представители «Оператор РОП». — Сначала с них сольют все жидкости, снимут аккумуляторы и резину. А потом оставшееся железо из под катка отправят, к примеру, на «АрселорМиттал» для переработки.
Также нам рассказали, что с начала действия программы на утилизацию принято двадцать тысяч машин — максимальное количество, на которое государство выделяло деньги. Поэтому желающие утилизировать свое авто сегодня станут обладателем сертификата. Тем же, кто хочет получить денежную компенсацию, придется подождать. Планируется, что новые квоты будут выделены ориентировочно после 20-го августа.
А как у других?
Программа утилизации автомобилей старше десяти лет уже прошла во многих странах. Правда, размеры компенсаций там повыше, чем в Казахстане. К примеру, в Японии ее размер составлял 3 тысячи долларов, в Великобритании — 2 тысячи фунтов, в Словакии и Испании — 2 тысячи евро, в Германии — 2,5 тысячи евро, во Франции — тысяча евро, в России — 50 тысяч рублей, а на Украине — 12 тысяч гривен. Компенсацию давали в виде сертификатов на покупку новых автомобилей отечественного производства. Так правительства разных стран поддерживают свои автозаводы.
Марина МУТАСОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.