Авторалли в Казахстане
Международное внедорожное ралли «Шелковый путь-2017» по маршруту Москва — Сиань, стартовавшее 7 июля с Красной площади, проходит по территории России, Казахстана и Китая.
Изначально в авторалли приняло участие 140 машин из 35 стран. В Жаксынском и Есильском районах нашей области их было 65, а из Ерейментауского стартовало уже 56 машин. Днем ранее некоторые из них не смогли продолжить гонку. Казахстан встретил караван авто проливными дождями, и многие экипажи столкнулись с серьезными проблемами. Размытые водой трассы бросили гонщикам непростой вызов, и их первой жертвой стал опытнейший Стефан Петерансель: француз на высокой скорости влетел в яму, и его Peugeot перевернулся. Продолжить движение он смог лишь после того, как экипаж Айрата Мардеева помог ему реанимировать автомобиль с использованием запчастей, находившихся на борту КамАЗа. Вскоре за пределы трассы вылетел Сириль Депре. Гонщик не удержался на чрезвычайно мокром полотне дороги и соскользнул в канаву. Но победителю ралли «Шелковый путь-2016» повезло: автомобиль не получил повреждений и с помощью экипажа Дмитрия Сотникова из «КАМАЗ-мастер» он вернулся на трассу.
Единственным представителем команды Peugeot Sport, кому удалось избежать проблем, стал Себастьен Леб. Девятикратный чемпион мира по классическому ралли доминировал на протяжении всего спецучастка, благополучно сохранил машину и одержал уже третью победу на этапах ралли «Шелковый путь-2017». В итоге Леб существенно укрепил свое преимущество в общем зачете.
Не менее драматично развивались события и в классе грузовиков. Поначалу темп основной группе гонщиков задавал Эдуард Николаев, однако ближе к зоне нейтрализации инициативу у экипажа «КАМАЗ-мастер» перехватил Жерар де Рой. Но и голландец не удержал лидерство: увеличение скорости на последних километрах дистанции вывело на первую строчку Мартина Коломы, принеся чеху третью победу на этапах ралли. Де Рой в итоге классифицировался вторым, третью строчку занял Артур Ардавичус, а Эдуард Николаев показал четвертый результат.
Четвертый этап стал самым протяженным на маршруте ралли «Шелковый путь-2017», но, несмотря на изнурительный день, пилоты подарили болельщикам настоящее зрелище-десятки экипажей совершили торжественный проезд у центра Хан Шатыр в Астане, где их встречали тысячи зрителей. На мероприятии присутствовали министр культуры и спорта РК Арыстанбек Мухамедиулы, а также руководитель проекта «Шелковый путь» Владимир Чагин. Среди спортсменов самым популярным у болельщиков из Астаны стал Артур Ардавичус — пилот «Iveco» показал третье время и вышел поприветствовать своих болельщиков, что стало для них кульминацией праздника.
Надо отметить особенность соревнований — пилоты и штурманы до последнего незнакомы с маршрутом, и покоряют заветные километры по навигаторам или, как показал второй день гонок, прошедший в Ерейментауском районе, практически на ощупь.
«Сложный день, -делился после впечатлениями гонщик Себастьен Леб, представлявший Peugeot Sport, -поскольку атаковать по невидимой в высокой траве трассе было практически невозможно. Мы открывали дверь, вглядывались, иногда — угадывали. Из кабины мы видели трассу, будто в замедленной съемке. Но нас никто не догнал, так что ехали мы не так уж и плохо».
На этом этапе экипаж преодолел 484 километра спецучастка, проложенного по наиболее живописным степям Казахстана. Однако наслаждаться пейзажем у спортсменов времени не было — многочисленные смены направления и навигационные ловушки стали для спортивных экипажей серьезным вызовом.
Турнирную таблицу по итогам пяти этапов возглавил Дмитрий Сотников, на второй позиции — его партнер по команде Антон Шибалов — два экипажа «КАМАЗ-мастер» разделяют 48 секунд. Мартин Коломы откатился на третью позицию и уступает «Синей Армаде» 15 с половиной минут. Айрат Мардеев занимает четвертую строчку, он в 23 минутах от лидера. Пятерку сильнейших замыкает казахстанский пилот Артур Ардавичус — теперь он главная надежда команды De Rooy Iveco.
Кстати, по территории Казахстана маршрут прокладывается уже третий год. Дважды гоночная трасса пролегала через наш регион. Как нам рассказали в облуправлении физкультуры и спорта, подготовительная работа к нынешнему ралли началась еще в январе, все требования организаторов за это время были исполнены и акмолинцы в очередной раз на хорошем уровне смогли организовать и провести важное международное мероприятие. Зрительские площадки в этом году установлены в Есильском, Жаксынском и Ерейментауском районах. Они были выдержаны в национальном колорите в виде мини-этноаулов, где красовались нарядные юрты, а сотни зрителей встречали волонтеры в национальной одежде. В обеспечении безопасности прохождения этапа было задействовано более ста человек и сорока единиц техники — автомобили отделов МВД, скорой помощи, МЧС. Также на протяжении всего маршрута на пересечениях проселочных дорог работали около пятидесяти волонтеров, следивших за тем, чтобы люди или сельскохозяйственные животные не попадались на пути следования автомобилей. По словам организаторов, это было довольно сложное для выполнения условие, так как скоростные участки ралли проходили не по автотрассам, а «по долинам, и по взгорьям…», которые в это время года в большинстве своем — пастбища.
Впереди гонщиков ожидает еще не одно испытание, среди которых — гигантские дюны пустыни Гоби. Финиш ралли состоится в китайском городе Сиань 22 июля.
Марина МАРКЕВИЧ.