Увлечение как цель
Нашу заранее оговоренную встречу Владимир Паньков перенес, известив об этом по телефону: «Извини, какой-то сбой произошел — вероятность осадков по расчетам была значительной, а вот «не срослось». Надо посмотреть…». Я тогда в ответ пошутил: «Да ладно, Владимир Викторович, что-нибудь всколыхнуло небеса. Утрясется и график опять придет в норму». Зря я иронизировал. На погоду действительно влияют многие факторы. Вот и запуск ракетоносителя с Байконура «пошатнул» вероятность осадков. Через день он поинтересовался:
— Ну, поймал обещанную каплю дождя?
— На этот раз перестарался, Викторович! На мою ладонь не то что капелька — градинка упала, поливало, как из ведра…
К поиску этой «золотой формулы» судьба подталкивала его с самого детства: у друга Саши родители обслуживали гидропост в селе Новорыбинка (Аккольский район) — там, на самой середине озера, соорудили плот со специальным оборудованием, и в добровольные обязанности мальчишек входила охрана лодки, на которой метеорологи добирались до приборов. Володя Паньков уже тогда понимал свою причастность к очень важному для всех делу- наблюдением за погодой. Последовавшие потом семейные потрясения, поставили перед Паньковым вопрос: неужели нельзя заранее предсказывать природные «сюрпризы», чтобы уберечь людей от беды, чтобы знания о погоде помогали устраивать сытую, счастливую жизнь?
Сначала во время бурана погибает его дядя. Тогда никто не мог предположить рокового исхода, никто не предупреждал о возможном катаклизме накануне. «Маму в марте повезли в роддом. Тоже внезапно изменилась погода, — тяжело вспоминает Владимир Викторович свое юношество. — Чудом вырвались из снежного плена, но мама и ребенок погибли от переохлаждения. Потом я встречал талантливых земледельцев, тоже пострадавших от непогоды и ставших инвалидами. Все они жадно искали свою формулу климатических закономерностей. До сих пор помню на вкус пылевые бури — мелкие частицы почвы забивали рот, было трудно дышать, на глаза надевали специальные очки…». Таковыми были последствия отвальной распашки степи при «покорении целины» пятидесятых годов. Слово «покорение» начало исчезать с передовиц газет — стало понятно, что природу покорять нельзя, но можно попробовать освоить, в нее вживаясь. Так появилась Бараевская почвозащитная система земледелия. Паньков с тех самых пор внимательно следит за всеми новостями из научно-производственного центра зернового хозяйства им. А. И. Бараева, собирает специальную литературу о климатических исследованиях, рекомендации по использованию наиболее рациональных технологий сельскохозяйственного производства, которые могут определить дальнейшее развитие основных отраслей агропромышленного комплекса: земледелия, животноводства, кормопроизводства. Особый интересу Панькова вызывали авторы тех разработок, где учитывались наиболее существенные территориальные особенности и различия природно-земледельческих районов. Об этом он без устали может рассказывать часами, то и дело называя имена жаркаинских (державинских) земледельцев, скрупулезно подбиравших технологию сохранения влаги с таким расчетом, чтобы угадывать (день в день) вероятные урожайные дожди. Этот опыт он собирал, систематизировал, применял на практике, работая впоследствии директором совхоза…
— Владимир Викторович, на первый взгляд это не совсем совпадает с Вашей детской мечтой предсказывать погоду, дабы избежать беды…
— Да, меня не устраивало то, что если нам и давались какие-то расчеты, то -на одну или две пятидневки. Причем расчеты эти передавались друг другу «по секрету», авторство их часто было неизвестным, достоверность — сомнительной. Если есть многолетние наблюдения, то почему не попробовать на их основе составить легальный долгосрочный прогноз для конкретной местности? В результате поисков я составил свою таблицу. В ней учел орбитальный прогноз по Боуэну (он основывается на комплексном анализе результатов нескольких гидродинамических моделей погоды), календарь Леонида Горбаня (народный синоптик, получивший в наследство от своего дедушки многолетние наблюдения и составивший по дням прогноз погоды до 2030 года с вероятностью сбываемости на 92-94 процента). Данные из этих источников я совмещаю с местными среднегодовыми нормами по осадкам, температуре, силе ветра. Складывается ежедневный календарь на весь вегетативный период (шесть месяцев).
— Что ж получается: погодные закономерности известны, и урожай каждый фермер может, в принципе, спланировать сам?
— Может, если исключит влияние такого фактора, как «ленивость». Чем больше и точнее учитывать различные факторы, тем точнее прогноз. В агрометеокалендаре, который я составляю, есть сноска: «среднемесячный расчет нормы по температуре и осадкам взят за основу по Жаркаинскому району». Поэтому для большей точности прогноза на других территориях надо в таблице проставить тамошние нормы. Можно такой календарь составить для каждого отдельного поля. Он поэтому так и называется: «Агрометеокалендарь по Акмолинской области».
Свои графики расчетов Паньков регулярно составляет на общественных началах для отдела сельского хозяйства, службы по ЧС (главным специалистом которой он тоже работал)… Правда, сейчас это делать ему стало труднее -надо лечить зрение. Поэтому приходится держать таблицы в твердой памяти и постоянно перепроверять, что там добровольные помощники написали под его диктовку и как отпечатали на бумаге. Он всегда заступается за синоптиков, когда тех ругают за несбывшиеся прогнозы и настаивает: «Науку о погоде надо материально лучше поддерживать и делать это на государственной основе, а не пускать в свободное плавание по волнам коммерции. Прогнозы делать доступными. Это — стратегическая задача».
Григорий СПОДЕНЕЦ.
Жаркаинский район.