Ситуация
Предприниматель Александр Желябовский уверен, что не за горами те времена, когда о Степногорске будут говорить и как о городе, где в промышленных масштабах разводят форель. Основанием для этого предприниматель считает состоявшийся факт запуска более двух тысяч мальков этой ценной рыбы. В этом году, кроме того, на одной из площадок города строится цех для выращивания форели из икринок.
Купаться и рыбачить в одном водоеме
Проект для промышленного города, известного добычей золота, переработкой урана, выпуском подшипников, производством химических удобрений для сельского хозяйства, — мягко скажем, необычный и, вместе с тем, амбициозный. И дело здесь не только в том, что выращивание рыбы, причем со стадии икринок, — процесс трудоемкий и технологически сложный, но и в том, что реализуется проект не в комфортных для предпринимателя условиях. На недавнем заседании комиссии по предупреждению чрезвычайных ситуаций, при обсуждении мероприятий, обеспечивающих безопасность горожан во время купального сезона, каменный карьер отнесли к стихийному неконтролируемому пляжу. При этом было сказано, что А. Желябовский, арендующий его с целью разведения рыбы, летом взимает плату с горожан за доступ к воде, несмотря на то, что берег под пляж не оборудован.
Поскольку бизнесмен ответил отказом на предложение обустроить на каменном карьере пляж, аким города поручил отделу предпринимательства проработать предложения по организации зоны отдыха на каменном карьере с новым инвестором. А до того времени, пока новый инвестор не будет найден, предпринимателю запретили взимать плату за доступ к воде.
Разговора тогда, на комиссии, по мнению Александра Желябовского, не получилось. Бизнесмен считает, что не имел возможности в полной мере разъяснить ситуацию, и готов, как говорится, раскрыть карты посредством прессы.
Мечтой предпринимателя, который много лет трудился на каменном карьере, было использовать его не для добычи камней, так как он постоянно затапливался, а для разведения рыбы. И начать Желябовский готов был с очистки 37-гектарной территории, которую горожане давно приспособили под стихийную городскую свалку. С этим и пошел в акимат. Там идею поддержали. Два года потратил предприниматель на очистку карьера, планировку каменистой территории и устройство дороги, чтобы к карьеру можно было подъехать.
Мне был показан государственный акт, где черным по белому написано: «Индивидуальному предпринимателю Желябовскому… водоем предоставлен в обособленное пользование на основании постановления акимата г. Степногорска для выращивания рыбы».
Причем же здесь пляж? У Александра Желябовского нет документа, где бы от предпринимателя требовалось обустройство пляжа. Хотя такая идея, наряду с рыбоводством, изначально обсуждалась. Обсуждалась, но не реализовалась в конкретный законный проект.
По словам предпринимателя, он берет 500 тенге в день — за рыбалку на каменном карьере, где, кстати сказать, рыба не от сырости завелась, а запускалась туда тысячами и постоянно подкармливалась все тем же Желябовским. И даже брать плату за пляж, считает, у него право есть (200 тенге с человека) — за отдых на взятом в долгосрочное использование каменном карьере.
С другой стороны, есть свой резон в доводах акима: если деньги берутся за пляж, его нужно обустраивать: расчистить берег, убрать прибрежные камни, восстановить кабинки для переодевания (все это изначально делалось), подсыпать нового песочку, выставить лежаки с грибками, соорудить вышку для спасателя… Предприниматель говорит: на все это нет ни денег, ни времени.
Мы обратились к акиму города Степногорска Ануару Кумпекееву с просьбой прокомментировать ситуацию с Желябовским. Ответ породил еще больше вопросов.
«На Ваше обращение от 13.06.2017 года по бизнес-проекту предпринимателя Александра Желябовского сообщаем, что постановлением акимата города Степногорска № а-5/164 от 18.07.2002 года предоставлено право долгосрочного землепользования на земельный участок для выращивания рыбы в промышленной зоне. Вместе с тем предпринимателем имеет место нарушение принципов земельного законодательства (не целевое использование земель).
Также сообщаем, что в 2013 году в рамках Программы развития моногородов на 2012-2020 годы проекту «Воспроизводство и выращивание рыбы» индивидуального предпринимателя Желябовского Сергея Александровича оказана государственная поддержка в виде гранта». Точки над «i» были расставлены во время недавней пресс-конференции акима города.
Ануар Кумпекеев сказал, что предприниматель, действительно, получил каменный карьер для разведения рыбы и, по документам, не имеет обязательств устраивать здесь пляж. Но если все же однажды взялся за это и берет плату за купание в водоеме, то должен и обустройством пляжа заниматься. Или предложить это делать тому, кто захочет взяться за организацию пляжного отдыха на востребованном у горожан каменном карьере. Акимат, в свою очередь, готов поддержать такую инициативу: «Целевое назначение земельного участка всегда поменять можно — это моя компетенция. Пишите, дробите эти два земельных участка: пусть один будет для разведения рыбы с какой-то частью водоема, а другая часть пусть будет для пляжа и для населения. И взимайте плату».
Александр Желябовский теперь, после майского заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям, плату за отдых на каменном карьере не взимает.
Но тоже ничего хорошего в этом нет. Вот что пишут в социальных сетях горожане: «После того, как въезд стал свободным, пляж окончательно превратился в дикий. Везде окурки, пустые бутылки, разбитое стекло, остатки пищи, а там ведь очень много маленьких детей… Теперь никто не следит за состоянием пляжа…
Очень много людей приезжает отдыхать на карьер! Удобно, рядом с городом. Мы годами там купаемся и всегда платили за пляж.
Арендаторы, как могли, поддерживали порядок… Не знаю, во что теперь все превратится… Очень жалко, что наш любимый карьер обретает черты помойки…».
Горожане хотели бы сохранить пляж на каменном карьере. Но если идти по пути, предложенному аки-мом города, то начинать в вопросе об обустройстве пляжа на каменном карьере нужно все-таки с разрешительных документов. А пока у Желябовского есть, скорее, запретительные, еще с 2004 года: «Госсанэпиднадзор не рекомендует организацию пляжа на базе водоема бывшего каменного карьера СУСа ввиду того, что искусственный водоем площадью 30 га является непроточным, обрывы до 20 метров, подводные камни на отмели являются негабаритными, с острыми углами, что чревато постоянным травматизмом. По прогнозу, ввиду непроточноcти и по природным особенностям водоема при массовом купании значительно ухудшится бактериологический состав воды, что было установлено при бактериологическом исследовании воды в предыдущем году»…
Рыбоводство — на промысловый уровень
Желябовский, прямо скажем, не любитель говорить много, сразу повел меня в одно из помещений бывшего детского сада «Лесная сказка». Сказать, что увиденное произвело на меня впечатление, — ничего не сказать. В двух полиэтиленовых бассейнах, приспособленных под инкубаторы для рыбы, кишела жизнь: тысячи и тысячи (как мне сказали, около двух миллионов) мальков карпа напоминали собой настоящее броуновское движение в поисках корма. К каждому из контейнеров подведена, было видно, не фабричного производства — собственноручно смонтированная система из труб и фильтров для полноценной жизни этих миллионов.
Переходим в другое помещение -а там настоящее царство рыб: выросшая из стадии мальков форель, привезенных из Алматы, наглядно показывает всю серьезность намерений предпринимателя.
Четыре гигантских аквариума, полных жизни, — вот на что ушли собственные три миллиона тенге и трехмиллионный грант, полученный Желябовским в рамках государственной поддержки бизнеса.
К слову, первых осетров привезли из Нефтекамска (Башкирия) и запустили в водоем еще несколько лет назад — пройдя стадии от заготовки икры до выращивания взрослой рыбы. Причем в разное время здесь поселялись — рипус, карп, щука, судак, берш, карась, линь, стерлядь. Степногорские рыбаки знают обо всем этом не понаслышке. Все эти годы Александр Желябовский, его партнер Дмитрий Дубровин и рыбовод Сергей Литовченко учились, иногда с большими потерями, рыбоводству, чтобы в конце концов стать профессионалами в своем деле. И, как сами они теперь говорят, — научились.
За пятнадцать лет в рыбоводство, по словам предпринимателя, было вложено в общей сложности около 20 млн тенге. И пока без прибыли.
Недавно Александр Желябовский и его коллеги соорудили во дворе бывшего детского сада «Лесная сказка» больших размеров садок из труб и металлической сетки. На днях вывезли этот садок на каменный карьер и запустили туда заметно подросшую форель. Уже осенью, обещают, степногорцы смогут купить в магазинах города форель местного производства — настоящую, здоровую, полезную. А деньги, которые будут выручены за ценную рыбу, плюс дополнительные инвестиции, пойдут на дальнейшее развитие рыбного хозяйства. «В наших планах, при поддержке государства, — говорит предприниматель, — обеспечить качественной рыбой, выращенной в Степногорске, как минимум, всю область, создать не менее 100 новых рабочих мест — в итоге открыть новое, рыбное, направление в развитии степногорского региона».
Виктор МОЛОДОВСКИЙ, собкор «АП».
г. Степногорск.
Фото автора.