31 мая — День памяти жертв политических репрессий и голода
Так случилось, что наша страна стала местом депортации миллионов советских граждан, массовые репрессии явились началом гуманитарной катастрофы. По всему Казахстану на карательную систему тоталитарного режима работали 953 лагеря и поселения. От голода погибли свыше полутора миллионов человек.
Тоталитарная система уничтожала цвет нации, ее передовую мысль, созидательную силу и совесть. В лагерях погибли выдающиеся представители казахской интеллигенции, среди них Алихан Бокейханов, Беимбет Майлин, Магжан Жумабаев, Ахмет Байтурсынов, Турар Рыскулов, Ураз Жандосов, Ильяс Жансугуров, Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Мыржакып Дулатов, Халел Досмуханбетов, Жаханши Досмуханбетов и многие другие. Более 600 тысяч казахов покинули историческую родину, спасаясь от голода и репрессий, которые разрушили вековой уклад жизни аула, были подорваны устои тысячелетней цивилизации на нашей земле. Все это привело к страданиям миллионов. «Это непреходящая, незабываемая боль всего народа», — так высказались о политических репрессиях участники научно-практической конференции «Политические репрессии XX века в исторической памяти Казахстана», прошедшей во Дворце общественного согласия под эгидой Акмолинской ассамблеи народа Казахстана. На нее собрались представители этнокультурных объединений, советов общественного согласия, профессорско-преподавательский состав кафедр АНК и социально-гуманитарных дисциплин, студенты вузов и колледжей. Открывая конференцию, заместитель председателя ААНК Марал Джакупова озвучила горькие цифры: в Казахстан в разные годы было депортировано более полутора миллионов человек. Не по своей воле здесь оказались выселенные из родных мест представители разных народов: ингуши, чеченцы, крымские татары, турки, греки, калмыки, немцы, поляки, корейцы. Для них Великая степь стала поистине священной землей, где они нашли приют и понимание. «Сегодня они выражают благодарность нашему народу и Казахстан для них стал Родиной и общим домом. Их потомки — наши сограждане. Вместе мы строим сильный, независимый Казахстан. В эти скорбные дни, пропуская через себя драматические события тех лет, понимаешь, что пройденный тяжелый путь — это наше общее прошлое, с его победами и поражениями, радостями и трагедиями, и из всего этого мы должны извлекать уроки»,-заключила она. Минутой молчания почтили присутствующие память всех жертв политических репрессий.
В работе научно-практической конференции принял участие доктор исторических наук, профессор Национального университета обороны имени Первого Президента Республики Казахстан Сатыбалды Дильманов, выступивший с докладом «Массовые репрессии в 1930-х годах. Создание сети концлагерей». Озвученные им данные вызвали интерес собравшихся, многие факты приводились впервые, это был богатейший познавательный материал, который профессор собирал в различных архивах и о чем написал книги. Он констатировал: «Массовые политические репрессии — одна из самых мрачных страниц в истории Казахстана. Советская власть практически превратила республику в тюремно-лагерный застенок, разместив на ее территории самые крупные лагеря — Карлаг, Степлаг, АЛЖИР, а также другие структуры ГУЛАГа — Главного управления лагерей. Официальная статистика свидетельствует, что за годы репрессий в казахстанские лагеря было сослано 5,5 миллиона человек, но некоторые называют другие цифры. Например, российский историк Рой Медведев считает, что жертв репрессий было значительно больше. Ученые продолжают изучать трагическую эпоху. В Казахстане с 1921 по 1954 годы по политическим мотивам были осуждены 100 тыс. человек, 25 тыс. из них расстреляны. Закономерным результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Усилились политические преследования участников партии «Алаш», высказывавших сомнения в правильности политики центра. Грубо нарушались права республики, не считались с национальными особенностями и интересами казахов. Политика давления усилилась с назначением в сентябре 1925 года первым секретарем Казкрайкома Голощекина. Этапы репрессий были разными, первый — 1928-30-е годы, второй -37-38 годы, третий — 46-53 годы. И каждый имел свои трагические страницы».
Несмотря на всю жестокость политического режима, террор против собственного народа не смог поколебать исторически заложенную толерантность, человеческое сострадание и солидарность казахстанцев. Об этом говорили кандидат философских наук, доцент кафедры всемирной истории и философии Кокшетауского госуниверситета им. Ш. Уалиханова Рауза Абдулина и старший преподаватель этого вуза Галымтай Толепбергенов, а также потомок репрессированных Жанара Цой. «Мы должны все это знать и помнить», — подтверждали они. Сохранение трагической памяти тех лет, формирование общенационального исторического сознания, поиск объединительных факторов, укрепляющих национальное единство — имеют неоценимое значение для будущего поколения, их бережного отношения к историческому наследию.
Александра МЯКОТА.