«Мое мнение такое: кто любит Казахстан — тот и работает хорошо, и тому никто у нас не мешает. Ни разрез глаз твой, ни твоя национальность не помеха, когда ты открыт для друзей, когда вместе вы — сила, когда после вас — только добрые дела… Главное, в моем понимании, не особенности твоей крови, а какой ты человек — хороший или плохой… А уж, если родился и прижился здесь, то для тебя все — родное и любимое…». Честно скажу, ни одного слова не изменила в этом монологе «казахстанского грузина, как он себя называет, Александра Баранидзе, директора Кусепского ТОО «Дихан плюс», члена Зерендинского Совета общественного согласия.
Он родился здесь, а вот папа его — из вечно солнечной Грузии. Приехал в 1954 году в Казахстан покорять целину. Хотя и был массовый призыв, сделал он это по зову сердца. Очень хотелось, чтобы в далекой степи появилась прекрасная жизнь, расцвели сады. Романтика его души, скорее всего, передалась и детям. Сыновья тоже посвятили себя селу, в итоге став предпринимателями, и теперь уже в независимом Казахстане строят новую красивую жизнь. Хотя это порой очень и очень не просто. Когда Александр Давидович ехал в Кусепское, говорили сразу: хозяйство отстающее, кадров, техники, социалки — минимум. То, что он увидел, тому соответствовало. Но самым обидным было то, что, натерпевшись изрядно, народ уже ничему не верил: будущей хорошей зарплате, новой технике, лучшей жизни. Раскачать, разуверить трудно, убедить можно было только делами. К тому времени Александр Баранидзе уже имел за плечами хороший опыт — и села поднимал, и в передовые выводил. После индустриального техникума и сельхозинститута инженерил, директорствовал в родном селе, что в соседней Северо-Казахстанской области, руководил «Сельхозтехникой», элеватором. Свой бизнес открыл, землю взял, а друзья пригласили в «АтамекенАгро». Откликнулся — захотел, как и они, работать по-новому, масштабно и на самых передовых технологиях.
Инженер-механик стал еще и организатором, менеджером. А как иначе? Не прошло и трех лет, как народ стал смотреть на жизнь по-другому, да и жизнь стала другой. Текучка кадров осталась в прошлом, сегодня к ним люди со стороны просятся, но ставку здесь делают на своих — обучают, стимулируют лучших. Коллектив расширился вдвое-до 170 человек за три года работы Баранидзе. Все на 100 процентов обеспечены жильем. В новый дом недавно зашел и лучший механизатор Данияр Сангин: молодая семья с двумя детьми не нарадуется такому подарку. «А почему бы нет? — считает директор. — Молодой, перспективный, не пьющий, работает отлично, новую технику получил. Впрочем, как и другие. Удобная спецодежда, достойная зарплата. Без созданий условий молодежь в село разве заманишь? Она пойдет искать там, где лучше, а если это лучше здесь — зачем искать? Помогаем малоимущим, школе, ветеранам. К1 сентября закупаем детишкам портфели, книги, весь необходимый инвентарь…».
Как и обещал Баранидзе, не узнать теперь и село: обустроили территории, заасфальтировали и осветили дороги, осовременили производство, построили ангары, обновили технику. Офис товарищества, что пустовал лет 15, отреставрирован на городской манер, выглядит как с картинки. На первом этаже открыты пекарня, кафе на 120 мест, где теперь и свадьбы справляют, торжества, именины, и в последний путь всем селом провожают. Благоустроили парк культуры и отдыха, установили освещение, скамейки, ажурные беседки, площадку для фонтана, радуют глаз цветы. Село каждую весну будто возрождается вновь — все белится, красится. На радость детям в самом центре села оборудовали игровую площадку с турниками, беседками, каруселями и качелями, красивыми фонарями. Зимой оборудуют каток, снежные горки, летом — футбольную и волейбольную площадки. Спорт здесь в особом почете — спортивная слава о ловких и сильных сельчанах летит далеко… Как и о выращиваемой здесь пшенице.
Вчерашним посевам по одной и той же монокультуре с низкой урожайностью дали бой сразу. Расширили зерновой клин почти втрое, стали работать с землей так, чтобы она ожила — удобряли, боролись с сорняками, соблюдали севооборот, закупали самые лучшие для этого края семена, произвели полное сортообновление. И нива порадовала. В прошлом году средняя урожайность поднялась до 22 центнеров с гектара, а сорта твердой пшеницы дали все 32 центнера. Стали сеять лен, рапс, горох, чечевицу, значительно расширили зернобобовый клин, чтобы обогатить землю. Сейчас здесь уже и влагу закрыли, и подкормку на поля внесли, приступили к их обработке, все агрегаты стоят в полной готовности к севу. Отстающее хозяйство за три года вышло в передовые. А планов сколько! Строительство завода по переработке, развитие животноводства, колбасного цеха. Чтобы все, что нужно для жизни, было в самом селе. «Если все можно производить на месте, зачем ездить в город за продуктами? Для сельчанина-это нонсенс», — считает директор.
Заговорили о семье. Улыбается: «А она у меня — Казахстан в миниатюре. Папа — грузин, мама — русская, уроженка этих мест, села Красный Кордон. Жены у сыновей: одна — немка, другая — молдаванка. Дочь замужем за казахом, в их семье уже растут два моих внука-джигита… Так что всеми своими корнями вросли мы в эту землю и нет уже ее роднее, потому еще так хочется для своих внуков сделать ее еще прекраснее, чтобы, как отцы наши, да и мы сами, они тоже гордились ею…».
Александра МЯКОТА.
Зерендинский район.