В наше время никого не удивишь смешанными браками и тем более в многонациональном Казахстане. Но семья Сарсен-Хамысхановых в с. Жантеке Коргалжынского района, по мнению акима Карашалгинского сельского округа Кусаина Жумашева, на особом счету. Потому что пользуется большим вниманием и уважением односельчан.
Казахско-чеченскую чету чтят за трудолюбие и отзывчивость. Фотография механизатора Ерболата Сарсена еще в советское время висела на Доске почета совхоза «Коргалжынский». Ныне на нем, опытнейшем мастере-наладчике, держится весь автотракторный парк крестьянского хозяйства «Уялы». Суженая Ерболата Толегенулы — Зауреш Хамысханова — занимается воспитанием их приемного сына-инвалида Асылбека, нуждающегося в постоянном уходе.
Как на заре независимости страны два любящих сердца нашли друг друга вряд ли многим известно. Зато во всей округе знают, как предки девушки оказались на Коргалжынской земле. Отец Зауреш Омар Хамысханович вместе со старшим братом Багданом, родителями и другими сородичами весной 1944 года из Чечено-Ингушетии были депортированы в Казахстан. В переполненных до предела «телячьих» вагонах, без света и воды их везли долго. Шла война, безвинные арестанты пухли от голода, заражались тифом. На коротких остановках в глухих, безлюдных разъездах умерших хоронили прямо возле поезда, потому что под угрозой смерти запрещалось отходить от него дальше пяти метров. В такой адской кутерьме два мальчика дошкольного возраста потеряли родителей.
Как рассказал близкий друг семьи Хамысхановых — ветеран труда, кавалер ордена «Знак почета» Кайыреден Жанмолдин, группу, в которую попали осиротевшие братья, из Акмолинска направили в Коргалжынский район. Так они оказались в с. Ушсарт в доме секретаря партийной организации колхоза «Молотов» Жакана и Гульзейнеп Алиевых. Багдан и Омар в семье новых родителей стали старшими братьями их сына Толеубая и дочери Гайни. Получили образование, женились. Омар супругой себе избрал Екатерину Карловну — дочь депортированных немцев. В знак благодарности к казахскому народу они своим детям дали имена: Серик, Серикбай и Зауреш.
Кстати, места, где родились Сарсен и Хамысханова, находятся не близко. Их романтическая встреча состоялась на окраине нынешней столицы республики, тогда еще называвшейся Акмолинском. Зауреш возвращалась, загруженная покупками, а с автобусами в ту пору было туго и рассчитывать приходилось только на попутку. Но она и предположить не могла, что водитель Ерболат доставит ее на автомобиле до самого дома. Почему джигит решился на лишние десятки километров можно только догадываться. «Это не везение, это судьба!», — гордо, по-женски, улыбаясь, говорит Зауреш. «Вначале моя будущая жена приятно удивила меня скромностью, затем завидным знанием казахского языка, наших обычаев и традиций», — делится сокровенным Ерболат.
Кстати, об обычаях. Они у казахского — (дәстүр) и чеченского — (адаты) народов во многом схожи. В каждой семье (и у тех, и других) чтили и соблюдали традиции, переданные старшим поколением. Юноша и девушка могли встречаться только на людях, в общественных местах. Не допускались браки, если джигит и девушка находились по отношению друг к другу менее чем в семиюродном родстве. Любой пришедший на свадьбу был желанным гостем. Некоторые люди ошибочно предполагают, что права чеченских женщин ущемляются. Однако это не так. Мать достойных сыновей имеет право принимать участие в совете мужчин. Когда в дом входит посторонняя женщина, и пусть она даже молодая невестка, все мужчины приветствуют ее стоя.
Асылбека родители ласково называют Аскеном. Он им отвечает взаимностью: «Своего кеке я очень сильно люблю, а маму чуть-чуть больше — она всегда рядом». «Не обижай отца, — поправляет сына Зауреш. — Лучше расскажи как мы его ждем с работы».
В народе говорят, что все счастливые семьи похожи друг на друга. Только у Сарсен-Хамысхановых такое достояние стало возможным через сострадание к чужой боли. Они, мечтавшие о собственных детях, увидев, что роженица хочет отдать не совсем здорового ребенка в детдом, решили его усыновить. На такое способны лишь люди с большим сердцем и чистой душой.
Сейчас юноша занимается по школьной программе 7 класса. По словам куратора, специалиста отдела занятости и социальных программ Кенжегуль Тулешевой, для проведения занятий с Асылбеком Ерболатулы согласно установленному графику на дом приходят учителя. Сам Аскен инициативно показывает нам свой дневник. Оценки в них, похоже, выставляются объективно.
Марат НУРСЕИТОВ.
Фото Ермурата Досумова