Охрана труда
28 апреля во всем мире ежегодно отмечается Всемирный день охраны труда. Стало уже традицией предварять этот день месячником по безопасности и охране труда. На многих казахстанских предприятиях ведется серьезный разговор о нарушениях в сфере трудового законодательства, активизируется профилактическая работа, большое внимание уделяется анализу несчастных случаев на производстве. С такого анализа, направленного на предупреждение производственного травматизма, начала месячник государственная инспекция труда в Степногорcке.
В прошлом году на предприятиях Акмолинской области произошли 75 несчастных случаев, пострадали на производстве 84 человека. Печальную статистику возглавляет Степногорск, где зарегистрированы 25 фактов производственного травматизма, один со смертельным исходом. Два человека погибли на производстве уже в этом году, и опять трагедия со степногорской пропиской.
В Степногорске сосредоточено немало промышленных предприятий Акмолинской области, включая опасные объекты, но вряд ли только этим можно объяснить нередкие несчастные случаи на производстве.
В государственной инспекции труда Акмолинской области главные причины производственного травматизма видят в слабом разъяснении трудового законодательства, в пренебрежении требованиями безопасности и охраны труда, в нарушениях трудовой и производственной дисциплины, в недостатках при аттестации производственных объектов. И тому немало примеров.
По мнению специалистов инспекции следствием неудовлетворительной организации работ стал произошедший в июне прошлого года несчастный случай на совместном предприятии «Сернокислотный завод — Казатомпром» в Степногорске. Серная кислота пролилась на ноги слесарю-ремонтнику во время демонтажа технологического оборудования. Государственной инспекции труда входе проверки предстояло выяснить, на каком этапе организации работ произошел сбой, который привел к тяжелым последствиям.
За три дня до несчастного случая заместитель директора по производству провел совещание, где было принято решение об остановке производства для проведения ремонта и ревизии технологического оборудования. После того как аппаратчица дренировала из трубопроводов остатки серной кислоты и доложила мастеру смены о готовности к ревизии клапанов на линии циркуляции, мастер участка получил наряд на выполнение работ. Ревизию и демонтаж клапанов поручили бригаде слесарей-ремонтников. Мастер смены провел целевой инструктаж и, убедившись в полноте и качестве подготовительных мероприятий, допустил бригаду к работе. Беда случилась после обеда, когда начался демонтаж верхней крышки клапана. Один из слесарей-ремонтников задержался и подошел к рабочему месту, когда его товарищи пытались снять верхнюю крышку клапана. Ремонтник, увидев открытым дренажный вентиль под клапаном, посчитал, что линия циркуляции серной кислоты уже не имеет остаточного давления и, без применения средств индивидуальной защиты, начал монтировкой поднимать верхнюю крышку клапана. В этот момент и произошел пролив серной кислоты на ноги слесаря-ремонтника.
Случилась беда. Человек трудился без защитного фартука, без резиновых сапог, и, казалось бы, винить в произошедшем больше некого — слесарь-ремонтник проявил грубую неосторожность, пренебрегая средствами индивидуальной защиты. Но комиссия во главе с государственным инспектором труда установила несколько причин несчастного случая, разделив ответственность за случившееся между работником и, в большей степени, работодателем. Нарушены правила обеспечения промышленной безопасности для опасных производственных объектов: просчет в наличии остатков серной кислоты в трубопроводе под давлением способствовал выбросу кислоты наружу. Неудовлетворительная организация работ выразилась в необеспеченности их безопасного выполнения и отсутствии надзора за производством демонтажа. А неприменение слесарем-ремонтником средств индивидуальной защиты было отнесено к недостаткам в обучении работников безопасным приемам труда.
Уже в этом году на территории совместного предприятия «Сернокислотный завод — Казатомпром», на площадке ТОО «СКЗ — Пирит», произошла авария, и опять человек получил травму тяжелой степени.
В день аварии, 10 февраля, подрядчик — представитель ТОО «Караман LTD» уведомил руководство совместного предприятия «СКЗ — Казатомпром» о начале демонтажа трубы-башни. Заказчик не дал добро на демонтаж, сославшись на сильный мороз. Но подрядчик настаивал на своем, так как уже были подрезаны все четыре опоры башни и при любом порыве ветра она могла рухнуть.
К полудню ожидали спецтехнику для демонтажа. Техника все не прибывала, а после двенадцати часов труба-башня начала валиться, при падении повредив технологическую эстакаду и коммуникации. Все это привело к аварийной остановке сернокислотного завода.
Мало того, предприниматель, отвечавший за демонтаж трубы-башни, получил травму тяжелой степени, оказавшись в зоне обрушения металлической конструкции.
Государственная инспекция труда назвала несколько технических и организационных нарушений при проведении демонтаж-ных работ. Не соблюдались последовательность выполнения работ, технология демонтажа конструкции. С этим связана и неудовлетворительная организация демонтажа: техника и средства строповки по рабочим параметрам не соответствовали габаритам сносимого элемента, не были учтены возможные опасности, связанные с внезапным скручиванием и разрушением стальных элементов.
В акте специального расследования аварии указано и на отсутствие должного контроля за выполнением демонтажа и сноса трубы-башни. Обобщая обстоятельства аварии, комиссия пришла к выводу, что были нарушены правила техники безопасности при демонтаже и сносе зданий и сооружений.
Несчастный случай с тяжелым исходом произошел в прошлом году с работником степногорского филиала ТОО «Казфосфат-Химический завод».
Начальник цеха поручил электрогазосварщику и двум аппаратчикам заварить свищ пожарной линии на эстакаде. Убедившись, что все заварено и нигде не протекает, сварщик отстегнул монтажный пояс и, спускаясь с эстакады, упал с трехметровой высоты на землю.
Грубая неосторожность пострадавшего и неудовлетворительная организация работ (без должного контроля, без стремянки или лестницы) привели к тяжелой производственной травме.
Падение с высоты, теперь уже на степногорской ТЭЦ, стало причиной еще одного несчастного случая на производстве в августе прошлого года.
Но самая большая статистика несчастных случаев на производстве в степногорском регионе тянется за ГМК «Казахалтын». По данным государственной инспекции труда Акмолинской области, в прошлом году на золотодобывающем предприятии произошло больше двадцати несчастных случаев, едва ли не половина из них с тяжелыми травмами. Начало нынешнего года запомнится предприятию еще одним трагическим несчастным случаем — на руднике Жолымбет.
30 января в цехе сорбции золотоизвлекательной фабрики остановили агитатор в связи с выходом из строя двигателя привода и лопасти мешалки. Для ремонта выделили пять слесарей и газоэлектросварщика. В день трагедии, 3 февраля, два слесаря по ремонту оборудования спустились по приставной лестнице на лопасти мешалки. Закрепившись ремнями безопасности за вал привода агитатора, приступили к отворачиванию болта крепления лопасти. Отвернуть болт ключами не получилось, и один из слесарей попросил у газоэлектросварщика, находившегося на перекрытии агитатора, газорезак. Во время прогрева болта у слесаря, в руках которого был газорезак, загорелась спецодежда. Сбить пламя руками не получалось, на помощь пришел второй слесарь, находившийся на противоположной стороне лопасти, — пламя перешло и на его спецодежду. На крики клюку подбежали два слесаря, которые, увидев товарищей горящими, подтащили находившиеся в десяти метрах шланги с водой и начали тушить огонь сверху, через ремонтный люк. Пострадавших, у которых обгорело до 70 — 75 процентов участков кожи, доставили на «скорой помощи» в районную больницу.
Комиссия по специальному расследованию группового несчастного случая со смертельным исходом пришла к выводу, что причину трагедии нужно искать в неудовлетворительной организации ремонтных работ в условиях повышенной опасности. Газопламенные работы выполнялись слесарем, не имевшим квалификации газосварщика, к тому же в не соответствующей таким работам спецодежде. Не был обеспечен достаточный внутренний контроль за безопасностью труда в процессе газопламенных работ в закрытом пространстве. А само это место не было снабжено достаточным количеством средств пожаротушения. Выполнялись работы в закрытом пространстве без выдачи наряда-допуска на выполнение задания повышенной опасности и без предварительных достаточных технических мероприятий, в частности, без анализа воздушной среды в агитаторе на содержание газов.
На недавнем заседании коллегии управления по инспекции труда Акмолинской области был сделан серьезный анализ нарушений трудового законодательства в области безопасности и охраны труда за 2016 год. Одно из поручений руководителя управления Берика Мустафина касалось усиления профилактической работы с целью недопущения несчастных случаев на производстве, большое внимание в этом году будет уделено внедрению на предприятиях международных и национальных стандартов по безопасности и охране труда. А в Степногорске в связи с этим готовится большой областной семинар.
Виктор МОЛОДОВСКИЙ.
г. Степногорск.